Надежда Лягаева
Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания личностных качеств ребёнка (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10»
Сюжетно-ролевая игра, как средство воспитания личностных качеств ребёнка
(выступление на педагогическом совете)
(из опыта работы)
Выполнила воспитатель
1 квалификационной категории
Лягаева Н. В.
Магнитогорск 2020г.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания личностных качеств ребёнка (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы.
В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.
В своём выступлении я хочу коснуться лишь сюжетно ролевой игры, так как это свободный вид совместной деятельности детей. В этом виде игры дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет. Очень важно, что сюжет и содержание игры дети берут из окружающей жизни, отражают те или иные моменты, которые привлекли их внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.
Но это возможно при условии, что если дети в достаточной мере овладели игровой деятельностью. В младшем возрасте дети уже знакомы взаимодействиями взрослых, поэтому игра в «Дочки- матери», «Семья» являлась и сейчас является их любимой. Для игры «Больница» знания детей были на уровне «пациент- врач».
В конце младшего возраста я начала пополнять знания детей дополнительными сведениями; что есть врачи, которые лечат только зубы, другие делают только операции. Применяла такие методические приёмы. Как чтение книг, использование иллюстраций, проведение бесед. В средней группе на прогулке неоднократно наблюдали, как в соседние дома приезжала скорой помощи. Побеседовав с детьми, пришли к тому что к игре «больница» можно использовать сюжет «Скорой помощи». Эти две игры непроизвольно объединились в одну игру.
К четырем годам у детей сложилась символическая (знаковая) функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заместителей. Это закономерный процесс. Так как игра не просто отображает, а моделирует социальную ситуацию. Вся предварительная работа заключается в том, что с младшего возраста мы знакомим детей с трудом взрослых, организовывали экскурсии и целевые прогулки (в медицинский кабинет, кухню). Об этом же просили родителей, почаще брать детей с собой в магазины, парикмахерские. К каждой экскурсии подготавливала вопросы, заставляющие детей не просто перечислять, что они видят, а осознавать увиденное. Через беседы дополняла и закрепляла полученные знания. Вспоминали характерные черты личности человека той или иной профессии. Например, врач добрый, вежливый, строгий; шофер – серьёзный, внимательный. Вместе с детьми выясняли, почему им необходимы эти качества, так как в дальнейшем это поможет более выразительно передавать ролевые образы в играх.
Большое внимание с младшего возраста уделяла включению детей в трудовую деятельность; наблюдали за трудом няни, давала детям посильные поручения. Младший воспитатель предлагала помочь ей разложить ложки на столы, протереть влажной салфеткой стол или стул. А в четыре года детей ставила в такую ситуацию, когда они сами должны предложить свою помощь. Родителей так же просили почаще привлекать детей к домашнему, посильному труду. Через рекомендации и консультации ознакомила детей с требованиями, которые им необходимо знать, какой объём поручений может выполнить ребёнок четырёх лет и как нужно оценивать результат детского труда. Я заметила, что активное участие детей в труде способствует появлению новых игровых действий, таким образом игра обогащается.
Организуя среду для игры, игровой материал вносила постепенно, по мере получения знаний об окружающей действительности. В младшем возрасте настоящие предметы помогали лучше войти в роль, предметы заместители вводила постепенно, та как требовался пример действия с ним, а в дальнейшем по собственной инициативе включали их в свои игры. К четырём годам дети сами решали, чем можно заменить недостающий материал. В этом случае предлагала детям выбрать из природного материала.
Таким образом. Воспитательные возможности сюжетно ролевых игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовать их, не нарушая естественного хода игры, не входить в игру с замечаниями, указаниями и неосторожными словами.
Спасибо за внимание!