Ольга Немцева
Конспект занятия для старшей группы «Ступеньки к знаниям»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД предназначена для детей старшей группы. В результате деятельности развивается познавательный интер
Автор:
воспитатель Немцева Ольга Александровна,
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №186 г. о. Самара
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия для старшей группы „Ступеньки к знаниям“» размещена в разделах
• Освоить действия по построению сериационного ряда и использовать его в качестве модели словесно обозначенных отношений между объектами;
• Формировать умение графического построения модели классификационных отношений между понятиями;
• Продолжить знакомство с водоёмом, его обитателями; построить модели взаимосвязи животных и условий их жизни;
• Воспитывать бережное отношение к животным;
• Развивать познавательный интерес, логическое мышление.
• Материал и оборудование:
• Силуэты птиц 5 цветов;
• Сигнальные разноцветные значки;
• Картинки с изображением животных: оленя, волка, щуки, лягушки, головастика, комара, стрекозы, жука – плавунца, воробья, свиристели;
• Макет водоёма;
• Прозрачная миска с водой; стакан;
• Игрушка – паук;
• Условные обозначения животных;
• Лист бумаги и карандаш на каждого ребёнка;
• Мел, доска;
• Магнитофонная запись;
Ход НОД:
Воспитатель: Природа подарила нам красоту снега, аромат цветка, щебет птиц. Прислушайтесь, как весело звенит капель, как радуется всё вокруг весеннему солнышку!
Дети, я приглашаю вас стать судьями на конкурсе пения птиц. А оценивать пение мы будем при помощи чёрточек. Как вы думаете, что будет обозначать самая длинная чёрточка?
(Дети высказывают своё мнение по обозначениям остальными чёрточками)
Воспитатель: В конкурсе принимают участие пять птиц.
( Показ силуэтов птиц: синяя, жёлтая, коричневая, зелёная, красная).
Воспитатель: Синяя птица поёт лучше всех! Жёлтая лучше всех, кроме синей! Коричневая поёт хуже всех! Зелёная – лучше коричневой, но хуже всех остальных. Красная поёт хуже жёлтой и синей, но лучше коричневой и зелёной.
(Дети строят модель сериационного ряда; обсуждение, как дети распределили места)
Воспитатель: А теперь загадка: «Какой цветок вырос выше?»
Отгадайте, какой цветок вырос выше, чем остальные, если синий цветок выше фиолетового; жёлтый – выше синего; оранжевый – выше жёлтого, а красный – выше оранжевого?
(Дети используют разноцветные сигнальные значки, выкладывают модель сериационного ряда)
Психогимнастика «Я растение»
Закройте и присядьте. Представьте себе, что вы маленькое растение, которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем слабое, хрупкое, беззащитное. Но вот добрые руки поливают растение, вытирают с него пыль.
Растение начинает расти. (Дети медленно поднимаются)
Листики поднимаются к свету (Дети поднимают руки вверх)
Растение чувствует себя хорошо. (Дети опускают руки)
(Упражнение выполняется под музыку в медленном темпе)
Воспитатель: откройте глаза. Вам понравилось быть цветами? (Дети отвечают и садятся на стульчики).
Воспитатель: Дети рассмотрите картинки и назовите одним словом, что на них изображено.
(Олень, волк, щука, лягушка, головастик, комары, стрекоза, жук – плавунец, воробей, свиристель.
Воспитатель: Подумайте и скажите, можно ли разделить картинки на группы? Если да, то как? Если нет, то почему?
(Дети рассуждают, строят модель в форме кругов Эйлера у доски)
Воспитатель: А теперь я приглашаю вас побывать под водой. Подойдите поближе к «водоёму»
(Двое детей выбирают силуэты животных, живущих в воде, и выкладывают их на макете водоёма)
Воспитатель: Какие животные будут жить возле водоёма? Что интересного вы знаете из жизни животных водоёма? (Рассказы детей)
Чем дышат животные? (Ответы детей)
Воспитатель: В воде воздух особый. Им умеют дышать лягушки и насекомые, живущие в воде: они научились «ловить» воздух. А вот, например, жук – плавунец прикрепляет пузырёк воздуха к брюшку и ныряет с ним под воду. А вы можете сказать, чем полезны обитатели водоёма?
( Ответы детей: очищают воду, делают её прозрачной, поедают умершие растения, чистят дно)
Воспитатель: А что самое главное для обитателей водоёмов? (Вода)
Ребята, давайте ответ зарисуем «волшебной картинкой» (Дети делают зарисовки у себя на листочках)
Воспитатель: А сейчас я расскажу вам про самое хитрое животное – это паук – подводник. Он сумел построить себе дом на самом дне и питается там маленькими детёнышами насекомыми и рыб, заманивая их в свой домик. А как это происходит, я попытаюсь вам показать.
«Фокус»
Игрушку в виде паука помещают в стакан. Затем переворачивают стакан и опускают в прозрачную миску с водой.
Воспитатель: Посмотрите, стакан остался частично заполненным воздухом – в нём нет воды. Как вы думаете, почему?
(Дети пытаются объяснить)
Воспитатель: Паук плетёт паутинный домик, похожий на стакан, надевает его на спицу и ныряет под воду. При этом его домик оказывается заполненным воздухом, что достаточно для его дыхания. Кроме того, воздушный домик серебрится под водой и привлекает любопытных маленьких рыбёшек и водяных насекомых. Вот какое необычное животное! Как оно называется? (Ответы детей)
Воспитатель: Надеюсь, вам сегодня было очень интересно, ведь вы узнали так много нового! Спасибо вам за активную работу!