Елена Морозова
Связь двух ведущих дисциплин, сольфеджио и музыкальной литературы, в работе над музыкальными сказками
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа поселка Северного»
Методическая разработка
преподавателя теоретических дисциплин
МБУ ДО «ДМШ пос. Северного» г. Воркуты
Морозовой Елены Николаевны
на тему:
«Связь двух ведущих дисциплин
музыкально-теоретического цикла –
сольфеджио и музыкальной литературы
Публикация «Связь двух ведущих дисциплин, сольфеджио и музыкальной литературы, в работе над музыкальными сказками» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Музыкальные сказки. Сценарии
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа музыкального руководителя
- Соль. Изучаем соль
- Темочки
в работе над музыкальными сказками».
Воркута
2018
«Связь двух ведущих дисциплин
музыкально-теоретического цикла –
сольфеджио и музыкальной литературы
в работе над музыкальными сказками».
Одной из самых интересных форм совместной работы педагогов с детьми в музыкальной школе является постановка музыкальных сказок. Это очень интересный и увлекательный вид деятельности, способствующий развитию музыкальных и творческих навыков, самовыражению учащихся. В плане межпредметных связей музыкальная сказка представляет собой объединение в единое целое самых разных дисциплин. Так, вокальные партии выучиваются педагогами на уроках сольфеджио, музыкальные жанры, используемые композиторами в той или иной сказке, изучаются детьми в курсе музыкальной литературы. Добавим также основы сценического мастерства, придумывание вместе с детьми костюмов, декораций, грима, причёсок и т. д., — и мы выходим на связь с параллельными видами искусства и дисциплинами, напрямую в музыкальной школе не затрагиваемыми.
Цель данной работы – проследить связь двух ведущих дисциплин музыкально-теоретического цикла – сольфеджио и музыкальной литературы в работе над музыкальными сказками.
Музыкальные сказки позволяют ознакомить детей с особенностями музыкального языка и средствами выразительности на достаточно раннем этапе обучения. Весь материал сказок – песни, ансамбли, хоровые номера – разучиваются обычно на уроках сольфеджио. Знакомя учеников с музыкой спектакля, педагог обязательно останавливается на основных средствах музыкальной выразительности, связывая их использование с созданием определённого образа. Дети, принимающие участие в спектакле, обычно занимаются в разных группах по сольфеджио и музыкальной литературе и учатся в разных классах. Но это нисколько не мешает в работе. Хотя на определённые роли намечены определённые ученики, в разучивании вокальных партий, в процессе анализа средств выразительности принимает участие вся группа. В этой работе дети выучивают сольные партии, что обеспечивает в случае необходимости взаимозаменяемость.
Музыка спектаклей даёт материал достаточно разнообразный для использования на уроках сольфеджио. От довольно простых песен осуществляется переход к более сложным вокально-интонационным задачам. Сольные партии усложняются в основном за счёт ритма — пунктирный ритм, синкопы, сложные ритмические группы в размере 6/8 и т. п. обычно изучаются на уроках сольфеджио позже, чем прорабатываются в музыкальных сказках. Возникают задачи, связанные с работой над многоголосием. Так как в сказках есть хоровые номера, педагог получает возможность более полно задействовать группу учеников одного класса. В музыкальном спектакле ученики принимают участие с удовольствием, и работа над многоголосием в хорах из сказок оказывается для них не такой сложной, так как интерес к постановке играет для них большую роль.
Когда весь музыкальный материал спектакля выучен, начинаются сводные репетиции. Поскольку зачастую на каждую роль претендуют два-три человека, дух соперничества заставляет ребят проявлять фантазию, импровизировать движения, жесты, танцы, ярко выражать эмоции, одним словом, творить. На таких общих репетициях педагоги стараются проводить аналогии с большими оперными спектаклями, поскольку жанр оперы изучается в курсе музыкальной литературы первого года обучения. Конечно, изучить подробно строение и драматургию музыкального спектакля невозможно, но обязательно ведётся разговор о жанре, лежащем в основе какого-либо номера, об особенностях его воплощения. Отмечается и повторение тем, их изменение или преобразование в процессе развития сюжета. На этих примерах дети учатся понимать, что одна и та же музыкальная тема может изменять свой характер – менять размер, лад, жанровый облик и приобретать совершенно противоположные черты. Музыкальные номера в таких спектаклях часто носят изобразительный характер, и это даёт возможность вести разговор о программности и изобразительности в музыке.
