Надежда Дробот
Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста
Игра - самая естественная деятельность ребенка. С раннего возраста игра становится и самой любимой его деятельностью.
Программа «Детство» ставит перед педагогом, работающим с малышами несколько целей: - развивать игровой опыт каждого ребенка; - помогать детям в игре отражать мир; - побуждать детей к первым творческим проявлениям; - воспитывать у ребенка стремление к игровому общению со сверстниками.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Младший дошкольный возраст – от двух до четырех лет – важный период в развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувствах окружающим. Важно уже в дошкольном возрасте начать формирование чувства патриотизма : любовь и привязанность к матери, семье, Родине. Процесс становления патриотических чувств, предполагает комплексное использование педагогических средств. Одним из таких средств является ознакомление детей с сюжетно – ролевыми играми. Содержание сюжетно – ролевых игр возникают на основе развития наблюдательности, памяти, мышления, развитие воображения. Игра вводит детей в мир социальных отношений, формирует способность взаимодействовать со сверстниками. Детское творчество в игре характеризуется наличием замысла, выбором роли, умение развивать сюжет, подобрать материал.
Основная задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры. У меня в группе дети трех возрастов, у них необходимо формировать разные способы построения игры : предметно – игровым в раннем возрасте и ролевым в младшем возрасте. Формирование игровой деятельности в разновозрастной группе способствует усилению межвозрастного общения и взаимодействия детей. В разновозрастной группе наряду со специальным формированием игры, можно использовать возможность естественной передачи игровых способов от старших детей к младшим.
Основной путь развития игры у детей двух- трех лет – это совместная игра воспитателя с детьми. Сопровождение игровой деятельности детей осуществляется по следующим направлениям: - создание предметно – игровой среды; - организация ситуаций игрового взаимодействия педагога с детьми, в которых педагог передает детям игровые способы действий; -создание проблемных- игровых ситуаций (постановка новой для детей игровой задачи, решение которой происходит при опоре на имеющейся опыт); -участие педагога в играх детей, основанное на отношениях партнерства воспитателя и ребенка.
К двум годам ребенок уже способен отображать в игре простейшие действия с предметами, подражая действиям взрослого (кормит и укладывает спать куклу, прокатывает машинки и др.); воспроизводить несложный сюжет из нескольких игровых действий; действовать с предметами – заместителями.
Игровые сюжеты детей третьего года жизни отображают представление, полученные ими из любых источников. Дети могут играть в то, что в их в личном опыте было давно (например играть зимой в летние забавы, в то, что они узнали из разговоров, книг, телепередач. Ребенок становиться способен изображать разное поведение в одной и той же ситуации. Появляются действия, характерные для определенного лица : как мама готовит обед и кормит кукол, как доктор ставит мишки градусник, ставит укол. Фактически ребенок берет на себя роль, но не всегда заявляет о ней словесно. Таким образом, становление сюжетной игры – это сложный и многоплановый процесс. Однако руководство игрой не должно сводится к заучиванию с детьми готовых сюжетов ; оно направлено на развитие мира фантазии, способности воплотить ее в игровых действиях.
Малыши четвертого года жизни, учатся способам игровой деятельности,то есть игровым действиям с игрушками, предметами. Вовремя игры ребенок использует умение и навыки, расширяет и обогащает представление о окружающем мире, приобретает,что особенно важно, навыки ролевого поведения.
Сюжеты для ролевых игр следует подбирать с учетом того, что доступно и понятно ребенку. Хорошо, когда в процессе игры малышу предлагается побывать в голи того или иного участника известных или знакомых ему событий : прогулка по селу, посещение врача, сервировка стола, приготовление пищи,поход в парикмахерскую. В игре можно использовать различные игрушки, предметы. Для таких игр у нас в группе есть специальные игрушечные наборы: «Больничка», «Юный парикмахер», «Посуда», «Маленькая хозяйка», «Магазин», «Мебель» и т. п., в которых имитируется реальные предметы,используемые в профессиональной и бытовой сферах деятельности.
Организуя сюжетно -ролевые игры с детьми в разновозрастной группе, воспитатель выступает носителем нового для них способа построения игры –ролевого поведения. Воспитатель принимает на себя игровую роль («Я шофер») и побуждает ребенка принять и назвать свою роль, дает образцы, названия игровых действий («Я завожу мотор р-р-р-р»), задает ребенку вопросы от имени ролевого персонажа, помогает вступать в ролевой диалог, подсказывая реплики или задавая наводящие вопросы. Позиция воспитателя постепенно меняется от «участника игры- носителя новых для детей игровых умений», к позиции «партнера- помощника», который направляет, помогает детям незаметно перейти к самостоятельной игре, вмешиваясь только по необходимости.
Наблюдая за сюжетно – ролевыми играми младших дошкольников мы видим, что дети играют в основном в игры, отображающие реальную жизнь : «Магазин», «Детский сад», «Больница», «Парикмахерская». Иначе и быть не может : игра основывается на жизненном опыте детей. В игровой деятельности дети отражают знание о труде взрослых (продавца, врача, воспитателя, парикмахера, используют настоящие трудовые процессы (продавец -взвешивает, отпускает товар; воспитатель- играет с детьми, читает сказки, укладывает спать ; врач- лечит, делает уколы, дает витамины; парикмахер- стрижет, делает прически). Сюжетно-ролевые игры : «Семья», «Дочки-матери»-углубляют представление о семье, родственных отношениях, понимания того, как поддерживаются родственные связи, культурные традиции семьи. Воспитывают уважение и любовь к родным людям, гордость за свою семью.
Уже в дошкольном возрасте дети проявляют интерес к разным профессиям. На вопрос : «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», дети отвечают так : «Я буду врачом, как моя мама», «Я хочу быть шофером, как папа». Это, конечно не значит, что повзрослев, дети станут теми, кем хотели быть в детстве. Они пока играют в «шофера», «врача», «продавца».
Игра развивает воображение,творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей.