Папки-передвижки

«Тайны снега и льда»

Елена Хабузова
«Тайны снега и льда»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:опытным путем сравнить физические свойства снега и льда.

Задачи:

Образовательные:

расширять представления детей о свойствах снега и льда путем их сравнения;

учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед;

учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;

Публикация «„Тайны снега и льда“» размещена в разделах

обогащать словарный запас детей: опыт, эксперимент, снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный.

Развивающие:

развивать интерес и стремление к познавательно - исследовательской деятельности;

развивать память, мышление, внимание детей;

совершенствовать диалогическую и монологическую речь

Воспитательные:

воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею;

воспитывать личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность;

желание добиваться положительного результата в процессе работы.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие» - составление рассказа по опорным схемам

«Социально-коммуникативное развитие» - составление рассказа по опорным схемам

«Физическое развитие» - физкультминутка

Материалы и оборудование: ёмкость с водой, тарелочки с кусочками льда и комочками снега (на каждого ребенка, цветные и белые картинок (на каждого ребенка, дощечки, картинка с изображением Снежной Королевы, снега, льда; мольберт, салфетки (на каждого ребенка).

Предварительная работа:

1. Во время прогулки понаблюдать, что происходит со снегом, с лужами на улице в разную погоду;

Цель: расширять представления о свойствах снега и льда

2. Опыты по замораживанию воды в формочках;

Цель: показать, что вода на морозе меняет свое состояние – превращается в лёд.

3. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»;

Цель:выяснить с детьми из чего были построены избушки.

4. Чтение стихов и загадок о зиме, снеге.

Цель:развивать интерес у детей к художественной литературе.

Методы и приё мы:

Наглядные: показ, демонстрация.

Игровые: игровая ситуация.

Практические: опыты и эксперименты со льдом и снегом, самостоятельная исследовательская деятельность детей, совместная деятельность детей и воспитателя.

Словесные:беседа, ситуативный разговор, вопросы – ответы, чтение загадок.

План занятия

I. Оргмомент.

Цель: настроить детей на занятие.

II. Создание игровой мотивации с помощью внесения в группу сосуда с водой.

Цель: заинтересовать детей предстоящей деятельностью.

III. Проведение опытов в лаборатории Снежной королевы.

Цель: выяснить свойства снега и льда путём их сравнения.

Опыт 1. «Воздействие температуры»

Цель: определить, как влияет температура на снег и лед.

Опыт 2. «Определение прозрачности»

Цель: определить прозрачность снега и льда с помощью цветных картинок.

Опыт 3. «Определение цвета»

Цель:определить цвет снега и льда путём сравнения с белым листом бумаги.

Опыт 4. «Определение запаха»

Цель: определить, имеют ли снег и лед запах.

IV. Физкультминутка.

Цель: снять эмоциональное напряжение детей.

V. Игра на внимание.

Цель: закрепить знания детей о свойствах снега и льда.

VI. Выводы детей.

Цель: обобщить знания, полученные на занятии после проведенных опытов.

Ход занятия:

I.Оргмомент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, что я вам сейчас покажу.

II. Создание игровой мотивации.

Воспитатель: (Вношу большой сосуд с водой) Вы знаете, что у меня в сосуде?

Дети: Вода.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Дети, у матушки Водицы много детей. Сыновья - пар, лед, град, снег, дождь, дочери- снежинка, росинка. С летними детьми – дождем, росой – мы с вами уже знакомы. Сейчас зима, и поэтому мы с вами поговорим о зимних сыновьях матушки Водицы. А о каких – догадайтесь.

Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться,

Наклонилась, а вода

Неподвижна и тверда.

(лед)

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Лишь поймаешь на ладонь.

(снег)

- О каких сыновьях матушки водицы говорится в этих загадках?

Дети: О льде, о снеге.

Воспитатель: Правильно. Лед и снег обладают многочисленными свойствами как общими, так и различающимися между собой. А узнать о них мы лучше всего сможем в ледяной лаборатории Снежной королевы. Прежде чем мы отправимся в гости, оденем зимнюю одежду и валенки (дети имитируют движения). Отправляемся в путь. Закройте на минуту глаза и представьте себе ледяной дворец Снежной королевы. Сверкают и переливаются ледяные стены и пол. На троне сидит Снежная королева. Вы ее не бойтесь. Хоть сердце у нее ледяное, душа теплая и добрая. Открывайте глаза. А вот и ледяная лаборатория. Посмотрите, как много льда и снега. Снежная королева предлагает нам сравнить свойства льда и снега. Вы согласны?

Дети: да.

III. Проведение опытов в лаборатории Снежной королевы.

Воспитатель:Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.

Снег мы будем изображать схематично в виде картинки со снежинкой,а лёд в виде кубиков льда. Поместим наши картинки с помощью магнитов на мольберт, и после каждого опыта под каждой из них будем выставлять результат, обозначенный соответствующим символом.

(На столах стоят прозрачные стаканчики с кубиками льда и комочками снега)

Воспитатель:

Опыт №1. «Воздействие температуры».

Ребята, как вы думаете, из чего образуются снег и лёд?

Дети: Из воды.

