Клюева
Сюжетно-ролевая игра в режиме дня у детей 5-го года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила:
Воспитатель Клюева Л. К.
МАДОУ детский сад "Солнышко"
Доклад
Тема: «Сюжетно-ролевая игра в режиме дня у детей
5-го года жизни»
«Дайте же детям играть, пока игра
Их радует, влечет к себе и вместе с тем
Приносит им огромную пользу»
Е. А Покровский»
Публикация «Сюжетно-ролевая игра в режиме дня у детей 5-го года жизни» размещена в разделах
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, социологов, искусствоведов.
Основная проблема, рассматриваемая в работе: в какой мере сюжетно-ролевая игра способствует развитию детей, помогает социализации и взаимоотношениям между детьми.
Актуальность
Сюжетно-ролевые игры – самая привлекательная деятельность для детей, ребенок в процессе игры ощущает свободу и в действиях, и в отношениях, и в суждениях. Ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Значение сюжетно-ролевой игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:
• Способом обучения;
• Деятельностью для реализации творчества;
• Методом терапии;
• Первым шагом социализации ребенка в обществе.
Цель – изучение влияния сюжетно-ролевой игры на развитие детей 5-го года жизни
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счет собственной активности ребенка;
Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности;
Сделать игровой процесс творческим, познавательным, увлекательным, содержательным, воспитательным и управляемым.
Игра-это арена детских успехов и достижений. Задача моя, как воспитателя- закрепить у ребенка уверенность в себе, проявляя положительный интерес к его игровой деятельности. Кроме того, каждый из детей в любой момент должен быть уверен в том, что его любят и уважают, несмотря на его неудачи и плохое поведение. Это важнейшее условие развития.
В моей группе находятся дети 4-5 лет. Это возраст, когда ребенок осознает себя как отдельного человека. И я, как педагог, должна создать условия для всестороннего развития детей, для эмоционального и психологического комфорта детей, способствовать расширению и обогащению их накопившегося опыта в окружающем мире.
В среднем возрасте – главным содержанием игры являются отношения между людьми, это возраст максимального расцвета ролевой игры. Здесь действия выполняются уже не ради действий, но как способы регулирования социально- ролевых отношений с другими. Введение сюжета игровой роли значительно повышает возможность ребенка во многих сферах психической жизни.
В связи с этим в своей работе отвожу главную роль сюжетно-ролевой игре, т. к это основной вид игры детей дошкольного возраста, которая оказывает положительное влияние на развитие личности ребенка. Это способ познания мира, где происходит усвоение детьми гендорного поведения, ребенок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам.
Основные черты сюжетно-ролевой игры :
• эмоциональная насыщенность
• увлеченность детей
• самостоятельность
• активность
• творчество.
Самым благоприятным временем для игр является время после дневного сна, вечером. Чаще всего дети во вторую половину играют в ролевые игры, это либо вновь организованные, либо начатые ранее игры. Такие игры могут быть разнообразны, так как у детей накапливается немало впечатлений, а вечером имеется достаточно времени, чтобы развивать сюжетно-ролевые игры, так как игры богаты разнообразными возможностями формирования чувств и отношений детей.
Сюжетно-ролевая игра в возрасте 4-5 лет продолжает развиваться и занимает ведущее место в жизни детей. Ребенок в этом возрасте с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбрать тему и намечать замысел игры, обуславливать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. В этом возрасте я, как воспитатель направляю свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие. Побуждаю детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, которым будет воплощен в игре; учу их описывать сюжетные события, называть круг действующих персонажей в игре, раскрывать их взаимодействие для обозначения игровой ситуации. Для облегчения принятия роли ребенком помогаю обустроить игру при помощи необходимых атрибутов, а также сюжетных игрушек и различного полифункционального материала (модулей, кубиков, брусков, колесиков и других деталей).
Так же использую для игр переносные ширмы, полифункциональные атрибуты (например белый халат пригодится для игр на различные темы, удобные ящики для мелкого игрового материала, столики и диваны, модульная мебель.
У детей пятого года жизни игра еще носит хаотичный характер: роли начавшись не доводится до логического конца; одни роли сменяются другими, сюжеты прерываются заменяясь новыми. Видимый хаос в игре для данного возраста закономерен, так как он свидетельствует о некоторой свободе выбора и установления в ней разнообразных ролевых связей (с игрушками-партнерами, с партнерами-сверстниками, с партнером- воспитателем). В игре применяется методы как прямого, так и косвенного педагогического руководства. Выступая в главной роли в игре, я показываю ребенку образец взаимодействия с партнером, вызывает его на активное ролевое поведение. Также предлагается ребенку главную роль, тогда сам берет на себя дополнительную роль, тогда я выступаю в роли советчика. Можно отойти от непосредственного участия в игре, но время от времени ненавязчиво вмешивается в игру, помогая ребенку словом и советом.
В возрасте 4-5 лет дети осваивают такие тематики сюжетно-ролевых игр как :
• игры в семью;
• игры в транспорт;
• игры в больницу;
• игры в магазин;
• игры в мастерскую;
• игры в парикмахерскую;
• игры в детский сад.
Наиболее востребованными сюжетами у детей средней группы становится игры в семью. Если наблюдать внимательно за детьми, то можно заметить, что играя в дочки-матери, дети проигрывают отношения родителей и их детей, при этом дети используют в игре кукол, мишек и другие игрушки, но понаблюдав за детьми можно заметить, что детей привлекают не сами предметы, а семейные отношения.
Ребенок в игре со сверстниками включается в ролевые отношения, проявляющиеся через ролевой диалог и ролевые действия. Так, если ребенок берет на себя роль мамы, то он знает, что может делать мама (кормить ребенка, водить его в детский сад, покупать игрушки и др. ; медсестра делает уколы, ставит градусник, выдает таблетки).
Наиболее интересными сюжетами для детей 4–5 лет остаются игры в больницу и в магазин, потому что детям наиболее легко воплотить свой жизненный опят. Я стараюсь вводить в игру новые роли, помогая расширить представления детей об игровом образе, о разнообразии ролей и ролевого поведения. Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, ребенок обогащает игру новым содержанием, и следовательно она будет оставаться для него интересной. Очень важно поддерживать этот интерес, содействуя обогащению жизненного опыта, предоставляя ребенку время и место для игры, стимулируя его творческую активность.
Обогащению игровых сюжетов способствуют экскурсии и целевые прогулки, рассказы о профессиях, тематические беседы, дидактические и театральные игры, показ иллюстраций. Используя эти формы работы взаимодействия воспитателя с ребенком становится содержанием предварительной работы, подготавливая детей к игре.
Сюжетами ролевых игр например в семью могут быть разные игровые ситуации и игровые действия:
• приезжать из командировки, приходить с работы;
• встречать и провожать гостей; готовиться к празднику;
• убирать квартиру, мыть игрушки и т. д.
В больницу игровыми действиями могут быть: осматривание больного; ставить градусник; назначать лечение и назначать процедуры, лекарства; делать уколы, прививки и т. д.
Работа по развитию сюжетно-ролевой игры в «Больницу» была проведена предварительная работа:
1. Беседы о профессиях врача и медсестры, их труде с использованием иллюстраций, рассматриванием картин.
2. Чтение художественной литературы: Маяковский «Кем быть?», К. Чуковский «Айболит».
Знакомя детей с книгой К. Чуковского «Айболит», обратила внимание на обложку, на которой нарисован доктор в белом халате. Затем рассматривали иллюстрации, изображающие то, как Айболит лечит зверей. Дальше побеседовала с детьми о том, кто из них был в поликлинике. Объяснила, что врач и медсестра заботятся о здоровье, делают прививки, чтобы никто не болел.
В игровой деятельности ребенка 4-5 лет находит свое место и театрализованная игра. Дети с удовольствием драматизируют знакомые сказки («Теремок»,«Колобок», «Лиса и Заяц»). В возрасте 5 лет у ребенка возникает интерес к смелым, отважным поступкам. Ему нравится драматизировать рассказы на эту тему.
В центре сюжетно-ролевых игр у нас есть :
• Куклы разных размеров;
• Комплекты одежды для кукол, кукольные сервизы, кукольная мебель, коляски для кукол;
• Предметы заместители для сюжетно-ролевых игр, атрибуты: наборы к играм в семью; в больницу; в парикмахерскую; в почту; мастерскую; магазин;
• Игры в транспорт: все виды транспорта: машины среднего и мелкого размера, рули, таблички с изображением разного транспорта, дорожные знаки;
• Серии картин, открыток, картинок «Все работы хороши».
Таким образом сюжетно – ролевая игра - это важнейший вид деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра занимает важное, если не сказать центральное место в жизни детей, являясь преобладающим видом его самостоятельной и творческой деятельности.