Мария Шипилова
Сюжетно-ролевые игры в жизни дошкольников раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1 Слайд! Дошкольное детство – это очень важный период жизни ребёнка. В этот период он впервые говорит «я сам» и становится деятелем. Одним из основных видов деятельности дошкольника является игра. Она занимает особое место в жизни ребёнка. Обсуждение проблем игры не сходит со страниц педагогической и психологической литературы.
В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно
признают, что игра, как важнейшая специфическая деятельность ребенка,
должна выполнять широкие общевоспитательные функции.
Публикация «Сюжетно-ролевые игры в жизни дошкольников раннего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2023
2 Слайд! Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ
переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его
эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
3 Слайд! В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят
значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой,
более высокой стадии развития. Особое место занимают игры, которые
создаются самими детьми – их называют творческими, именно к ним и
относятся сюжетно-ролевые игры. В этих играх дошкольники воспроизводят
в ролях все то, что они видят вокруг себя и в деятельности взрослых.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра современных дошкольников по-прежнему является идеальной формой освоения взрослой жизни.
4 Слайд! Какие условия необходимы для того, чтобы дети имели
возможность проявить творчество в сюжетных играх, что бы эти игры
были привлекательны?
Во-первых, необходимо, чтобы содержание игр соответствовало
интересам и возможностям детей, особенностям детской субкультуры
Во-вторых, педагогическое сопровождение сюжетных игр должно
строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества
ребенка.
В-третьих, предметно-игровая среда детского сада должна быть
динамично изменяющейся, а в ее создании должны принимать участие дети.
И, наконец, в-четвертых, во всех возрастных группах воспитатель включается в игру.
5 Слайд! Структура сюжетно-ролевой игры включает в себя следующие этапы:
1. Выбор игры.
2. Разработка плана игры.
3. Создание игровой ситуации.
4. Распределение ролей.
5. Начало игры.
6. Сохранение игровой ситуации.
7. Завершение игры.
6 Слайд! 1. На этапе выбора игры необходимо обратить внимание на тот факт, что младшие дошкольники имеют очень бедный жизненный опыт. Для них в игре главное взаимодействие со взрослым. Поэтому и содержание игры будет достаточно примитивным. Для детей этого возраста можно организовать игры, которые по содержанию будут отражать те события в жизни ребёнка, которые он непосредственно переживал и которые произвели на него определённые эмоциональные впечатления. С детьми этого возраста играют в такие игры как «Семья», «Больница», «Кухня», «Кафе», «Парикмахерская», «Зоопарк», «Детский сад», «Шоферы», и др. Но не следует забывать о том, что всё содержание сюжетно-ролевой игры в этом возрасте сводится к действиям с наличием элементарных приемов ролевого поведения. (Ребенок младшего возраста знает - зачем нужен градусник и куда его поставить, знает что такое продукт и что его можно положить в кастрюлю и поставить на плиту, = им характерны простые приемы сюжетно – ролевой деятельности.)
Для того, чтобы начать игру, педагогу необходимо заранее
подготовиться к ней. Разработать план игры, определить место, подготовить необходимые атрибуты.
Игра воплощается с помощью игровой роли, которую на себя берет ребенок. 7 Слайд! Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.
Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о нем. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. Одновременно у дошкольника растет стремление действовать самостоятельно, как взрослый.
8 Слайд! Игровые действия.
У младших дошкольников преобладают бытовые действия (любое бытовое действие относится к элементам сюжетно ролевой игры) : варить, купать,
мыть, возить, лечить, строить и пр.
9 Слайд Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я - мама, я - шофер, я - врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиям с предметами: например: мама выбирает для игры игрушки или предметы, необходимые для приготовления обеда, или купания ребенка; врач подбирает для лечения
карандаш-градусник, рвет бумажки для горчичников, наливает воображаемое
лекарство и т. п. Таким образом, разыгрывая роль, дети младшего
дошкольного возраста используют игрушки, реальные предметы (ложка,
тазик и т. д., а также предметы-заместители (карандаш или палочка
становится в игре ножом, ложкой, градусником, шприцем и т. д.).
А теперь, давайте, на конкретном примере рассмотрим, как
можно организовать сюжетно ролевую игру для детей младшего
дошкольного возраста.
10 Слайд!
Начать играть в игру «Больница» можно примерно так. Обратить внимание детей на то, что кукла заболела или у какой-нибудь игрушки перебинтована лапка и предложить им оказать помощь больному - поиграть в больницу. Опять же все действия должны быть знакомы ребё нку: Осматриваете, например, куклу или мишку, смотрите его горлышко, затем слушаете его фонендоскопом, можно измерить пульс, выписываете лекарство. Следующему «пациенту» можно сделать укол (дети это просто обожают) и перебинтовать лапу и т. д. Затем действия повторяются. Разговаривайте с вашими «пациентами», пусть ребёнок тоже активизирует свою речь благодаря игровым действиям.
11 Слайд!
Предлагая игру «Семья», надо создать необходимую обстановку и
продумать, в чём будет заключаться игра на сегодняшний день, ведь для
ребёнка 3- лет достаточно трудно выполнять много разнотипных
действий. Во время игры всегда проговаривайте свои действия при этом необходимо выполнять действия, которые видел ребёнок в реальной жизни. Со временем, можно расширить действия – после обеда уложить куклу спать, почитать ей книжку перед сном. Вот примерное содержание сюжетно ролевой игры «Семья» для младших дошкольников.
12 Слайд! Кухня.
13 Слайд! День рожденье куклы.
14 Слайд! Игры со строительным материалом.
15 Слайд! Игры с машинками и другим транспортом, игра «Шоферы».
Игра – это средство, с помощью которого дети УЧАТСЯ проявлять свою самостоятельность с помощью распределения ролей и действий в процессе игры. Ребёнок живет в игре. И задача педагогов - стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая и обогащая игровой опыт малышей.
16 Слайд! Спасибо за внимание!