Дарья Парахина
Театрализованная деятельность как средство развития речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей раннего возраста".
Добрый день. Меня зовут Парахина Дарья Сергеевна. Я воспитатель МАДОУ детский сад №332 «Березка». Хочу представить вам свой опыт работы.
Вся жизнь детей насыщена игрой и каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для разностороннего развития ребенка. Именно в этом возрасте происходит значительный скачок в развитии таких психических процессов как речь, восприятие, память.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Поэтому тема моей работы стала «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».
Рассмотрев, роль одной из самых привлекательных форм деятельности дошкольников – театрализованной деятельности, учитывая актуальность выбранной темы, проанализировав методическую литературу, программные требования, а также требования, выдвигаемые современным обществом, мной были сформулированы цель и задачи работы.
Цель проекта: Развитие речевых навыков детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
• Знакомить детей с малыми фольклорными формами: потешками, сказками, стихами. Развивать интерес к их обыгрыванию.
• Развитие слухового внимания, понимание речи, звукоподражание, активизация словаря.
• Стимулировать ребёнка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых произведений.
• Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
• Демонстрировать родителям знания и умения детей, приобретённых в ходе реализации проекта.
• Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
На родительском собрании, родителей заинтересовал вопрос развития речи и речевых проблем детей группы раннего возраста. Мы совместно обсуждали эти проблемы и искали пути решения. Одним из методов развития речи большинство родителей выделили театрализованную деятельность.
Анализируя результаты диагностики в начале года, я пришла к выводу, что у большинства детей низкий уровень по данному направлению. Ребята не сопровождают речью игровые и бытовые действия. У них не богатый запас слов, не могут рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта, плохо развиты навыки связной речи и звукопроизношения, отсутствуют коммуникативные навыки. Ребенок не проявляет заметного интереса к театрализованной деятельности и персонажам из сказок.
Далее я проанализировала условия развивающий предметно – пространственной среды моей группы, а также условия для развития и проведения театрализованной игры : определение место для игры, пересмотрела оснащение театрализованных игр – подобрала разнообразные театрализованные игрушки, обновила декорации и атрибуты. Изучила методическую литературу по данному вопросу. Для решения поставленных задач планировала работу с детьми с постепенным усложнением и повторением произведений.
Поскольку дети, посещающие группу – малыши, то ведущая роль в театрализованной деятельности принадлежит педагогу.
Содержание занятий являлось не только знакомством с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и показ с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого реб нка. Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый реб нок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Проводила с ребятами различные игровые упражнения на умение передать образ персонажа, действия. Например: покажи, как скачет зайка, как идет медведь, коза рогатая, как испугалась бабушка, как дед тянул репку, как звал на помощь и т. д.
В работе использую русские народные сказки по возрасту, русский фольклор: песенки, потешки, прибаутки, колыбельные песенки и т. п. Например, такие как: «Кисонька – мурысонька», «Курочка – рябушка», «Мишка – косолапый», «Коза рогатая», «Котя – котичек - коток», «Петушок, петушок…», «Тень – тень – потетень…», «Два веселых гуся», стихи А. Барто, З. Александровой «Мой мишка», сказки Маршака, В. Сутеева и другие, соответствующие возрасту детей.
Так же вела индивидуальную работу с детьми, для которых она была необходима. Индивидуальная работа построена на играх с дидактическими пособиями, с куклами пальчикового театра, в пальчиковые игры, с различными видами театра. Подобрала соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогли детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра. Так же проигрывали с ребятами сюжеты уже знакомых им сказок. Учитываю интересы ребенка, он сам выбирает сказку, игру, вид театра.
Индивидуальная работа не обошлась без правильных произношений звуков, слов и ведения ролевого диалога. Тут мне помогали картинки с изображением животных или каких-либо действий и конечно же персонажи из русских народных сказок.
Поскольку большое значение для развития ребёнка 2-3х лет имеет театральная среда, она способствует его самовыражению, я стараюсь знакомить малышей с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Оборудование расположила так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, чтобы ребёнок легко включался в игровую ситуацию.
В театральном уголке есть пальчиковый театр; настольный театр (все персонажи, а также некоторые атрибуты сказки, например: избушки, лес, пеньки и др., представлены в виде деревянных фигурок); куклы би-ба-бо. Ну и конечно же ширма, которые позволяют сделать кукольный спектакль более интересным.
Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте.
Надев на руку куклу, воспитатель читает потешки, сказки, подражая голосам животных. Это вызывает у детей положительную эмоциональную реакцию, дети начинают повторять потешки и песни вместе со взрослым.
Подобрала соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. Пальчиковый театр с 2х лет – незаменимый помощник в общении с ребятами. Знакомство начинается с формированием умений детей управлять движениями собственных пальцев, а чуть позже обучают элементарным действиям с куклами.
Элементы театрализованной деятельности включаю во все виды деятельности : познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное, и повседневную деятельность. Дети берут любой театр и изображают то, что хотят, временами придумывая и свои диалоги.
После реализации поставленных задач мною проведена повторная речевая диагностика. Сравнив результаты диагностических исследований, я пришла к выводу:
Театрализованная деятельность позволяла преодолеть природную стеснительность ребенка, развивая, таким образом, речевое общение не только с взрослым, но и со сверстниками. Повысился интерес к театрализованным играм. Малыши с удовольствием принимают участие в театрализованной деятельности. Театрализованные игры помогли детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение.
Для того, чтобы дети узнали и любили театр, способствующий их разностороннему развитию, необходимо развивать его не только в детском саду, но и сами родители должны быть первыми союзниками в этом.
Так же я проводила работу с родителями, без этого трудно достичь высоких результатов. В родительском уголке я разместила консультации, рекомендации по использованию театрализованных игр на развитие всех компонентов устной речи. Я обращала внимание родителей на то, что театрализация потешек, песенок, сказок очень увлекает детей, и она одна из ярких, эмоциональных средств, формирующих личность ребенка.
В беседах с родителями рекомендую посещать с ребёнком различные театральные спектакли, которые способствуют расширению кругозора ребёнка, обогащают внутренний мир, а главное, учат членов семьи взаимопониманию.
Проводя работу, были достигнуты хорошие результаты. Среда группы пополнилась новыми пособиями, пополнился банк методических разработок. Дети умеют и активно пользуются речью в разных видах деятельности. Повысился интерес к театрализованным играм. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.
Спасибо за внимание