Воспитатель: А как мы можем это с вами проверить?

Дети: Надо снег и лёд взять в руки.

Воспитатель: Тогда проверим это предположение и проведем эксперимент. Положите на одну ладошку снег, а на другую – лед. Посмотрите на ладошки. Какие они? Что произошло?

Дети:Они мокрые.

Воспитатель:Обе ладошки мокрые? Почему? Что можно сказать про снег? А что про лед?

Дети:Лед и снег начали таять от тепла рук.

Воспитатель: Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду.

Воспитатель: Какой мы с вами можем сделать вывод?

Дети: В тепле снег и лёд тают, превращаясь в воду, значит, снег и лёд это - замёрзшая вода.

Воспитатель: Как мы должны отобразить это символом, куда мы его поместим?

Дети: символ с изображением термометра икапельки воды выставляем на мольберт на середину, так как это свойство общее для снега и льда.

Воспитатель:

Опыт №2. «Определение прозрачности».

Ребята, я хочу предложить вам посмотреть, что у вас лежит на столах, подумать и сказать, как нам с помощью этих предметов определять прозрачность снега и льда.

Дети: На столах есть цветные картинки, можно на них положить снег и лёд.

Воспитатель:Правильно. Теперь положите кусочек льда и комочек снега на цветные картинки. И что же вы видите?

Дети: Под снегом картинку ка не видно, а подо льдом видно.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети:Лёд прозрачный, а снег – непрозрачный.

Воспитатель:Куда мы поместим наши символы?

Дети:на мольбертепод картинкой снег выставляемсимвол с изображением перечеркнутого глаза, а подо льдом – символ не перечеркнутого глаза.

IV. Физкультминутка.

Воспитатель:

Солнце небо греет слабо

(Руки вверх, вниз.)

По ночам трещит мороз,

(Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у Снежной бабы

(Руки на пояс, повороты туловища в стороны.)

Побелел морковный нос.

(Дети дотрагиваются до носа.)

В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда

(Прыжки на месте.)

Вьюга злится, снег кружится,

(Дети кружатся.)

Заметает все кругом белоснежным серебром.

Воспитатель:

Опыт №3. «Определение цвета».

У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Посмотрите на них, что вы можете сказать о цвете льда?

Детильда нет цвета.

Воспитатель: Правильно, лёд цвета не имеет. Он бесцветный (все вместе повторяем слово – бесцветный).

Воспитатель: А снег?

Дети: Белый.

Воспитатель: А с чем мы можем сравнить снег?

Дети: С листом бумаги.

Воспитатель: Положите рядом со снегом листочек белой бумаги, что вы можете сказать?

Дети: Снег, как и бумага белого цвета.

Воспитатель: Куда мы поместим наши символы?

Дети:на мольберте под картинкой снег выставляем символ с изображением кляксы, а под картинкой лёд – клякса перечеркнутая.

Воспитатель:

Опыт №4. «Определение запаха».

Как можно провести этот опыт?

Дети: Понюхать снег и лёд.

Воспитатель: Поднесите снег и лёд к носу, скажите, они имеют запах?

Дети: Нет.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

Дети: Снег и лёд запаха не имеют.

Воспитатель: Как мы с вами обозначим это символами?

Дети:символ с изображением перечеркнутого носа выставляем на мольберте на середину между снегом и льдом, так как это свойство общее для них.

V. Выводы детей.

Воспитатель: Давайте теперь объединим всё, что мы узнали о снеге и льде.

Дети:Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду. А лёд – бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду (дети рассказывают по символам).

Воспитатель:Ребята, а что общего между снегом и льдом? (Ответы).А чем они отличаются? Как из воды получить лёд? (Ответы). Во что ещё превращается вода зимой? (Сосульки, изморозь). В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).

VI. Игра на внимание.

Воспитатель:А теперь, предлагаю сыграть в игру на внимания.

Игра: Воспитатель раздает цветные сигнальные карточки с цветом красный и зеленый, красный цвет означает при ответе (нет, зеленый при ответе (да).

- Снег при таянии превращается в воду? (да)

- Если вода замерзает, она превращается в лед? (да)

- Лед прозрачный? (да)

- Лед рыхлый? (нет)

- Снег имеет запах? (нет)

Воспитатель: Ребята, но нам пора возвращаться в группу. Давайте скажем до свидания Снежной королеве.

Итог.

Воспитатель:

- Вам понравилось путешествие (ответ детей)

-У кого мы были в гостях? (ответ детей)

-Что мы там делали (ответ детей)

- Для чего мы проводили опыты (ответ детей)

- Что нового вы узнали? (ответ детей)

- Где можем применить наши знания? (ответ детей)

- Сможете ли вы научить кого-либо проводить такие же опыты? (ответ детей)

Молодцы! Всем спасибо!

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности Цель: Расширять представления детей об окружающем мире, развивать координацию движений и мелкую моторику. Программные задачи: Образовательные:.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега и льда» Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования Задачи: Образовательные: • расширять представления детей о свойствах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Тайны снега и льда»
Опубликовано: 1 марта 2015 в 14:09
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Тайны снега и льда»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Хабузова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД