Бондарева Мария
Сторисек как форма работы по приобщению детей к чтению
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
В. А. Сухомлинский.
Чтение художественных произведений выполняет познавательную, эстетическую и воспитательную функции, формирует эмоциональную сферу, нравственные идеалы, взгляды и отношения ребенка. Чтобы вырастить всесторонне развитую личность, нужно уже с дошкольного возраста прививать ребенку любовь и интерес к книгам, а также и к художественному слову. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели.
Публикация «Сторисек как форма работы по приобщению детей к чтению» размещена в разделах
На сегодняшний день отмечается снижение интереса к художественной литературе. В современном мире книги уступают место телевизору, интернету, компьютерным играм, мобильному телефону и другим гаджетам. Важно создать условия, в которых книга сможет соперничать с современными технологиями, которые станут основой для возникновения читательской мотивации у ребёнка.
Сегодня перед воспитателем в детском саду стоит трудная задача: напомнить родителям о том, что именно художественная литература обеспечивает культурное развитие ребенка, формируют и его речь, и языковую культуру, сеет маленькую душу первые ростки нравственности.
Одним из интереснейших способов привлечения дошкольников к художественной литературе, является метод «СТОРИСЕК» или «Как потрогать сказку».
Что же такое «Сторисек»?
В переводе с английского «Сторисек» — мешок историй.
Идея «Сторисек» заключается в продвижении детского чтения и обеспечения всем необходимым для получения удовольствия от совместного громкого чтения.
Что же это за «мешок историй», что в мешке? Это настоящий полотняный мешок, внутри которого находится:
- хорошая художественная иллюстрированная детская книга;
- игрушки (мягкие, от «киндерсюрпризов», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и пр., являющиеся прообразами героев выбранного произведения;
- реквизиты;
- научно-популярная книга по теме;
- аудиокассета или компакт-диск;
- языковые игры;
- шпаргалки для родителей.
Игрушки и дополнительные реквизиты помогают оживить книгу. Игрушки развивают словарный запас, помогают изучить образ главных героев книги, развивают понимание прочитанного. Игрушки «Сторисека» – это главные герои художественной книги, а реквизитами могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды. Научно-популярная книга вложена в набор с целью развития всесторонних навыков чтения. Она соответствует тематике художественной книги, дополняет ее научно-познавательными фактами. Аудиокассета или компакт-диск – это запись текста художественной книги. Ребенок может прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания. Языковые игры также связаны с содержанием художественной книги. Языковая игра не только развивает новые навыки и расширяет словарный запас, но и доставляет удовольствие. Шпаргалки для родителей, которые также есть в мешке, дают советы родителям. «Сторисек» помогает сделать процесс чтения, жизненной потребностью детей, создавая доброжелательную комфортную атмосферу общения с книгой в кругу близких им людей.
Работа по внедрению «Сторисека» проводится в несколько этапов.
1. Подготовительный этап
1. Определяется произведение детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек».
2. Подготавливается мешок для комплекта материалов.
3. Подбираются остальные компоненты для комплекта: игрушки, научно-популярная книга на тему, аудиокнига по выбранному произведению, DVD-диск с мультфильмом.
4. Разрабатываются литературные игры: «Режиссерская версия», «Допиши рассказ», «Крокодил», «Найди пословицу». В итоге в каждом «Сторисеке» должно содержаться не менее 3 разнотипных литературных игр. Все игры необходимо соотнести с книгой.
5. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых» (родителей, педагогов) : списки дополнительной литературы; варианты художественной книги (разных издательств, с разными типами иллюстраций); примеры вопросов для беседы по книге; биография писателя автора книги в интересных фактах; рекомендации по организации процесса чтения. Предлагаются домашние задания к научно популярной книге «сторисека», например, создание коллажа из газетных или журнальных картинок, соответствующих тематике книги.
2. Основной этап.
Работа с художественным произведением:
1. Работа с книгой предполагает громкие чтения в группе детей.
2. Организовывайте диалог до, во время и после прочтения книги.
3. При помощи игрушек разыграйте содержание книги (сами или вместе с детьми) во время чтения книги или после.
4. Проведите игру с элементами театрализации, где героями могут быть игрушки или сами дети, стимулируйте детей к проигрыванию сюжетов книги.
5. Почитайте книгу по ролям. Заострите внимание на навыках: изменения скорости чтения, интонации, тембра голоса и пр.
Завершающий этап
Собираем впечатления о книге (художественном произведении, уточняем запрос детей.
Таким образом, использование «Сторисек» позволяет реализовывать принципы и задачи ФГОС дошкольного образования т. к. этот метод способствует:
-позитивной социализации дошкольников через привитие интереса к совместной деятельности;
-развитию кругозора, пополнению и расширению словарного запаса;
-формированию навыков осмысленного чтения обсуждения художественного произведения;
-формирования чувства уверенности в себе стимулированию интереса к книге.