Людмила Рыженкова
«Театр дома». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра.
Какими же должны быть театральные игры дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своём «детском театре».
Публикация «„Театр дома“, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в 2-3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток, бегающих за курочкой-мамой. Они с удовольствием перевоплощаются в котяток и собачек, маленьких козляток. Действия их подражательны имитационны, всегда одноплановы, но чрезвычайно насыщены и поэтому несут в себе большой положительный заряд.
Совсем маленькие дети – благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, двух-трёх летних малышей вести рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны га этот возраст, но вот дома показать ребёнку небольшой спектакль – игру и даже привлечь к нему самого малыша, наверное можно. Домашние спектакли, как-то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей.
Не стоит смотреть скептически на возможность организации театральных зрелищ детей дома. Начать можно с простейшего «Посмотри, Машенька, что я тебе принесла,»- говорит мама и достаёт из сумки свёрток, разворачивает его… Перед глазами малышки предстаёт забавная, пушистая, мягкая собачка. Девочка прижимает к себе, весело смеётся, потом целый день ходит с ней, не выпуская из рук, и, наконец, ложиться с ней спать.
На следующий день на пороге комнаты показывается мама, за ней на поводке движется знакомая уже собачка.
Постепенно действия игрушек становиться более сложными, всё больше подчиняются заранее обдуманному замыслу. Теперь уже можно объединить несколько персонажей в знакомом литературном сюжете и попробовать воспроизвести его в лицах, стараясь, чтобы персонажи не только говорили, но и выполняли определённые действия. Например, сказка «Теремок». В продажу поступают готовые комплекты игр по этой сказке, небольшие по величине, которые состоят из сборно-разборного домика-теремка и персонажей. Этот комплект своего рода модель, и с ним ребёнок может один проиграть всю сказку, проговорив слова каждого персонажа и действуя за каждого из них.
Следует обратить внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит по-своему, разными голосами. Двигаться они должны тоже по-разному. Полезно пофантазировать о каждом персонаже в отдельности, о том, что с ним было до того, как он увидел теремок. Хорошо, если ребёнок придумает о каждом персонаже рассказ, это значительно расширит представление малыша об игровом образе.
Игрушка в своём общественно-образном виде, чаще всего лишённая характерности и пластической динамичности, подвижности, во многом ограничивает театральное действие. Возникает потребность в использовании дополнительных, выразительных средств, таких, как декорации, костюмы, а в дальнейшем музыкальное и шумовое оформление. Совершенствуя умения ребёнка в управлении персонажей, в речевой характеристике образа. К старшему дошкольному возрасту при систематичности театрально-игровой деятельности можно добиться хороших результатов, что позволяет подойти к созданию своего домашнего театра, в котором могут принимать участие все члены семья и даже приглашённые. Рядом с готовыми литературными сюжетами могут появиться собственные пьески и инсценировки. В кукольных спектаклях игрушку уже можно заменить театральной куклой и от сценической плоскости перейти к сценическому пространству на ширме. Можно попытаться расширить границы жанра и подобрать свой репертуар для показа его друзьям и гостям.
Так постепенно от элементарной детской игры с простейшими театральными проявлениями можно перейти к домашнему театру,
Наполненному общими мыслями и чувствами, переживаниями и единым интересом, который приведёт малыша в мир театра большого, профессионального и позволит ему стать умным и, чутким зрителем.
Используя взятый из книги или из просмотренного спектакля сюжет, дети ставят своеобразные инсценировки. Такая игра идёт так, как будто бы всё, что в ней совершается, происходит её участниками на самом деле. Но даже при самом большом увлечении игрой дети ясно отдают себе отчёт, что они играют. И всё «как будто» и только оно помогает ребятам действовать искренне и убедительно. Наивное и чудесное «как будто» словно путеводитель детской творческой фантазии, обязательный спутник и образного мышления, неизменный помощник в их игровой деятельности. В одинаковой степени это относиться и к обычным ролевым играм, и к драматизации (инсценировки, и к сценической игре, игре театральной, руководимой взрослыми.
Инсценировками, драматизациями, т. е. театральными играми дошкольников, всегда руководит взрослый человек. Дошкольники недостаточно критично относятся к содержанию и развитию игрового действия и вполне удовлетворяются тем, что участвуют в игре, что-то говорят, двигаются. При более высоком уровне игровых умений дети начинают испытывать радость не только от игры вообще, но и от роли, которая им нравится.
Вряд ли стоит говорить о том, что в театрализованных играх дети создают законченные художественные образы, но в их сценических этюдах иногда просматриваются элементы подлинного творчества. Живое реалистическое исполнение роли доставляет эстетическую радость, как участникам игры, так и зрителям. Дети смотрят, слушают, запоминают, потом обмениваются впечатлениями, из которых можно сделать вывод, насколько ясно было передано содержание разыгрываемого произведения.
Но игра-драматизация-это лишь ступенька, которая выводит на более высокий уровень театрального творчества, когда дети начинают принимать участие в создании театрального спектакля. Это новая и довольно сложная форма игровой деятельности для детей, хотя и здесь нужно стремиться для детей, хотя и здесь нужно стремиться сохранить характер сюжетно-ролевой игры.
В детском саду и школе несложно подобрать детей для участия в спектакле. Но как быть с домашним театром, когда в семье чаще всего один, два, реже три ребёнка.
Конечно, вместе с родителями это уже несколько исполнителей, но и этого часто бывает недостаточно для спектакля. Впрочем, вряд ли нужно стремиться к сложным домашним постановкам. Тем более что и цель-то у них совсем другая, чем в условиях детского сада. Дома даже самые стеснительные дети ведут себя свободно и раскованно, они более открыты в своих проявлениях, с ними проще войти в контакт.
Дома можно пойти на некоторый компромисс в оценке исполнительных умений ребят, подбодрить, поддержать их творческие проявления. Осторожное, тактичное вовлечение детей в театральное действие очень скоро принёс первые положительные результаты.
В театральной игре ребёнок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Выступая перед зрителем, дети преодолевают робость и смущение, мобилизует своё внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребёнка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.