Елена Аханькова
Консультация «Тебе, начинающий воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
Тебе, начинающий воспитатель!
Задачи, поставленные Федеральными Государственными требованиями 17.09.2013, обязывают педагогических работников совершенствовать развивающую работу с детьми, оптимизировать средства и методы работы.
Особую роль призваны сыграть педагоги дошкольных учреждений, которые являются экспериментальными площадками по внедрению ФГОСТ в работу педагогической системы, где указываются конкретные задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Публикация «Консультация „Тебе, начинающий воспитатель“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Ведущая роль в воспитании детей принадлежит педагогу. Он проектирует будущее ребенка. Сознание высокой профессиональной ответственности, постоянное стремление развиваться, постоянное стремление к овладению искусством воспитания – характерные черты современного педагога.
Глубоко понимая задачи воспитания, педагог формирует у дошкольников основы моральных качеств, трудолюбие, любовь к Родине, толерантность. Педагог прививает детям полезные навыки и привычки, всесторонне развивает, формирует поведение, гуманные чувства, доброжелательное отношение к сверстникам.
В педагогическом процессе одновременно решаются задачи как запланированные, так и те, которые заранее предусмотреть трудно. Воспитание осуществляется и тогда, когда педагог преднамеренно ставит задачу развить интегративные качества ребенка, и тогда, когда ребенок сам выбирает ту или иную деятельность. Процесс воспитания непрерывен. Для педагогов это положение приобретает особое значение, так как воспитание осуществляется не от случая к случаю, не тогда, когда этого требует та или иная ситуация, а целенаправленно, постоянно. Удачный педагогический прием – это не случайность, не вдруг найденный выход из сложившейся ситуации, а профессиональная подготовка и каждодневная практика, анализ причин возникновения сходных обстоятельств и мотивов поведения ребенка. Вот почему педагог постоянно обдумывает каждый свой шаг в работе с детьми, изучает передовой педагогический опыт коллег.
Педагог организует жизнь детей в детском саду так, чтобы каждый день и час открывал им новое, развивал все их лучшие качества, формировал основы личности.
Воспитание – кропотливый процесс, требующий от педагога умения понимать детей, их особенности и использовать умение развивать ребенка по новым требованиям. Это обязывает его вникать в мотивы детских поступков, изучать своих воспитанников на протяжении всего пребывания в детском саду, повседневно, во всех видах деятельности.
Каждый следующий день ребенок уже не тот, что был накануне: новые впечатления, знания, разъяснения, общение со сверстниками – все обогащает опыт дошкольника, ведет к его всестороннему развитию. И только тогда работа педагога будет способствовать постоянному совершенствованию развиваемых качеств воспитанников, когда будет учитываться все возрастающий опыт ребенка.
Успех воспитания во многом зависит от контакта педагога с детьми. Важно, чтобы с первых дней дети почувствовали расположение к нему, уверенность в том, что в любой момент найдут у него поддержку и непременно будут поняты.
Как известно, воспитание и развитие ребенка осуществляется в игровой деятельности. Дети могут быть заняты различными делами, но задача, стоящая перед педагогом общая: он – организатор детской деятельности, следит за ее направленностью, способствует ее развитию, реализации интересов детей. Сопровождая деятельность детей, педагог использует ее как средство нравственного воспитания : развивает у дошкольников самостоятельность, настойчивость, формирует поведение в детском коллективе, положительное отношение к сверстникам.
Жизнь среди сверстников в детском саду создает условия для развития у детей навыков культуры поведения и деятельности. Задача педагога – добиться, чтобы внешние формы поведения стали выражением внутренней воспитанности ребенка.
Детская жизнь строится на основе режима, и в соответствии с ним развертывается любая деятельность. При руководстве режимными процессами (умывание, одевание на прогулку, прием пищи и пр.) педагог наряду с формированием культурно-гигиенических навыков у детей решает задачи воспитания вежливости, внимания к сверстникам, основ поведения в социуме.
День ребенка наполнен разнообразной деятельностью. Каждая минута полезной занятости воспитывает его, заполняет досуг творческой радостью. Какие впечатления о детском саде, о воспитателе остаются в памяти ребенка? Может быть, не раз вспомнит кто-то из них, как с помощью своего воспитателя преодолевал трудности, учился творить. Или, может быть, сохранит в себе то ощущение радости, которое овладевало им, когда в объяснениях воспитателя он находил ответы на свои «почему», когда беседы с ним помогали раскрывать новое и удивительное. А может быть, у него надолго останется то ощущение теплоты и уюта, которое он испытывал в своем втором доме, где рос вместе со сверстниками, познавал радость дружбы, общих дел и общения.
Воспитание – сложный, трудоемкий и кропотливый процесс. Педагогу необходимо всегда быть в поиске путей и средств воспитания. Это и поиск подхода к ребенку, и поиск решения в трудном случае, это поиск положительных, сильных черт у ребенка, это поиск в себе самом терпения и любви, без которых невозможен контакт с детьми. Без творчества, вдохновения, любви к детям нет воспитателя.
Профессия воспитателя самая гуманная, и это обязывает его уважать детей, проявлять к ним разумную требовательность и справедливость, ласку и чуткость. Он выполняет благородную миссию – реализует право детей на счастливое настоящее и будущее. Это к тем, кому доверено воспитание будущего поколения, обращены слова В. А Сухомлинского: «…чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце».