Получи документы

Технология коррекции мелкой моторики у дошкольников

Любовь Архипова
Технология коррекции мелкой моторики у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Мелкая моторика – это умение совершать мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. У детей с нарушенным интеллектом наблюдается выраженная в разной степени общая моторная дефицитность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук.

Публикация «Технология коррекции мелкой моторики у дошкольников» размещена в разделах

Для умственно отсталых дошкольников мелкая моторика является важным средством коррекции, компенсации и восстановления, нарушенных и недоразвитых функций, основой их подготовки к жизни и труду в современном обществе.

Нарушения моторики у рассматриваемой категории детей связано с неспособностью согласовывать работу обеих рук, согласовывать их движения. Затруднения вызывают быстрота, плавность, включения в движение, переключение с одного движения на другое. У данной группы детей долго не выделяется ведущая рука, нет согласованности в действиях обоих рук.

У многих умственно отсталых детей отмечается недоразвитие мелкой моторики, зажатость и недостаточный объем движений. Слабое различение мышечных ощущений приводит к плохой координации. Таким детям свойственна пониженная работоспособность, они быстро утомляются и устают. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности детей. Слабость двигательной координации кистей и пальцев рук усложняет усвоение трудовых, учебных, культурно-гигиенических навыков, а так же навыков самообслуживания. Для детей с нарушенным интеллектом свойственна слабая степень нажима карандаша или ручки на бумагу, перемещение центра листа в стороны, неточность и нечеткость проведения линий (ломаной, волнистой, прямой, в ходе работы с шаблоном наблюдается его соскальзывание. Важно отметить, что у таких детей данные виды координаций без специально организованной работы не вырабатываются.

Коррекционно - педагогическая работа с детьми имеющими нарушения интеллекта подразумевает воздействие на все психические процессы, сглаживая, выравнивая и компенсируя их, решая, таким образом, образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные задачи специального (коррекционного) дошкольного образования.

Уровень развития мелкой моторики, в частности, графомоторных навыков ребенка является показателем готовности к обучению в школе. Недостаточное развитие мелкой моторики, неподготовленность руки к письму, может привести к негативному отношению к учебной деятельности. Необходимо, чтобы ребенок в старшем дошкольном возрасте научился контролировать и координировать свои движения и действия.

Решение такой задачи возможно только при систематическом проведении коррекционно - развивающих занятий с применением специально подобранных игр, заданий и упражнений, обращенных на коррекцию и развитие мелкой моторики умственно отсталых дошкольников.

В коррекционно - педагогической работе основным методом является метод практических заданий, так как обучение, не может реализовываться без деятельности самого ребенка. Игровые методы и приемы занимают существенное место в работе педагога при обучении умственно отсталых детей и являются основным приемом в дошкольном возрасте. Применяя в своей работе игры, педагог пробуждает интерес к содержанию обучения, обеспечивает связь познавательной деятельности с игровой. Игровые приемы помогают привлечь внимание детей, лучше и быстрее овладеть материалом.

В специальной коррекционной работе с умственно отсталыми дошкольниками особое внимание уделяется развитию общей и мелкой моторике рук. Чем выше двигательная активность детей, тем они лучше развиваются, поэтому начинать следует с раннего возраста.

Известно, что в основе каждого действия детей лежат так называемые базовые «схемы-движения». Известно, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью что и рука. Регулярные упражнения по тренировке движений пальцев являются эффективным способом повышения работоспособности головного мозга. В настоящее время подтверждена взаимосвязь развития речи и интеллекта от степени сформированности тонких движений рук. Тонкая моторика - основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.

Незрелость в развитии моторных функций выражается в недостаточной координации движений пальцев и кистей рук. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как конструирование, аппликация, рисование, лепка, где дети работают с мелкими деталями; при выполнении бытовых действий - одевании, раздевании, застегивании и расстегивании пуговиц, застежки-молнии, шнуровании ботинок.

Для развития мелкой моторики при работе с умственно отсталыми детьми, положительного результата можно добиться, используя следующие упражнения:

• игры с мозайкой, конструктором и другими мелкими предметами;

• рамки – вкладыши разной формы;

• элементы массажа и самомассажа, Су-Джок терапия;

• завинчивание и отвинчивание крышек у баночек разного диаметра;

• игры с цветными счетными палочками (выкладывание из палочек различных предметов, начиная с простых геометрических фигур, затем постепенно усложняя задание);

• отрывание и сминание кусочков бумаги то левой, то правой рукой;

• различные виды шнуровок;

• застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний;

• наматывание ниток на катушку, клубочек;

• игры с прищепками разного цвета, размера и формы;

• рисование по шаблону;

• игры с крупой;

• бусы разного размера и цвета

Положительный эффект в развитии моторики дает проведение специальной пальчиковой гимнастики. Основной целью, которой является не механическая тренировка движений руки, а регулярное обучение детей новым двигательным тонко координированным действиям.

Очень важным моментом в проведении подобного рода игровых упражнений является участие в них педагога. Для детей с нарушенным интеллектом присущ низкий уровень самостоятельности, значит организатором и вдохновителем в проведении пальчиковых игр является педагог, который создает у детей положительный эмоциональный настрой по ходу игры, активизирует у детей интерес к игре, желание участвовать в ней. Дети очень любят ритмически организованную речь взрослого, поэтому даже самые простые стишки доставляют им особую радость.

Простые и несложные движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность и зажатость движений.

Развитию мелкой моторики рук очень хорошо помогает работа с пластилином: использование формообразующих движений при скатывании колбасок, скатывании округлых форм, прищипывании, вдавливании, сглаживании. Детям нравится лепить «Червячков для Петушка «Печенье для кукол», «Созревшие яблоки», «Радостного Колобка» и многое другое.

Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на кору головного мозга детей. Разновидные действия руками, пальчиковые игры и упражнения стимулируют процесс речевого и умственного развития детей. Систематические занятия по развитию мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью оказывают благоприятное влияние на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе

Публикации по теме:

«Развитие мелкой моторики дошкольников». Самообразование Самообразование на 2018 -2019 учебный год Воспитатель : Рудус Е. В Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников». Цель: Развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики как прием коррекции речевых нарушенийРазвитие мелкой моторики как прием коррекции речевых нарушений У детей с нарушениями в речи отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений.

Аква-гимнастика: здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста МОЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование его как личности, связано с развитием.

Игры для развития мелкой моторики у детей дошкольников 5–6 лет Игры для развития мелкой моторики у детей дошкольников 5-6 лет 1. Бусы Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов. Что.

Отчета по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников» Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников». Воспитатели: Казакова В. З. Григоренко С. В. Период работы над темой:.

Развитие мелкой моторики дошкольников младшей группы Задача дошкольного воспитания состоит в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей.

Развитие мелкой моторики, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста при помощи пуговицРазвитие мелкой моторики, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста при помощи пуговиц азвитие мелкой моторики, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста при помощи пуговиц. Самый благоприятный.

Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством дидактических игр Развитие тонкой (мелкой) моторики рук крайне важно для любого ребенка. Это объясняется тем, что в человеческом мозге отделы, отвечающие.

Технология коррекции и развития эмоциональной сферы дошкольников ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ Актуальность проблемы: Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной.

Развитие речи у дошкольников посредством мелкой моторики рук «Развитие речи у дошкольников, через мелкую моторику рук». Актуальность вопроса и перспективы: Вопрос о полном развитии речи детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технология коррекции мелкой моторики у дошкольников
Опубликовано: 20 ноября 2019 в 22:22
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология коррекции мелкой моторики у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Архипова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД