Елена Макарова
«Театрализованная игра и детские спектакли в условиях ДОУ» (рекомендации к работе над спектаклем)
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы формирования выразительности у детей дошкольного возраста.
3-4 года
- формирование у детей простейших образно-выразительных умений (имитация характерных движений сказочных героев, создание эмоцио-нально-положительного микроклимата.
4-5 лет
Публикация «„Театрализованная игра и детские спектакли в условиях ДОУ“ (рекомендации к работе над спектаклем)» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
-обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомима, начальное формирование эмпатических способностей.
5-6-7 лет
-совершенствование художественно-образных исполнительских умений, развитие творческой самостоятельности, выразительности пантомимических действий, формирование эмпатических способностей.
Структура театрализованной игры
Основная цель:
Обучение элементам техники движений, формирование эмоций, приобретение навыков саморасслабления, развитие речи.
I часть: 3-5 мин.
Цель: снятие напряжение (упражнения на движение, изображения основных эмоциональных состояний, упражнение на технику речи)
II часть: до 10 мин.
Цель:работа над мимикой и пантомимикой
III часть: до 10 мин.
Цель: формирование коммуникативных способностей и качеств личности (игры на саморасслабление, хороводные, обыгрывание сценок и сказок, диалоги, элементы сказкотерапии).
Моторные компоненты для выражения эмоций:
Мимика - выразительные движения мышц лица.
Пантомимика - вырази-тельные движения тела.
Вокальная мимика - выразительные свойства речи.
Введение новой сказки.
I. Требования к новой сказке:
-Доступность содержания;
-Простота и быстрое развитие сюжета;
-Яркость эмоционального насыщения образов;
-Четкость характеров героев;
-Богатство и точность языка.
В младших группах сюжет простой, одноплановый.
Главные герои - животные, причем русских сказок. Обязательно присутствует антропоморфизм (очеловечивание животных).
В старших группах- волшебные сказки, самый большой и древний вид сказок. Герои олицетворяют добро и зло.
Добро - сочетание внешней красоты и мудрости, терпеливости, верности, любви, смелости, мужественности, ловкости. Зло - сочетание жадности, вредности, зависти, колдовства.
II. Требования к языку сказки:
-обусловлен выразительными психологическими особенностями дете,
- должен решать задачи обогащения словаря данной возрастной группы,
- должен быть литературным, точный, образный, эмоциональный.
В младших группах все герои говорят простыми краткими предложениями с большим количеством глаголов, используются повторы одного и того же слова. Есть традиционные определения и синонимы (заяц-косой, лисичка-сестричка и т. п., много песен, присказок. Много тафталогии (жили-были, день-деньской и т. п.).
В старших группах язык сложнее, много прилагательных, определений. Есть постоянные фразеологические обороты.
III. Требования к сюжету сказки.
- имеет четкий стержень, не давать резких отступлений
- имеет быстрое развитие
- имеет занимательный характер, типичность образов, конкретность.
- отражает реальную жизнь
- имеет поэтический вымысел.
IV. Этапы введения новой сказки.
В младших группах :
-рассказывание в сопровождении настольного предмета;
-фланелеграф (обыгрывание);
-картонный театр;
-хороводные игры с масками.
В старших группах:
-чтение произведения;
-прослушивание записи,
-просмотр мультфильма ;
-посещение театра;
-поэтапный разбор произведения:
1)происхождение героя;
2)расставание со своим домом;
3)выбор пути или проверка на доброе сердце;
4)борьба и победа;
5)возвращение домой, трудности пути;
6)прибытие домой, утверждение себя;
7) конец, и т. д.
V. Игра в сказку.
В младших группах - это хороводные игры, маски, настольный театр. В старших группах - это обыгрывание диалогов, сценок, сюжетное рисование и т. д.
VI. Работа над спектаклем.
В первую очередь мы объяснили детям, что для постановки спектакля сказку можно переделать. Переделывают сказку сценаристы, а ставит сказку в театре (репетирует, распределяет артистов на роли режиссер. В театре множество и других профессий: гримеры, художники модельеры, костюмеры, [/b]осветители, суфлеры. С этим понятиями мы знакомим детей (со старшей группы) через беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.
Принципы постановки спектакля.
I принцип: Художественное оформление сказки (роль декорации).
Большую роль мы отводим декорациям -ребенок сразу попадает в сказку.
Требования к декорациям:
1. выразительны;
2. динамичны;
3. соответствовать эмоциональности образа, тексту;
4. просты в композиции;
5. отвечать высоким эстетическим требованиям.
II принцип: Роль и место взрослого на сцене.
В спектакле для младшего и среднего возраста мы находимся с детьми на сцене. Они чувствуют себя защищенными, поэтому действие идет очень спокойно и непринужденно. Мы не боимся войти в действие спектакля, когда это требуется, подсказать словами, жестами, мимикой.
