МААМ-картинки

Тренинг для родителей «Стили семейного воспитания»

тарина лайсле
Тренинг для родителей «Стили семейного воспитания»
▼ Скачать +Заказ

«Стили семейного воспитания»

Ход тренинга

1. Вступительное слово ведущего

Инструкция.  Знакомство с целью и задачами групповой работы, темой и формой проведения занятия. Выработка правил работы на тренинге – участникам зачитываются утверждения, которые они должны обсудить и выбрать подходящие для эффективного взаимодействия.

Нельзя говорить долго и не по теме, высказываться надо четко и конкретно.

Не перебивать друг друга, соблюдать правило «поднятой руки».

Следует быть активным, принимать участие во всех видах деятельности.

Публикация «Тренинг для родителей „Стили семейного воспитания“» размещена в разделах

Каждый участник имеет право на собственное мнение, не бояться высказывать его и быть осужденным.

То, что происходит на тренинге, не выносится за пределы аудитории.

2. Упражнение «Имя и качество»

Инструкция.   Каждый участник представляется по имени и называет то качество, которое больше всего подходит ему по характеру, начинающееся на первую букву его имени. Имена закрепляются с помощью упражнения «Снежный ком». Например:  первый участник – «Я,  Ирина –интересная»,  второй участник, указывая на первого – «Это Ирина, она интересная. Я, Ольга – остроумная», третий (поочередно указывая на первых двух) – «Это Ирина, она интересная, это Ольга – она остроумная. Я,  Мария – мудрая» и  т. д.

3. Мини лекция педагога – психолога «Стили воспитания»

Чтобы приблизиться к «идеальному родителю» нужно научиться соблюдать правило трех «П» : принятие, признание, понимание. (Проходит обсуждение правила).

Сегодня мы с вами поговорим о характере ребенка. Характер – это результат семейного воспитания, и его зачатки можно увидеть уже на третьем году жизни ребенка. Стиль семейного воспитания – это наиболее характерные способы общения родителей с ребенком, использование ими определенных средств и методов педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного взаимодействия. В каждой семье свой стиль общения. Собственно, умение взаимодействовать с детьми очень важно. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодня слишком высокий темп жизни, все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня. В следующий раз встречаетесь с детьми уже вечером. Совместный ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить  семью. Однако опять общение ограничивается короткими фразами.  Разве можно нормально поговорить, когда включен телевизор и какая-то женщина    уже третий раз рекламирует стиральный порошок.

Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 20 минут в день. Из них 10 минут приходится на раздачу указаний. Ученые определили, что существует несколько моделей общения, а значит и воспитания : авторитарный, демократический, попустительский, хаотический и опекающий.

Авторитарный стиль - все решения принимают родители считающие,  что ребенок во всем должен подчиняться  их воле, авторитету. Родители склонные к авторитарному стилю, придерживаются карательно- насильственной дисциплины, чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам.   Они ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. Если матери склонны к более «разрешающему» поведению, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. Вследствие этого у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Активные, сильные дети сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные – приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может   стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Демократический стиль (авторитетный, сотрудничество)родители поощряют ответственность и самостоятельность своих детей с учетом их возрастных возможностей, уважают личность ребенка,   принимают его таким, какой он есть, дают понять, что его дела важны для них, доверяют, осуждают не самого ребенка, а его поступок, прислушиваются к мнениям ребенка, проводят с ним свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адекватными.

При таком стиле воспитания родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Попустительский стиль (либеральный, снисходительный, гипоопека) – ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.   Родители с либеральным стилем воспитания почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка, неоправданная идеализация его родителями.

При таком воспитании у ребенка может формироваться чрезмерное самолюбие, происходит задержка в эмоциональном развитии, возникать           отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование. Могут    проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка.

Становясь взрослыми, такие дети конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение ребенка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) - это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания формируется одна из важных базовых потребностей личности - потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.

Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже  агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

При таком воспитании не формируется самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) - стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельность, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит с одной стороны к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой – к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Упражнение «Хорошо и плохо»

Инструкция: Участникам предлагаются для обсуждения детские рисунки на тему «Моя семья», отражающие четыре стиля воспитания. Если такая диагностика предварительно не проводилась с детьми, то можно использовать символические картинки. Участники делятся на две команды. Задача первой – назвать  плюсы каждого из обсуждаемых    стилей воспитания. Задача второй – назвать минусы.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Традиции семейного воспитания»Консультация для родителей «Традиции семейного воспитания» Семейные традиции — это лакмусовая бумажка любой семьи. Она проявляет ту атмосферу, которая так необходима ребенку. Обычаи семьи, уклад.

Консультация для родителей «Основные правила семейного воспитания»Консультация для родителей «Основные правила семейного воспитания» Все родители мечтают о том, чтобы их дети выросли добрыми, честными, отзывчивыми, ответственными, достойными людьми нашего общества. Мы.

Новогодний утренник в группе семейного воспитания 2016 г.Новогодний утренник в группе семейного воспитания 2016 г. Новогодний утренник в группе семейного воспитания 2016г. В зал входит ведущая. Ведущая: Как приятно, что сегодня Гости к нам сюда пришли.

Основы семейного воспитания с детьми младшей группыОсновы семейного воспитания с детьми младшей группы Не секрет, что дома папы не всегда соответствуют таким,про каких дети в песнях поют. Поэтому именно в детском саду никого не оскорбляя мы.

Развитие способностей детей в условиях семейного воспитания «Каждое дитя до известной степени гений» А. Шопенгауэр. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость, несомненно,.

Родительское собрание «Типы семей и стили семейного воспитания» (средняя группа) Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка. Задачи: познакомить родителей.

Сценарий выпускного вечера подготовительной группы семейного воспитанияСценарий выпускного вечера подготовительной группы семейного воспитания Сценарий выпускного вечера подготовительной группы семейного воспитания 2018г. Выход ведущей под музыку А. Рыбникова из к/ф «Встреча» Ведущий.

Семинар-практикум для родителей «Стили семейного воспитания» Цель: Дать возможность родителям осознать собственный стиль воспитания. Способствовать пониманию особенностей развития личности при выбранном.

Стили родительского воспитания и их влияние на развитие детейСтили родительского воспитания и их влияние на развитие детей Существуют три типа семей по степени эмоциональной привязанности к ребёнку, по степени контроля своего ребёнка. И в зависимости от того,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для родителей «Стили семейного воспитания»
Опубликовано: 11 марта 2024 в 17:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг для родителей «Стили семейного воспитания»» (включая файлы) размещена пользователем тарина лайсле в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД