Веретенникова Елена Борисовна
«Театрально-игровая деятельность как средство ознакомления с художественной литературой и развития выразительности речи»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольной педагогике и психологии вопросам развития детского творчества в разных видах художественной деятельности уделяется пристальное внимание. Исследования показали, что развитие художественных способностей тесно связано с развитием познавательных и личностных особенностей дошкольника. Огромную роль в становлении творчества играет ознакомление детей с произведениями искусства, которые обогащают мир душевных переживаний ребенка, помогают ему почувствовать художественный образ и передать его в своих сочинениях. В настоящее время многие исследователи ищут механизмы творческого создания художественного образа на основе взаимодействия выразительных средств разных искусств (музыки, живописи, литературы, театра). При этом речь идет о соединении и взаимообогащении в творческом процессе различных видов художественной деятельности. Нас очень заинтересовали материалы исследований, и мы решили попробовать использовать театральную деятельность для ознакомления дошкольников с художественной литературой.
Публикация «„Театрально-игровая деятельность как средство ознакомления с художественной литературой и развития выразительности речи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Ни для кого не секрет, что сейчас люди очень мало читают, общение с книгой заменяет интернет. Родители очень мало читают детям, поэтому у них уже в дошкольном возрасте утрачивается интерес к книге. В детском саду дети предпочитают активные игры чтению, поэтому и возник вопрос о поиске эффективных средств, привития любви к художественной литературе и всестороннему развитию дошкольников.
Основные методы:
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
Так как одним из направлений нашей работы является использование театрально – игровой деятельности подробнее мы рассмотрим метод инсценирования, который является одним из понятных и доступных средств детской деятельности для ознакомления с художественной литературой. Этому методу мы придаём более глубокое значение, рассматривая его как театрально-игровую деятельность. Театрально-игровая деятельность – интересна и понятна для детей. Даже самые робкие, неуверенные в себе дети принимают в них участие.
В образовательную деятельность по ознакомлению дошкольников с художественной литературой мы включаем элементы театрализованной деятельности, где дети с удовольствием участвуют в разыгрывании сказок, небольших рассказов. Разыгрывают по ролям и с разнообразными видами театров диалоги главных героев произведений. Это позволяет им глубже усвоить содержание полюбившихся произведений, дает возможность проявить творчество (сочинительство). Иногда в действие вводим шумовые инструменты (бубен, барабан, погремушки, колокольчики, которые придают сочинённой ребёнком песенке новое звучание, создают праздничную атмосферу.
С целью создания благоприятных условий для ознакомления с художественной литературой и развития выразительности речи посредством театрально-игровой деятельности, нами была разработана образовательная программа дополнительного образования дошкольников по театрализованной деятельности «Зазеркалье»
Основным содержанием программы является работа над спектаклями по литературным и авторским произведениям.
Основными разделами программы являются:
1. Театральная игра :
2. Ритмопластика:
3. Культура и техника речи :
Этот раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Условно все упражнения можно разделить на три вида:
• дыхательные и артикуляционные;
• дикционные и интонационные;
• творческие игры со словом.
Задачи:
— развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи;
— связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;
— учить произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
— помогать пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
— пополнять словарный запас.
4. Основы театральной культуры :
Раздел призван обеспечить условия для обладания детьми эле-ментарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: особенности театрального искусства; виды театрального искусства; основы актерского мастерства; культура зрителя.
Задачи:
— познакомить с театральной терминологией, основными вида ми театрального искусства;
— воспитывать культуру поведения в театре.
5. Работа над спектаклем:
Раздел является вспомогательным и базируется на литературных и авторских сценариях и включает в себя следующие темы:
• «Знакомство с пьесой, сказкой»;
• «От этюдов к рождению спектакля».
Задачи:
— учить сочинять этюды по сказкам, рассказам, басням;
— развивать навыки действий с воображаемыми предметами;
— учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом;
— развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуж-дающе, таинственно и т. п.);
— пополнять словарный запас, образный строй речи.
Несмотря на то, что в учебно-тематическом плане все содержание программы разбито на несколько разделов, педагог организует свою работу таким образом, чтобы на каждом занятии в той или иной мере отрабатывались и театральные игры, и ритмопластика, и речевые упражнения, и занятия по театральной культуре, и работа над пьесой и спектаклем. Такой подход позволяет эффективно включить детей в театрализованную деятельность.
Процесс театральных занятий представляет собой систему творческих игр и этюдов. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не только пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в занимательной, игровой доступной детям форме. По мере освоения требуемых навыков, задания усложняются, детям предлагается решать комплексные задачи (например, ритмопластические упражнения сочетаются с заданиями по технике речи).
Методические приё мы реализации программы:
- создание ситуаций успеха на занятиях по данной программе – один из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом сюжеты урока и цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и несложности процесса обучения;
- метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием зоны ближайшего развития, сфер и полей жизнедеятельности в условиях ДОУ и метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов представляют собой основные методы развития познавательного интерес детей к театру;
- метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы. Дети в силу своих возрастных особенностей отличаются большой любознательностью, поэтому любая ясно и доступно изложенная проблема сразу их «зажигает»;
- метод создания креативного поля (или метод решения задач дивергентного характера) выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе. Работа в социокультурной ситуации создаёт возможность выработки различных способов решения задач, поиска новых художественно-эстетических средств воплощения сценического образа;
- ценным методом стимулирования интереса к музыкально-театральным занятиям выступает метод использования различных игровых форм в организации культурно-досуговой деятельности детей. Метод перевода в игровой деятельности на творческий уровень представляет введение в хорошо известную и привычную для дошкольников игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других правил и условий.
Работа по данной программе велась три года (со средней по подготовительную группу). Анализируя свою работу, можем сказать, что театрально-игровая деятельность обогатила детей новыми впечатлениями, знаниями, развила интерес к литературе, а также активизировала словарь, совершенствовалась связная речь, звуковая сторона речи и ее выразительность. А самое главное, благодаря именно театрализованным играм, дети стали более раскрепощенными, открытыми для общения с разными людьми.
Подтверждением положительного результата нашей работы является театральные постановки, получившие высокую оценку не только в ДОУ, на уровне города и Российской Федерации.