Светлана Граборова
Развитие мелкой моторики дошкольников младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задача дошкольного воспитания состоит в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и способностей ребенка, его неповторимости и самобытности. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль рук. Указывающие, очерчивающие, оборонительные и другие жесты рук лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась связная речь.
Публикация «Развитие мелкой моторики дошкольников младшей группы» размещена в разделах
Актуальность проблемы.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Средства развития мелкой моторики :
Массаж кистей рук и пальцев;
Пальчиковая гимнастика;
Игры с конструктором и мозаикой;
Рисование и раскрашивание;
Игры с пластилином;
Работа с бумагой, плетение, аппликации;
Игры с крупой, бусинками пуговицами, камешками;
Графические упражнения, штриховка;
Вырезание ножницами.
Для наиболее эффективного развития мелкой моторики имеется необходимый материал для решения этой задачи (игры дидактические "Шнуровки", " Пазлы", "Застежки", "Волшебные бусины" и многое другое).В течение года наполняемость полки обновляется, цели и задачи игры усложняются. Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться, задолго до поступления ребенка в школу. Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики.
Ладонь- ребро- кулак;
Асса;
Волшебный мешочек;
Игры с прищепками;
Шнуровки;
Мозаика;
«Крупинки- придумки»;
Попробуй расстегни;
Дружная семейка.
Лепка- как средство развития мелкой моторики имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Данный вид изобразительной деятельности является одним из любимых для детей в детском саду. Лепка наиболее полно отвечает возрастным особенностям детей дошкольного возраста, удовлетворяя их потребность в активной деятельности, даёт возможность отражать свои мысли и чувства об окружающей действительности в объемных художественных формах. И педагог должен создавать для этого все условия: прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение, учит детей способам создания изображений, средствам их выразительного решения.
М. Монтессори разработала программу развития мелкой моторики рук, так как тактильные ощущения связаны напрямую с мыслительными и эмоциональными процессами. Развитие мелкой моторики рук способствует тому, что пальцы ребёнка становятся более упругими и сильными, что, в свою очередь, позволяет держать карандаш или ручку
И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Развитие речи детей посредствам мелкой моторики рук.
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».
Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики два взаимосвязанных неразрывных процесса.
Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики :
игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т. д.);
пальчиковые игры;
лепка;
массаж пальцев и кистей;
пирамидки;
игрушки – шнуровки;
Кубики