Юлия
Сторителлинг как эффективная техника развития речи детей дошкольного возраста. Прием «Кубики историй»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель :повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию речи у детей дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг» (прием «Кубики историй»).
Задачи:
Публикация «Сторителлинг как эффективная техника развития речи детей дошкольного возраста, Прием „Кубики историй“» размещена в разделах
- Кубики. Игры с кубиками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
• Познакомить педагогов с техникой «сторителлинг», приемом «кубики историй», преимуществом их использования в развитии речи дошкольников
• Обучить педагогов практическим приёмам использования «кубиков историй» в работе с детьми по развитию речи
Участники: педагоги дошкольных образовательных организаций.
Актуальность:
Проблема развития речи - одна из самых главных в современном образовании. Конечно, в своей работе я использую самые разнообразные методы, формы и технологии для развития связной речи, формирования правильных грамматических форм, обогащения активного словаря, развития воображения. Сейчас для этого в педагогическом арсенале имеется много всевозможных средств - игр, картин, пособий. Однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей, когда надо, например, придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории. Также по моим наблюдениям, у детей не очень хорошо развито воображение, поэтому дети затрудняются при составлении рассказов по картине, по серии картин, из опыта, на заданную тему.
Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй». А в русском языке ему соответствует, замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, притч, мифов и т. п.
Сторителлинг заинтересовал меня тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображения, коммуникативных качеств детей.
Её придумал и успешно опробовал на личном опыте человек далёкий от педагогики Дэвид Армстронг, глава крупнейшей международной корпорации. Данная техника была предназначена для взрослых. В настоящее время данная техника активно используется и в образовании для развития детей.
Сторителлинг в педагогике - техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга : классический, активный, цифровой.
В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию.
Цифровой сторителлинг - сторителлинг, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами видео, или набрасыванием эскизов.
В активном сторителлинге слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.
Для детей дошкольного возраста используются такие средства сторителлинга, как игрушки из «Киндер сюрпризов», игры «Что внутри», «Кубики историй».
. Несколько лет назад в Европе придумали фантастическую игру «Story cubes»(«Кубики историй») и навсегда влюбились в неё, она интересна как взрослым, так и детям. 9 кубиков, 54 картинки погружают вас в мир фантазий, иллюзий и приключений. Каждый рисунок – это захватывающий и неожиданный поворот повествования. Люди разного возраста, пола и профессий придумывают невероятные истории, превращая обычную дружескую вечеринку в настоящий праздник воображения. Но для детей они эти кубики сложные т. к. на них изображены лишь символы и знаки. Для наших детей нужны яркие, понятные картинки, поэтому наши педагоги стали сами изготавливать такие кубики.
Я тоже решила сделать свои «Кубики историй». Затрат больших не потребовалось, а игра получилась интересная и эффективная и использоваться может в любом возрасте, в любом месте.
Я изготовила 9 больших кубиков из пластмассы, обклеив их кармашками, вырезанными из фотоальбома, чтобы можно было менять картинки, подготовила различные картинки, кубики поместила в тележку историй, вот она. Также я обклеила 9 деревянных маленьких кубиков картинками, чтобы удобно было играть за столом, и поместила в Волшебный мешочек, для деревянных кубиков картинки взяла немного сложнее, добавила дорожные знаки. На основе кубиков историй была изготовлена игра «Мой город», где ребята вспоминают достопримечательности города Сыктывкара.
Так получились замечательные и увлекательные игры для детей.
Цель «Кубиков историй» – обогащение устной речи детей
Задачи:
1. Обогащать активный и пассивный словарь дошкольников
2. Уточнять использование грамматических форм речи
3. Развивать коммуникативные навыки дошкольников
4. Способствовать четкому произношению звуков в словах
5. Развивать воображение, мышление
6. Закреплять знания из окружающего мира
«Кубики историй» можно применять в коррекционно-развивающей работе с детьми с речевыми нарушениями. При автоматизации звуков используется набор карточек с картинками, в названии которых присутствует автоматизируемый звук в начале, в середине или в конце слова.
Также, можно подобрать набор карточек для дифференциации звуков ( например звуки: с, с’, з, з’; ж, ш).
Рассказывание историй позволяет застенчивым детям быть более раскрепощёнными, робких делает смелее, молчаливые становятся более разговорчивыми.
- Уважаемые колеги, вы уже рассмотрели кубики, а хотели бы вы сочинить историю сами?
Как у каждой игры, у «Кубиков историй» есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Чтобы детям было интереснее играть, можно предложить им превратиться в «сказочников».
Есть два варианта игры: можно договорится, о ком будет история, во втором: будет решать кубик.
Игроков можно взять любое количество, но лучше от 1 до 9, по количеству кубиков.
Играющие по очереди бросают кубики, если педагогу кажется, что история не получается, то к игре присоединяется педагог, корректируя сюжетную линию в нужном направлении (если ребенок не хочет играть, он просто наблюдает). Составив историю, можно подобрать к ней подходящий жанр (сказка, рассказ, смешная история, фантастика)
При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:
1. Вступление
Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок:
• В некотором царстве, в некотором государстве…
• Когда-то давным-давно…
• Жили-были…
• Однажды, много лет назад…
• Случилось это в одном городке…
Затем «сказочники» описывают главного героя истории, где он живет, что делает.
2. Основная часть истории
Описывается основная сюжетная линия.
• Что произошло с героем?
• Кого он встретил или что нашел?
• Что он планирует с этим делать?
• В истории есть 2.1. Кульминация (но детям о ней не говорим)
3. Заключение
• Появляется решение поставленной проблемы.
• Короткий вывод (итог рассказа)
•
Дети довольно быстро обучаются. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование (сами могут играть в любое время)
- Какая замечательная история у нас получилась!
- Какого жанра?
В конце – рефлексия: Что нового узнали?
- Вам понравилось придумывать историю? В чем возникли трудности?
-
- Вы бы еще хотели поиграть в такую игру? А сами изготовить?
Посмотрите, какие истории получились у детей подготовительной и младшей группы с этими же кубиками :
Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники «сторителлинг» в работе с детьми дошкольного возраста :
• Развитие всех речевых компонентов
• Развитие коммуникативных навыков детей
• Развитие высших психических функций
• Повышение интереса к заданию и как следствие повышение концентрации внимания
• Расширение запаса знаний об окружающем мире.
Сочинять истории не только полезно, но и очень увлекательно!
Таким образом, кубики историй открывают уникальную возможность для развития коммуникативных качеств детей, облегчает запоминание сюжета, эффективны они и в процессе рассуждения. Сочиняя, дети «проживают» истории, у них появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами.
Список используемой литературы:
1. Русакова А. С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М. : Обруч, 2015. -192 с.
2. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.
3. Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 515-518.
Материал подготовила: Юркина Ю. Э