Сказка «Кот в сапогах» С. Соснина содержит знакомые детям из курса музыкальной литературы жанры : песню, марш, польку, вальс, менуэт. Но на уроках дети знакомятся с классическими образцами этих жанров, слушают их, анализируют характерные черты, играют в классе специальности или общего фортепиано. В работе же над сказкой они возвращаются к знакомым жанрам на новом уровне, здесь всё иное – музыкальный язык, использование данного жанра в определённом контексте, то есть на новом уровне реализуется всем известный принцип «повторение – мать учения». Кроме того, здесь можно говорить и об опере в целом, так как этот спектакль очень точно выверен драматургически, и здесь есть все элементы, присущие настоящей опере – и лейтмотивы, и тематические арки, и преобразования тем, и ярко обозначенная кульминация.
«Хоровод сказок» Е. Жарковского - это более продолжительная по времени пьеса, требующая решения более сложных задач в работе с детьми. В «Хороводе сказок» представлен более широкий круг жанров и их многообразное воплощение. Так, например, вальс предстаёт перед нами в разных обликах – он и притворно-вкрадчивый, и весёлый, задорный, и фантастический, причудливый. Здесь и подражание русским народным песням, и пастораль, и разнообразные по замыслу и воплощению плачи-причитания. Интонационный и гармонический язык сказки сложнее, чем в предыдущем спектакле.
В музыкальной сказке В. Екимовского «Про Бабу Ягу, её сына Цыпу, Царевну-Матвевну и сундук с вениками» следует отметить ряд новых приёмов и в построении спектакля, и в музыкальном языке. В отличие от предыдущих пьес, все диалоги идут на фоне фортепианного сопровождения, которое характеризуется ярким и непривычным для детей гармоническим языком. Здесь и кварто- секундовые созвучия, и кластеры, и созвучия, использующие элементы расширенной ладовой системы с равноправием всех двенадцати тонов. Хотя всё это многообразие носит в основном изобразительный характер, оно позволяет познакомить детей с элементами современной гармонии, расширить их представления в этой области. Вокальные же номера выдержаны в привычном интонационном строе и вполне определённы по жанрам. Шутливым сюжетом, ироничным отношением автора к сказочным персонажам объясняются элементы стилизации. Цыганский романс, удалая пляска в русском стиле, эстрадный шлягер семидесятых годов – вот жанровые прототипы сольных номеров главных героев. Но, пожалуй, самая важная особенность – через весь спектакль проходит начальная тема из «Избушки на курьих ножках» М. П. Мусоргского. Она звучит в инструментальном вступлении, её интонации появляются в середине пьесы и в заключительном хоре в партии фортепиано. Связь с музыкальной литературой здесь оказывается самой непосредственной – не только через характеристику жанров, но и через конкретное произведение, изучаемое как в первый год обучения, в качестве примера программной музыки, так и в курсе русской музыкальной литературы.
Таким образом работа над музыкальным спектаклем позволяет решать самые разные задачи. В курсе сольфеджио это развитие вокально-интонационных и ритмических навыков, работа над многоголосием и развитием гармонического слуха, а также развитие творческих способностей учеников. Использование форм и средств жанра оперы, характерных для неё приёмов развития, выявление жанровых прообразов музыкальных номеров, их характера и средств музыкальной выразительности, применённых для создания определённого образа – всё это даёт учащимся возможность на практике освоить те знания, которые они получают на уроках музыкальной литературы.
Итак, работа над музыкальными сказками – это не только интересный и увлекательный вид совместного творчества учащихся и педагогов, но и достаточно эффективная форма учебной деятельности, позволяющая на новом, принципиально ином, практическом уровне реализовать связь ведущих дисциплин музыкально-теоретического цикла в детской музыкальной школе – сольфеджио и музыкальной литературы.