Лучший педагог года

Техника оригами как эффективное средство в развитии конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста

Габитова Елена Валерьевна
Техника оригами как эффективное средство в развитии конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста

Актуальность темы:

Актуальность обусловлена большой значимостью ручного труда в развитии творческих способностей детей.

Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого творчества является оригами – создание фигурок из бумаги.

Складывая бумажные фигурки, дети отрабатывают точность и аккуратность. Ведь для того, чтобы фигурка получилась правильно, необходимо складывать лист так, чтобы углы и сгибы были идеально ровными. При создании бумажных игрушек и фигур, дети получают навыки работы ножницами (разрезание, надрезание, вырезание и так далее) и склеивания бумаги, навыками одно- или многократного сгибания бумажного листа с обязательным разглаживанием сгибов и углов. Еще одним полезным качеством, которое помогают приобретать бумажные фигурки – это усидчивость. Бумажные игрушки требуют от своего создателя кропотливой работы, а у детей даже самые простые модели не всегда получаются с первого раза. Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка концентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха.

Все эти качества пригодятся потом при обучении в школе, ускорят адаптацию ребенка к школьным требованиям, повысят его успеваемость. Кроме того, в процессе создания бумажных шедевров у детей развивается пространственное воображение и конструктивное мышление, формируется художественный вкус. Развитие памяти с помощью оригами связано не только с мелкой моторикой, но и происходит напрямую. Память ребенка тренируется при запоминании, какие действия, в какой последовательности нужно совершить, чтобы листок бумаги превратился в объемную фигурку.

Интерес детей к оригами объясняется не только волшебным превращением бумажного листа в игрушку. Полученные фигурки дети используют по прямому назначению – для игр, в том числе ролевых. При этом фигурки можно разукрасить красками или фломастерами, что само по себе является развивающим занятием.

Направление: профессиональное, методическое

Группа: старшая

Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 года

Окончание работы: май 2023 года

Форма самообразования: Индивидуальная

Цель: повысить профессиональную квалификацию по художественных и творческих способностей в искусстве работы с бумагой в разных техниках детей старшего дошкольного возраста, уровень профессионального мастерства и компетентности. Изучить методы и приемы конструирования из бумаги.

Задачи:

1. Повышать знания путем изучения необходимой литературы по технике оригами.

2. Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

3. Рассмотреть теоретические основы обучения технике оригами: историю его возникновения, необходимый материал, приемы и технологию выполнения.

4. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста.

5. Выявить влияние оригами на развитие конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Предполагаемые результаты:

1. Повышен собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по теме самообразования.

2. Дети знают различные приемы преобразования поделок из бумаги.

3. Проведены мастер-классы для педагогов и родителей по технике оригами.

4. Организована выставка совместной деятельности детей и родителей «В стране оригами».

План работы на 2021 - 2022 учебный год

Месяц Формы работы

С детьми

Педагогами Самообразование Родителями

Сентябрь 2022 год Познакомить детей с историей возникновения и развития искусства оригами, со свойствами бумаги. Вызвать интерес к изготовлению поделок из бумаги.

Познакомить детей с искусством складывания фигурок из бумаги.

Изготовление базовых форм оригами: «дверь», «книжка», «треугольник», «блинчик», «воздушный змей», «дом» изготовление простых поделок. Круглый стол с педагогами на тему: «Техника оригами как эффективное средство в развитии конструктивных способностей детей». Изучение справочной, научно-методической литературы по вопросу обучения детей искусству оригами. Разработать картотеку дидактических игр на тему: «Техника оригами как эффективное средство в развитии конструктивных способностей» Консультация для родителей «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей». Разработать памятки и рекомендации: «Виды техник оригами»

Октябрь 2022 год Познакомить с базовыми формами в оригами.

Упражнять детей в аккуратном складывании.

1. Изготовление простой поделки «Кошка»

2. «Собачка». Изготовление поделки с рисованием.

Коллективная работа осенний кленовый венок. Мастер-класс по модульному оригами. Курсы повышения квалификации по выбранной теме. Привлечение родителей к изготовлению осенних поделок с использованием техники «Оригами».

Ноябрь

2022 год Знакомство детей с обозначениями, которые используют в схемах оригами.

Воспитывать желание создавать коллективную композицию, помогать друг другу.

