Бадогина Галина
Конспект занятия «Свидетельство о рождении», «Родословная»
Методическая разработка
Тема: «Свидетельство о рождении», «Родословная».
Составила и провела Бадогина Г. А.
Задачи:
Обучающие:
* Познакомить детей с основным своим документом «Свидетельство о рождении»;
* Вызвать у детей интерес к родословной (знать имя, отчество родителей, имена бабушек, дедушек)
* Учить составлять рассказать о них по фотографиям;
* Показать необходимость знания своей родословной;
Развивающие:
*Развивать интерес к истории создания и развития каждой семьи;
Публикация «Конспект занятия „Свидетельство о рождении“, „Родословная“» размещена в разделах
*Развивать речь, внимание.
*Развивать мышление, умение правильно высказывать свои мысли.
Воспитательные:
*Воспитывать тесные взаимоотношения детей и их родителей;
*Воспитывать уважение к старшему поколению.
* Активизация и обогащение словаря: права и обязанности, предки, родословная, генеалогическое древо, род, свидетельство о рождении.
Активизация и обогащение словаря: права и обязанности, предки, родословная, генеалогическое древо, род, свидетельство о рождении.
Материалы и оборудование: Свидетельства о рождении разных поколений; родовое древо каждой семьи, карточки для игр, иллюстрации и фотографии по каждой семье; рисунки лиц без прорисованных ртов
Методы и приемы: пальчиковая гимнастика, беседа, вопрос-ответ, речевые игры, поисковая деятельность, создание проблемной ситуации, чтение стихотворения, совместный с детьми анализ проделанной работы.
Предшествующая работа: поисковая деятельность по теме, дидактические игры, пальчиковые и артикуляционные гимнастики, беседы, рассматривание: книг, документов, иллюстраций, картиной, слайдов, фотографий, семейных альбомов; заучивание стихотворений, чтение художественной литературы, художественное творчество, слушание и пение песен.
Структура занятия :
Орг. Момент
- загадка.
Основная часть:
- беседа о свидетельстве о рождении;
- рассказ ребенка о своем свидетельстве о рождении;
- игра «Отгадай, о ком говорю»;
- пальчиковая гимнастика;
Игра «Кто кому, кто?»;
- беседа, что такое род?;
- рассказ ребенка о своем родовом дереве;
-игра «Скажи, как зовут?»;
- «Дорисуй портрет»;
Заключительная часть
- стихотворение «Семья»
Ход занятия.
В: Чтобы узнать, о чем мы будем говорить на занятии, отгадайте загадку
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (семья)
Кто есть в вашей семье?
Ответы детей.
В: Представьте, что в семье произошло радостное событие — на свет появился малыш: мальчик или девочка. Какое право приобретает каждый ребенок с рождением?
Д: Право на имя.
В: Где закреплено это право? (Это право закреплено в документе, который называется Свидетельство о рождении).
В: Это самый первый документ, который получает каждый маленький человек, который родился в нашей стране. Когда я появилась на свет, мне выдали вот такое Свидетельство о рождении. (Показываю). Когда у меня родилась дочка, то ей выдали вот такое Свидетельство о рождении. (показываю).
Когда вы появились на свет, то вам тоже выдали Свидетельство о рождении.
*Рассказ ребенка о своем Свидетельстве о рождении. (В Свидетельстве о рождении записано имя, отчество, фамилия, место рождения, родители, стоит печать и есть свой номер).
Зачем человеку имя?
Дети: Чтобы можно было обратиться друг к другу; по имени можно узнать мальчик ты или девочка; по имени можно узнать, из какой ты страны;
Воспитатель: В каких случаях к человеку обращаются по имени?
Дети: К сверстнику; к брату или сестре; к друзьям; к близкому человеку.
Воспитатель: А в каких случаях вы обратились бы по имени отчеству?
Дети: К незнакомому человеку; в знак уважения; если обращаешься к старшему человеку.
В: А сейчас мы с вами поиграем.
Игра «Отгадай, о ком я говорю?»
• Добрая, ласковая, самая красивая, любимая, веселая, требовательная. (Мама)
• Седой, мудрый, старый, добрый. (Дедушка)
• Озорная, смешливая, старшая или младшая, непоседливая, маленькая или большая. (Сестра)
• Старенькая, седая, добрая, отзывчивая. (Бабушка)
• Сильный, добрый, строгий, умный. (Папа).
• Старший или младший, сильный или слабый, подвижный, умный. (Брат).
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик дедушка…»
Игра: «Кто кому, кто?»
«Тетя – это … (мамина или папина сестра)
«Бабушка – это …. (мамина или папина мама)
«Кто тебе мамина мама?» (бабушка)
«Кто тебе папина сестра?» (тетя)
В: У каждого из вас есть мама и папа. А у мамы и папы тоже есть мама и папа. Кем вам приходятся мама и папа ваших родителей?
Д: Бабушка и дедушка.
В: А у бабушки и дедушки были родители?
Д: Да.
Вы, ваши мама и папа, бабушки и дедушки, их родители вместе образуете большую семью, которая называется род.
Ваш род можно изобразить в виде дерева. Вверху молодые листочки — это вы, дети. Листочки пониже, постарше листочки — это ваши родители: мама и папа. Еще ниже листочки, еще старше — это мама и папа ваших родителей. О своем родовом дереве расскажут дети.
Рассказы детей о своем родовом дереве.
Игра «Скажи, как зовут?» (С мячом)
Воспитатель бросает мяч и задает вопрос, дети ловят мяч, отвечают и бросают мяч обратно.
Как зовут маму; папу; сестру; дедушку; бабушку; брата.
Рассказ о своем родовом дереве.
• Работа за столами: «Дорисуй портрет»
На листочках нарисованы портреты: мамы, папы, дедушки, бабушки, детей.
В: Художник рисовал портреты, но не дорисовал. Чего же не хватает в этих портретах?
Д: Нет рта.
В: А чтобы получились веселые лица, что нужно нарисовать?
Д: Улыбки.
В: Возьмите фломастеры и нарисуйте улыбки.
Дети выполняют работу, затем портреты прикрепляются на доску.
В: Кто здесь нарисован?
Д: Бабушка, дедушка, папа, мама, я.
Вместе: получилась дружная, веселая семья.
В: Глядя на эти портреты, у вас радостное настроение?
Д: Да.
В: Давайте поделимся своей радостью с другими. Улыбнитесь, «возьмите» свою улыбку ладошками, подуйте на ладошки, чтобы улыбка и хорошее настроение было у всех, кто нас окружает.
Завершить нашу встречу хочу стихотворением «Семья»
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!