Аяна Ондар
Театр для ребёнка — это радость
▼ Скачать + Заказать документы
Театр – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления для человека любого возраста. Мы все с детства помним первые яркие впечатления от посещения театра, либо показа сказки в детском саду. Выражение «Сказочный мир детства» - не пустые слова. А в жизни ребёнка сказка-это мир с добрыми героями, превращениями и волшебными предметами.
Публикация «Театр для ребёнка — это радость» размещена в разделах
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Именно благодаря театру ребенок познает мир умом и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Сказка близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре.
Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.
Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.
Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются:
игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
инсценировки произведений;
постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
Классификация театрализованных игр
Игры в кукольный театр :
• Настольный театр
• Напольные куклы
• Стендовый театр
• Верховые куклы
• Театр живой куклы
Игры - драматизации
-Инсценирование потешек
-Инсценирование небольших сказок
-Инсценирование песен
-Инсценироваание небольших литературных текстов
-Творчество детей
Игры – спектакли
-Драматический спектакль
-Музыкально-драматический спектакль
-Детская опера
-Спектакль на хореографической основе
-Спектакль ритмопластики
-Пантомима
-Мюзикл
Пальчиковый, варежковый театр
Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги или связанные из шерсти и ниток. Выкройка повторяет контур вытянутого пальца взрослого или ребёнка или контур ладони. Кукла должна надеваться свободно на любой палец или руку кукловода. Лицо персонажа можно вышить, наклеить или пришить, используя пуговицы, бусинки, нитки, верёвки, кусочки шерсти, цветную бумагу, ткань. Играют дети за ширмой или при непосредственном контакте. Для пальчикового театра можно вместе с ребёнком нарисовать или склеить из цветной бумаги любой персонаж из сказки, затем наклеить на тонкий картон, а с обратной стороны пришить или приклеить широкую резинку, надеть на палец и играть. Для варежкового театра можно использовать ненужные детские варежки.
Каждый ребёнок, занятый в спектакле, работает только с одной куклой. Интонации, движения того или иного персонажа дети находят самостоятельно или с помощью взрослого. Спектакль хорошо сопровождать музыкой или песнями, которые знают дети.
У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры через :
настольный театр игрушек;
настольный плоскостной театр;
плоскостной театра на фланелеграфе;
пальчиковый театр.
В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра :
мягкой игрушки;
деревянный театр;
конусный театр;
театр народной игрушки;
плоскостных фигур;
театр ложек;
театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т. д.
В старшей и подготовительной возрастных группах, детей можно знакомить с марионетками, театром «живой руки», платочный театр, люди – куклы.
А почему театрализованная деятельность в детском саду ребятишкам очень нравится? Потому что дети любят и хотят всегда играть. А как обучить его выполнять свою роль и действовать? Конечно же, театр и артисты! Это великолепный способ эстетическо-эмоционального воспитания малышей, который позволяет создавать опыт социального навыка поведения с помощью сказок и литературных произведений для дошкольного возраста. Театр учит маленьких артистов видеть прекрасное в людях и в жизни, пробуждает в них желание нести в мир доброе и благовидное. Как правило, театр всесторонне развивает детей. Какова же цель театрализованной деятельности в детском саду? Воспитатели стремятся реализовывать поставленные задачи через все типы детской инициативы, направленные на формирование в малышах творческого начала и личностных качеств. Работа по театрализованной деятельности в детском саду преследует выполнение следующих миссий: Создание специальной среды, в которой может развиваться творческая активность подрастающего поколения в театрализованной деятельности. Воспитатели поощряют исполнительское творчество, развивают умение непринуждённо и свободно держаться на выступлениях, побуждают к импровизации средствами мимики, выразительными движениями, интонацией и так далее. Приобщение малышей к театральной культуре.
Известно, что творчество – это не только созидание в духовной и материальной культуре. Это некий процесс человеческой модернизации, прежде всего в сфере духовной. Сегодня детское творчество является весьма актуальной проблемой детской психологии и дошкольной педагогики. Её исследовали Н. А. Ветлупина, А. Н. Леонтьев, А. И. Волков, Л. С. Выготский, Б. М. Теплов и многие другие. Необходимо отметить, что театрализованная деятельность в детском саду считается самым распространённым видом творчества для малышей. Она близка и понятна детям, занимает большую часть их природы, стихийно отображается в них, так как имеет связь с игрой. Любое впечатление от окружающей жизни, каждую выдумку детишкам хочется перевоплотить в действия и живые образы. Они играют какие любые роли, входя в образ, подражая тому, что их заинтересовало или что видели. Ведь они получают от этого огромное эмоциональное наслаждение. И они это делают с большим интересом и лёгкостью. Ребятишки раскрепощаются и становятся более общительными. Теперь они чётко формулируют собственные мысли и повествуют их публично, тоньше ощущают и познают мироздание. Как правило, занятия театральной практикой должны малышам предоставить шанс не только познавать и изучать окружающее пространство через исследование сказок, но и жить в соответствии с ним, получать наслаждение от каждого успешно выполненного урока, от занятий, многообразия деятельности
Театрализация в ДОУ выполняет такие задачи:
-Активизирует познавательный интерес малышей
-Развивает зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, память, находчивость, воображение, фантазию, образное мышление
-Ликвидирует скованность и зажатость
-Формирует умение беспрепятственно реагировать на команду либо музыкальный сигнал
- Учит координировать свои поступки с другими малышами
-Воспитывает контактность и дружелюбие в отношениях с ровесниками
- Учит импровизировать на темы знакомых сказок драматизаций-игр Совершенствует координацию движений и чувство ритма. Развивает музыкальность и пластику. Развивает умение равномерно размещаться на сценической площадке и двигаться по ней, не толкая друг друга.
- Развивает речевое дыхание и верную артикуляцию. Развивает дикцию на материале стихов и скороговорок. Обязывает чётко произносить согласные в конце слова. Пополняет словарный запас. Учит находить слова, которые соответствуют заданным признакам. Учит владеть интонациями, отображающими важнейшие чувства.
-Знакомит с создателями спектакля. Знакомит с театральной терминологией. -Знакомит с устройством сцены и зрительного зала. Воспитывает культуру поведения в театре.
Исполняемая роль ребенка, как правило, и вступление в диалог улучшают грамматический строй диалогической и монологической речи. В этом случае воспитательные возможности колоссальны: малыши учатся сопереживать с героями постановок и одновременно начинают чувствовать настроение зрителей. В них просыпаются гуманные чувства – умение проявлять доброту, протест против кривды, участие. Развитие в детском саду театральной деятельности огромнейшую роль играет воспитатель. Необходимо отметить, что театрализованные занятия должны одновременно выполнять развивающую, воспитательную и познавательную миссии. Они не должны сводиться лишь к подготовке выступлений. Интересно, что развитие театральной деятельности в детских садах и накопление чувственно-эмоционального опыта у ребятишек является длительной работой, в которой должны принимать участие родители. Как правило, в тематических вечерах родители и дети участвуют на равных правах. Важно, чтобы родители выполняли исполнительную роль, являлись авторами текста, изготавливали декорации, костюмы и так далее. В любом случае коллективная работа педагогов, мам и пап способствует эмоциональному, интеллектуальному и эстетическому развитию малышей. Родители обязательно должны участвовать в театральной деятельности. Это вызывает у малышей колоссальное количество эмоций, у них обостряется чувство гордости за папу и маму, выступающих вместе с ними на подмостках театра.