Коллективная работа «Грибная пора» Оформление найденного материала по теме самообразования в презентацию и демонстрация на педагогическом совете. Изучение опыта педагогов по использованию в своей работы техники «Оригами» в различных источниках. Мастер-класс для родителей «Осенний листопад»

Декабрь 2022 год Учить работать с исходной формой «квадрат».

Продолжать развивать интерес к искусству оригами.

«Новогодние украшения». Выполнение поделки из одного бумажного квадрата.

Посещение мастер-класса «Волшебное искусство оригами» Участие в выставках декоративно-прикладного творчества, тематических конкурсах. Привлечение родителей к изготовлению зимних поделок.

Январь 2023 год Воспитывать интерес к искусству оригами.

«Что? Где? Когда?» Диагностическая викторина

«Снеговик». Изготовление поделки. Консультация для педагогов «Влияние нетрадиционной, художественной деятельности (оригами) на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Изучение методической литературы. Мастер-класс для родителей «Снежинка»

Февраль 2023 год Продолжать учить работать с исходной формой «квадрат».

«Самолет, парусник» Изготовление поделок в преддверии Дня защитника отечества.

Проведение открытого занятия «Мир оригами». Подготовка материала к открытому занятию. Консультация для родителей «Значение оригами для всестороннего развития ребенка».

Март

2023 год Учить изготавливать различные цветы в технике оригами.

«Букет для мамы» оригами-аппликация Мастер-класс для педагогов «Мокрое оригами» Курсы повышения квалификации по выбранной теме Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей в семье»

Апрель 2023 год Коллективная аппликация «Грачи прилетели».

«Ракета» Изготовление поделки в преддверии Дня космонавтики Предоставление своего педагогического опыта по данной тематике перед коллегами. Изучение литературы. Повышение профессионального мастерства и компетентности. Родительское собрание «Роль оригами в жизни ребёнка»

Май

2023 год Продолжать учить работать с исходной формой квадрат, прямоугольник.

Развивать точность движений,

умение проглаживать лини сгиба.

Изготовление поделки «Лодочка»

Выступление с отчетом на педагогическом совете по изученной теме. Подготовка отчёта по теме «Техника оригами как эффективное средство в развитии конструктивных способностей детей». Выставка совместной деятельности детей и родителей «В стране оригами»

Выход темы:

• Изучение методической литературы по теме самообразования.

• Подобрать упражнения для детей старшего возраста в технике «Оригами»

• Разработать памятки и рекомендации: «Виды техник оригами».

• Подготовить материалы для круглого стола с педагогами «Техника оригами как эффективное средство в развитии конструктивных способностей», материалы для консультации «Влияние нетрадиционной, художественной деятельности (оригами) на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста», материалы для мастер-класса «Мокрое оригами».

• Посещение мастер-класса «Волшебное искусство оригами».

• Прохождение курсов повышения квалификации.

• Ознакомление коллег с собственными наработками по теме.

• Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Список литературы.

1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

2. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Оригами. Зоопарк в другом кармане. Санкт - Петербург, «Химия», 1997

3. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Вс об оригами. Справочник. Санкт - Петербург: «Кристалл», М: «Оникс», 2005

4. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992г.

5. Долженко Г. И. Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт -Петербург, «Дельта», 2010г.

6. Жихарева О. М. Оригами для дошкольников С-Пб, «Кристалл», 2012г.

7. Рябкова И. А. Художественн0-творческая деятельность. Оригами. В-д. «Учитель».2012г.

8.«Оригами – лучшие модели», Т. Б. Сержантова, 2004, Москва.

9. «Оригами для всей семьи» - Т. Б. Сержантова, 2005г, Москва.

10. «Оригами – новые модели» - Т. Б. Сержантова, 2006г, Москва.

11. «366 моделей оригами» - Т. Б. Сержантова, 2006г, Москва.

12. «Бумажные фантазии оригами» - М. П. Згурская, 2007г

Публикации по теме:

Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возрастаИспользование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста В современной системе российского образования, вместе с задачами обучения и развития познавательных способностей, большое внимание уделяется.

Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возрастаИспользование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста Аннотация: Развитие умственных способностей детей достигается в процессе усвоения знаний. Использование развивающих игр ведет к ускорению.

Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возрастаПластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста Большое значение для всестороннего развития дошкольников имеет рисование. Рисовать можно не только с помощью карандашей или фломастеров,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Техника оригами как эффективное средство в развитии конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 сентября 2024 в 16:08
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Техника оригами как эффективное средство в развитии конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Габитова Елена Валерьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...

30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД