Елена Волкова
Проект «Тайна рождения снежинки»
▼ Скачать + Заказать документы
1.1. Актуальность
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляет живой интерес к различным видам исследовательской деятельности. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.
Публикация «Проект „Тайна рождения снежинки“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Снежинка. Все о снежинках
- Снежинки. Проекты
- Темочки
Тема нашего исследовательского проекта родилась во время прогулки. Дети увидели летящие с неба пушистые хлопья снега. У ребят снегопад вызвал радость и появился интерес к этому явлению природы. Дети стали задавать вопросы: «Откуда берется снег?», «Почему он падает хлопьями?», кто-то даже предположил, что его приносит Дед Мороз. В результате наблюдения за снегом мы с детьми выяснили, что снег состоит из множества снежинок. Мы рассматривали снежинки на рукавичках, на шапках друг у друга и увидели, что все снежинки, которые мы поймали, были очень красивыми и не похожими друг на друга. И опять посыпались детские вопросы: «Что такое снежинки? Как они образуются? Откуда к нам прилетают снежинки?» Так, началось наше путешествия в мир снежинок.
1.2. Цель работы: выяснить, как образуются снежинки; получить снежинку в домашних условиях, вырастить снежинку искусственным способом.
1.3. Вид проекта :
по приоритету метода: познавательно – исследовательский
по количеству: групповой
продолжительность: краткосрочный, 2 недели (с 17.01.2022 по 28.01.2022)
объект изучения: не живая природа
предмет изучения: снежинки.
1.4. Гипотеза проекта :
Когда снежинка тает, то она превращается в воду, значит, снежинки рождаются из капелек воды? Можно ли получить снежинку в домашних условиях? Предположим, что снежинку можно вырастить искусственным способом.
В доказательство гипотезы были поставлены следующие задачи:
1.5. Задачи детской деятельности:
узнать, что такое снежинка;
выяснить, как образуется снежинки;
опытным путем исследовать способ образования снежинок;
провести эксперимент по выращиванию искусственной снежинки;
собрать и проанализировать информацию по теме.
Педагогические задачи:
развивать у детей познавательную активность, интеллектуально–творческий потенциал;
формировать предпосылки поисково-исследовательской деятельности;
закреплять и расширять знания об окружающем мире, живой и неживой природе;
формировать партнёрские отношения между педагогом и детьми.
1.6. Ожидаемые результаты.
Расширение и обогащение знаний об окружающем мире: таком природном явлении, как снежинка. Формирование устойчивых знаний и интереса к поисково-исследовательской деятельности.
1.7. Основные методы исследования: поиск и сбор информации по теме,
наблюдение, фотографирование, эксперимент.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
2.1. Подготовительный этап
(постановка проблемы, выдвижение гипотезы, сбор информации)
Снежинки, эти хрупкие красавицы, повергли детей в совершенное изумление. Детям был задан вопрос: «Что вы знаете о снежинках?», «А вы как думаете, что такое снежинка?». Ответы детей были разнообразны: снежинка - это льдинка; снежинка – это снег, падающий с облака; снежинка – это снежная звездочка; снежинка – это замершая вода, которая падает с неба. За правильным ответом мы с ребятами обратились к энциклопедии, и узнали, что снежинка – это пушистый, снежный или ледяной кристаллик. На вопрос, что же случится со снежинкой, если она соприкоснется с теплом и теплой ладошкой, дети ответили не задумываясь, что снежинка растает. Подтвердили это на практике.
Мы сняли варежки и поймали снежинки на ладошки. После соприкосновения с теплом снежинка растаяла и превратилась в воду, значит снежинка состоит из воды. Мы с ребятами выдвинули гипотезу, что если снежинка состоит из воды, то мы можем опять из воды получить снежинку. Решили проверить эту гипотезу экспериментально.
Эксперимент. Мы взяли бархатный лист бумаги и пипеткой нанесли на бумагу капельки воды. Положили этот листок бумаги на улицу на окно. Наблюдая за капельками воды, дети увидели, что капельки превратились в ледяные горошинки (лёд).
Вывод. Капельки воды стали комочками непрозрачного льда или градинками, но не превратились в красивые звёздочки.
Наша гипотеза, что из капельки воды может получиться снежинка, не подтвердилась.
Так как же тогда образуются снежинки? Я показала детям видеофильм «Откуда берутся снежинки?», в занимательном видеофильме о снежинках ребята своими глазами увидели, как получаются снежинки и какой большой путь они проходят.
Вывод: дети узнали, что снежинки – это удивительное, красивое и загадочное явление природы, которые образуются из водяных паров.
2.4. Основной этап (практическая работа)
Мы решили выяснить на практике, так ли это. Я решила показать детям необычный «фокус».
Эксперимент №2 Я вынесла баночку с мыльным раствором на мороз и выдула пузырь. Сразу же в разных точках поверхности возникли мелкие кристаллики, которые быстро стали разрастаться и сливаться. Они были очень похожи на снежинки – кристаллики с лучиками.
Детям был задан вопрос, почему так произошло? Могут они объяснить это явление? В ходе рассуждений дети сделали вывод, что выдуваемый воздух изо рта в пузырь - теплый, а на морозе он быстро превращается в кристалл. Этот кристалл очень похож на снежинку.
Вывод. Снежинки – образуются из водяных паров при низкой температуре.
Мы с ребятами решили провести еще один опыт и попробовать получить настоящую снежинку.
Эксперимент №3. Мы взяли зеркальце и подержали его над паром. Запотевшее зеркало поместили в морозильную камеру. На следующий день, открыв морозильную камеру, мы обнаружили, что наше зеркало покрылось тонким слоем инея, крохотными капельками замёрзшей воды. Они были совсем не похожи на снежинки.
Вывод. На зеркале образовался иней, но не снежинки
После проделанных экспериментов детям был задан вопрос: «Где они встречали такое явление в повседневной жизни?». Ребята вспомнили, что зимой в сильный мороз по дороге в садик на их ресничках и шарфике образовывался иней.
В результате проведенных опытов и наблюдений ребята сделали следующие выводы: снежинка – это мельчайший ледяной кристалл. Она образуется из водяного пара при низкой температуре. Вырастить снежинку в домашних условиях невозможно, так как невозможно воссоздать все условия, способствующие ее рождению в природе.
Ребята расстроились, что нам не удалость получить снежинку в домашних условиях. Я предложила детям получить снежинку искусственным способом. Дети сразу придумали много вариантов: вырезать снежинку из бумаги, слепить, нарисовать. А еще снежинку можно вырастить. А как? Мы принялись за работу. Просмотрели с детьми в интернете ролики по выращиванию снежинок и поставили цель тоже вырастить снежинки в группе.
2.5. Заключительный
(практическая работа по выращиванию искусственной снежинки)
Цель работы: вырастить искусственную снежинку.
Материалы и оборудование: вода, соль, емкость для выращивания снежинок (мисочки, цветная мягкая проволока, нить, фотоаппарат (телефон).
Эксперимент № 4: Мы налили в банку теплой воды и постепенно добавили в воду соль, тщательно размешивая. Понадобилось 5 столовых ложек. Получился сильно концентрированный солевой раствор, который разлили в емкости для выращивания снежинок. Из пушистой проволоки, сделали макеты снежинок. Ворсистая поверхность необходима для того, чтобы на нее налипли кристаллы соли. Затем закрепили снежинки на длинную нить, опустили заготовку в мисочки с солевым раствором так, чтобы вся поверхность снежинки была внутри, а нитка оставалась снаружи. Через 2 часа начали образовываться первые едва заметные кристаллики. Утром на следующие сутки кристаллы стали крупнее, их стало гораздо больше и стали появляться отростки. На четвертые сутки вся поверхность снежинки покрыта толстым слоем кристаллов. Через неделю вынули из раствора снежинки и положили сушить. Когда мы рассмотрели снежинки, то обратили внимание, что кристаллы расположены на лучах в хаотичном порядке. Чтобы вырастить красивую кристаллическую снежинку при комнатной температуре нам понадобилась целая неделя.
Вывод. В обычных условиях можно вырастить очень красивую снежинку из кристаллов, но только из кристаллов соли.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дети узнали много нового и интересного о том, где и как образуются снежинки. Ответили на все поставленные вопросы, провели опыты и смогли доказать, что снежинки нельзя получить в домашних условиях, потому что это не просто замёрзшие капли воды. Ведь для того, чтобы снежинка родилась, нужны специальные условия способствующие ее рождению в природе, которые нам невозможно воссоздать в группе детского сада и на улице. Но снежинки можно рассмотреть, даже через увеличительное стекло и убедиться, что они разные, все шестиугольные, их можно зарисовать, сфотографировать и вырастить искусственным способом. Теперь дети моей группы могут поделиться этими знаниями со всеми, кто заинтересуется жизнью этих удивительных кристаллов. А полученные знания помогут детям в школе на уроках окружающего мира!
4. Список литературы:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
2. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения.
3. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
4. Большая энциклопедия школьника. «Планета Земля». «Издательство Росмэн- Пресс», 2001 -: А. Ю Бирюкова.
5. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». – М. : ООО «Издательство АСТ», 2001 -: В. А. Маркин.
Информационные ресурсы:
6. https://ru.wikipedia. Снежинка.
7. Электронная детская энциклопедия «Почемучки».