Начиная со старшей группы все спектакли, дети играют одни. Мы сидим в зрительном зале, среди публики, но на первом ряду. «Артисты» видят нас и поэтому чувствуют себя не одиноко перед зрителями.
III принцип: Вступительная и заключительная часть. Зачин спектакля.
Очень внимательно и серьезно мы продумываем вступительную и заключительную части. В разных сказках выход героев на сцену разный, но все герои представляются в начале сказки.
Особое внимание в каждой сказке уделяется зачину. Он дает настрой детям и публике, на сказочное настроение.
Например, в русских народных сказках - это закличка, присказка, хороводное пение.
В волшебных сказках зачин -выход героев,песня.
Большая роль отводится заключительной части. В младших группах она веселая, добрая, в старших - торжественная. В конце спектакля все дети поют заключительную песню, после которой мы представляем каждого артиста.
IV принцип: Место детей на сцене.
Здесь два основных правила:
1. Все герои находятся на сцене.
2. Только в старших группах дети могут уйти за занавес и то на несколько минут.
V принцип: Сюрпризный момент.
Девиз нашего театра - «Спектакль - праздник», а какой праздник проходит без сюрприза? Поэтому к каждому спектаклю мы придумываем и подготавливаем вместе с родителями сюрприз. Это всегда приносит много радости, смеха и веселья нашим маленьким артистам. В сказке «гуси-лебеди" дед и баба привезли с базара «Волшебный сундучок", а в уголках речки, печки и яблоньки мы вместе с детьми нашли, спрятанный там кисель в кувшинчике, пирог и корзинку с яблоками. А на кошкино новоселье в «Кошкином доме», артисты сами выносили угощенья:
курица - корзиночку с яйцами «Киндер - сюрприз»;
козел - пирог с капустой;
свинья - корзиночку с яблоками.
Родители традиционно дарят детям книги. В «Золушке» родители испекли детям прекрасный торт, на котором стояла карамельная туфелька, и подарили книжки - театр «Золушка».
VI принцип: Значение костюмов в творческом перевоплощении, детей.
Уже в работе над первым спектаклем мы поняли огромное значение красивого костюма. Любой малыш значительно больше перевоплощается, глубже входит в роль. С большим интересом ее играет в настоящем, роскошном костюме. Поэтому костюмам мы придаем важнейшее значение. Конечно, без помощи родителей здесь не обойтись и нам пришлось много поработать, чтобы заинтересовать наших родителей. Среди родителей создалась «творческая» группа, которая всю родительскую работу над спектаклем разделила на группы,в которых одни отвечали за костюмы, другие за декорации, афиши, третьи за подарки, угощение, четвертые за программки и приглашения, пятые оказывали спонсорскую помощь. Родители видели и наш труд, и от этого их желание нам помочь только возрастало.
VII принцип: Распределение ролей и работа над ролью.
Это очень сложный момент в работе над спектаклем. Мы распределяем роли в соответствии с характером и индивидуальными особенностями ребенка и здесь самое главное заинтересовать его так, чтобы он сам захотел сыграть ее. Поскольку у нас в группе детей было больше чем сказочных героев, приходилось придумывать и вводить в спектакль дополнительные сказочные персонажи:
- бабочка, жуки в «Теремке»,
- мухоморы, кот, скоморохи в сказке «Гуси-лебеди»,
- фанфаристы в «Золушке».
В наших спектаклях практически нет массовок и поэтому каждый ребенок имеет возможность себя проявить, сыграть индивидуальную роль, поэтому желание выступать у детей очень велико.
Заучивание текста ролей в нашем театре происходит в процессе введения нового сценария сказки (см. выше, поэтапного разбора, репетиций в зале. Как правило, текст запоминается детьми очень быстро, ненавязчиво и дети знают его целиком.
VIII принцип: Работа с родителями.
Родители до тех пор с осторожностью относятся к работе педагога, пока не увидят результат этой работы в своих детях.
Уже после первого спектакля родители стремятся оказать помощь педагогам, проникаются вниманием и интересом, понимают значение этой работы. По предложению воспитателей или по собственному желанию помогают изготавливать декорации, участвуют в обновлении или пошиве костюмов, изготовлении программок, приглашений, афиш, приобретают сувениры детям и т. д.
Родители невольно сами начинают «играть в сказку», у них появляется чувство гордости за своего малыша, группу, детский сад.
IX принцип: Место сказки в повседневной жизни детей
.
Во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам ра-боты в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчеркнуты обязанности педагога, одной из которых является обеспечение взаимосвязи с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе. Для реализации этой задачи театрализованная деятельность реализовывается в утренние и вечерние часы в регламентированное время, ограниченно включается в различные занятия, специально планируется на занятиях.