Оксана Олеговна Исакова
Steam-образование как средство развития интеллектуальных способностей детей
▼ Скачать +Заказ
"Steam - образование как средство развития интеллектуальных способностей детей". Наше дошкольное учреждение достаточно молодое. Одной из технологий, реализуемых нами в образовательном процессе – это технология STEAM.
Почему именно STEAM?
На наш взгляд, в основе данной технологии лежит междисциплинарность и интеграция пяти образовательных областей в единую систему обучения для решения конкретных задач.
Публикация «Steam-образование как средство развития интеллектуальных способностей детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Интеграция образовательных областей эффективно реализуется через проектную деятельность. Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов и воспитанников в первую очередь с привлечением, конечно же, родителей (законных представителей, в результате которой дети развивают свое творческое мышление и познавательные способности, получают новую для себя информацию и стараются применить ее в самостоятельной деятельности. Задача педагога в проектной деятельности – активизировать творческую активность воспитанников и способствовать самостоятельности в процессе поиска и реализации новой информации.
При этом технология STEAM предоставляет уникальную возможность для внедрения и реализации проектной деятельности в повседневную работу дошкольного учреждения, ведь применяя STEAM технологии, дети применяют знания из различных областей: математики, инженерии, дизайна, используют цифровые устройства и разработки в области робототехники, даже находясь лишь на начальной ступени образования.
Одним из последних проектов, реализованных в нашем центре развития, стал проект, посвященный такой актуальной на данный момент теме, как «Космос». Участниками данного проекта стали воспитанники средних, старших и подготовительных к школе групп, которые проявили свои знания и мастерство во всех дисциплинах, предлагаемых STEAM : естественных науках, технологии, искусстве, математике, инженерии.
Давайте посмотрим, как это было.
Science – наука
А знаете ли вы, как взлетает ракета? Почему в космосе невесомость и как звали первого космонавта, вышедшего в открытый космос?
На начальном этапе педагогам с детьми предстояло собрать и систематизировать те знания, которые уже имеются в наличии, найти пути и способы получения новой информации и закрепить ее для дальнейшего применения.
Активно изучалась художественная и научная литература, просматривались документальные фильмы, конечно же, адаптированные под возраст воспитанников, проводились опыты и эксперименты, создавались космические макеты и выставки найденных источников знаний, которые передавались из группы в группу для взаимовыгодного взаимодействия воспитанников центра развития.
В процессе изучения материала, дети не только выступили в роли «добытчиков» информации, но и стали инициаторами создания космической игры в холле нашего центра развития, в изготовлении которой приняли непосредственное участие : все, начиная от образов и заканчивая правилами, создавалось детьми. Педагоги оказывали при этом лишь техническую помощь.
Technologies - технологии
В процессе реализации проекта воспитанники нашего детского сада постепенно осваивали анимационное искусство, робототехнику. Активно применяли на практике технологию развивающих игр В. В. Воскобовича, используя его уникальные игры и пособия для закрепления полученных знаний и отработки навыков и умений.
Все это способствовало развитию познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, способствовало формированию целостной картины мира, расширило кругозор не только детей, но и педагогов, которые в поисках ответов на детские вопросы предлагали их вниманию уникальные дидактические пособия, созданные своими руками.
Большой интерес вызвала у воспитанников дидактическая система Ф. Фребеля, которая открыла перед воспитанниками пространственное мышление. Работа с блоками в пространстве позволяет на практике освоить понятие «ракурса» как точки зрения на объект в пространстве. Представления ребёнка постепенно приобретают гибкость, подвижность, он овладевает умением оперировать наглядными образами: представлять себе предметы в разных пространственных положениях, мысленно изменять их взаимное расположение, осваивает математическую действительность путем взаимодействия с геометрическими телами и фигурами. Сколько эмоций вызвал процесс построения ракеты из различных наборов Ф. Фребеля: дети наглядно убедились, что очень многое зависит от того, с какой позиции посмотреть на ту или иную поставленную задачу!
Engineering - инженерное дело
Неподдельный интерес вызвала, конечно же, у воспитанников практическая часть проекта: превратившись в юных инженеров, они конструировали, создавали, проектировали и испытывали на прочность свои конструкции. Использовались разнообразные материалы: мягкие блоки, конструктор, кубики. Но наиболее популярным стал, конечно же, LEGO конструктор, который предоставил юным технологам и инженерам практические неограниченные возможности, развивая фантазию, воображение, практические навыки. Создание наглядной модели позволило на практике убедиться детям, что не любая конструкция может быть прочной и иметь место на дальнейшее существование. Как истинные ученые, воспитанники искали пути решения поставленных задач, выбирали более рациональные способы их реализации, совершенствовали свои навыки и возможности. И даже ошибки становились в данном деле ступенью к открытию нового и помогали в поиске и познании истины!
Art - искусство
Что же искусство? В процессе работы над проектом дети знакомились с произведениями известных художников о космосе, воплощали свои мысли и идеи в рисунках, аппликациях, прорисовывая планеты, части ракеты, космические тела, повторяя и закрепляя тем самым названия, специальную терминологию и понятия. Был проведен конкурс космических костюмов,на котором были представлены невообразимые модели, которые порой поражали своей реалистичностью!
Особым этапом в области искусства стало создание декораций и героев для мультипликационного фильма, который планировался стать итогом данной большой, но такой интересной работы. Воспитанники старательно продумывали детали, прорисовывали все мельчайшие подробности, лепили придуманных ими персонажей.
Match – математика
И какой же космос без математики! Чтобы освоить просторы Вселенной необходимо быть, прежде всего, опытным программистом и умелым штурманом. Составить алгоритм движения, избегая столкновения, найти единственно верный путь для спасения потерпевшего крушение космического корабля, не натолкнуться на черные дыры. Большую помощь при этом оказывают, робопчелы, которые становятся послушными и исполнительными только у опытного пользователя. Самые маленькие участники проекта путь познания математики начинают, конечно же, с совершенствования знаний геометрических тел, размеров и цветов. Ведь ни один космонавт не сможет обойтись без четких знаний в данной области.
Каков же был итог проекта?
В завершении, систематизируя полученные знания, используя приобретенный опыт и набранные материалы, воспитанниками центра развития был создан мультипликационный фильм на тему космической фантазии, который был представлен воспитанниками на всеобщее ознакомление.
Помимо мультфильма, было подготовлено и проведено развлечение «ДО звезд ДОлетим мы все вместе!», в процессе которого дети проявили свои теоретические и практические знания, совершенствовали свои физические способности, развивали навыки командной работы, взаимопомощи и взаимовыручки.