Наталья Гришкина
Структура организации работы в рамках STEАM-образования детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей в рамках «STEАM-образования дошкольников обеспечивает достижение образовательных целей в процессе приоритетной для возраста детской деятельности - познавательно-исследовательской с вовлечением в научно-техническое творчество.
При этом комплексная реализация образовательных областей предполагает систему, где в качестве системообразующих факторов определены:
- возраст детей (младшие, средние, старшие, подготовительные группы, начальные классы школ);
- направленность группы ДОО (группы общеразвивающей, комбинированной, компенсирующей направленности);
Публикация «Структура организации работы в рамках STEАM-образования детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- дети с особыми образовательными потребностями;
- одаренные дети.
Для каждой категории воспитанников разрабатывается перспективно-тематическое планирование организации студийно-кружковой деятельности с учётом содержания образовательной деятельности.
Специфика условий, в которых реализуется работа, индивидуальные особенности и приоритеты воспитанников и педагогов позволяют динамично работать с содержанием образовательных модулей.
Перспективно-тематическое планирование предполагает организацию одного студийно-кружкового занятия в неделю в младшей группе детского сада и двух занятий в неделю во всех остальных возрастных группах.
Реализация содержания STEАM-образования детей дошкольного возраста предполагает не только организованную педагогом, но и самостоятельную деятельность детей, совместную с педагогом досуговую деятельность, участие родителей в образовательном процессе.
В основе работы с наборами для развития пространственного мышления лежит познавательно-исследовательская деятельность, игра и конструирование.
Содержание образовательной деятельности «Экспериментирование с живой и неживой природой» частично вынесено за рамки организованной педагогом деятельности и осуществляется детьми самостоятельно на прогулках в процессе наблюдений в природе, а часть организована педагогом как системная опытно-экспериментальная деятельность.
Математическое развитие осуществляется в играх и познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Ввид деятельности - Конструирование - специфичен для LEGO-конструирования и робототехники, куда органично включаются элементы программирования, предполагает активную познавательно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество.
А художественно-творческая деятельность с использованием цифровых технологий по созданию мультфильмов является завершающим аккордом, синтезирующим результаты освоения всех образовательных модулей.
Возможность выбора предоставлена педагогам.
В Комментариях к ФГОС ДО отмечается, что «содержание образовательной программы (программ) ДОО не должно быть заранее расписано по конкретным образовательным областям, поскольку оно определяется конкретной ситуацией в группе, а именно: индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями развития. Педагоги, работающие по программам, ориентированным на ребёнка, обычно формируют содержание по ходу образовательной деятельности, решая задачи развития детей в зависимости от сложившейся образовательной ситуации, опираясь на интересы отдельного ребёнка или группы детей. Это означает, что конкретное содержание образовательной программы выполняет роль средства развития, подбирается по мере постановки и решения развивающих задач и не всегда может быть задано заранее. Кроме того, на практике конкретное содержание образовательной деятельности обычно обеспечивает развитие детей одновременно в разных областях. Таким образом, определённая образовательная технология или содержательное наполнение образовательной деятельности часто связано с работой педагога одновременно в разных образовательных областях».