Любовь Архипова
Технология коррекции мелкой моторики у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика – это умение совершать мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. У детей с нарушенным интеллектом наблюдается выраженная в разной степени общая моторная дефицитность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук.
Публикация «Технология коррекции мелкой моторики у дошкольников» размещена в разделах
Для умственно отсталых дошкольников мелкая моторика является важным средством коррекции, компенсации и восстановления, нарушенных и недоразвитых функций, основой их подготовки к жизни и труду в современном обществе.
Нарушения моторики у рассматриваемой категории детей связано с неспособностью согласовывать работу обеих рук, согласовывать их движения. Затруднения вызывают быстрота, плавность, включения в движение, переключение с одного движения на другое. У данной группы детей долго не выделяется ведущая рука, нет согласованности в действиях обоих рук.
У многих умственно отсталых детей отмечается недоразвитие мелкой моторики, зажатость и недостаточный объем движений. Слабое различение мышечных ощущений приводит к плохой координации. Таким детям свойственна пониженная работоспособность, они быстро утомляются и устают. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности детей. Слабость двигательной координации кистей и пальцев рук усложняет усвоение трудовых, учебных, культурно-гигиенических навыков, а так же навыков самообслуживания. Для детей с нарушенным интеллектом свойственна слабая степень нажима карандаша или ручки на бумагу, перемещение центра листа в стороны, неточность и нечеткость проведения линий (ломаной, волнистой, прямой, в ходе работы с шаблоном наблюдается его соскальзывание. Важно отметить, что у таких детей данные виды координаций без специально организованной работы не вырабатываются.
Коррекционно - педагогическая работа с детьми имеющими нарушения интеллекта подразумевает воздействие на все психические процессы, сглаживая, выравнивая и компенсируя их, решая, таким образом, образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные задачи специального (коррекционного) дошкольного образования.
Уровень развития мелкой моторики, в частности, графомоторных навыков ребенка является показателем готовности к обучению в школе. Недостаточное развитие мелкой моторики, неподготовленность руки к письму, может привести к негативному отношению к учебной деятельности. Необходимо, чтобы ребенок в старшем дошкольном возрасте научился контролировать и координировать свои движения и действия.
Решение такой задачи возможно только при систематическом проведении коррекционно - развивающих занятий с применением специально подобранных игр, заданий и упражнений, обращенных на коррекцию и развитие мелкой моторики умственно отсталых дошкольников.
В коррекционно - педагогической работе основным методом является метод практических заданий, так как обучение, не может реализовываться без деятельности самого ребенка. Игровые методы и приемы занимают существенное место в работе педагога при обучении умственно отсталых детей и являются основным приемом в дошкольном возрасте. Применяя в своей работе игры, педагог пробуждает интерес к содержанию обучения, обеспечивает связь познавательной деятельности с игровой. Игровые приемы помогают привлечь внимание детей, лучше и быстрее овладеть материалом.
В специальной коррекционной работе с умственно отсталыми дошкольниками особое внимание уделяется развитию общей и мелкой моторике рук. Чем выше двигательная активность детей, тем они лучше развиваются, поэтому начинать следует с раннего возраста.
Известно, что в основе каждого действия детей лежат так называемые базовые «схемы-движения». Известно, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью что и рука. Регулярные упражнения по тренировке движений пальцев являются эффективным способом повышения работоспособности головного мозга. В настоящее время подтверждена взаимосвязь развития речи и интеллекта от степени сформированности тонких движений рук. Тонкая моторика - основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.
Незрелость в развитии моторных функций выражается в недостаточной координации движений пальцев и кистей рук. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как конструирование, аппликация, рисование, лепка, где дети работают с мелкими деталями; при выполнении бытовых действий - одевании, раздевании, застегивании и расстегивании пуговиц, застежки-молнии, шнуровании ботинок.
Для развития мелкой моторики при работе с умственно отсталыми детьми, положительного результата можно добиться, используя следующие упражнения:
• игры с мозайкой, конструктором и другими мелкими предметами;
• рамки – вкладыши разной формы;
• элементы массажа и самомассажа, Су-Джок терапия;
• завинчивание и отвинчивание крышек у баночек разного диаметра;
• игры с цветными счетными палочками (выкладывание из палочек различных предметов, начиная с простых геометрических фигур, затем постепенно усложняя задание);
• отрывание и сминание кусочков бумаги то левой, то правой рукой;
• различные виды шнуровок;
• застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний;
• наматывание ниток на катушку, клубочек;
• игры с прищепками разного цвета, размера и формы;
• рисование по шаблону;
• игры с крупой;
• бусы разного размера и цвета
Положительный эффект в развитии моторики дает проведение специальной пальчиковой гимнастики. Основной целью, которой является не механическая тренировка движений руки, а регулярное обучение детей новым двигательным тонко координированным действиям.
Очень важным моментом в проведении подобного рода игровых упражнений является участие в них педагога. Для детей с нарушенным интеллектом присущ низкий уровень самостоятельности, значит организатором и вдохновителем в проведении пальчиковых игр является педагог, который создает у детей положительный эмоциональный настрой по ходу игры, активизирует у детей интерес к игре, желание участвовать в ней. Дети очень любят ритмически организованную речь взрослого, поэтому даже самые простые стишки доставляют им особую радость.
Простые и несложные движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность и зажатость движений.
Развитию мелкой моторики рук очень хорошо помогает работа с пластилином: использование формообразующих движений при скатывании колбасок, скатывании округлых форм, прищипывании, вдавливании, сглаживании. Детям нравится лепить «Червячков для Петушка «Печенье для кукол», «Созревшие яблоки», «Радостного Колобка» и многое другое.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на кору головного мозга детей. Разновидные действия руками, пальчиковые игры и упражнения стимулируют процесс речевого и умственного развития детей. Систематические занятия по развитию мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью оказывают благоприятное влияние на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе