Наталия Яковлева
Становление первичной ценностной ориентации и социализации дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Цель:
воспитание детей через социальное творчество, направленное на формирование и утверждение в детской среде социальных перспектив :
здорового образа жизни;
семейных ценностей;
культуры;
трудолюбия;
патриотизма;
доброй воли;
нравственности.
Задачи:
- социализация детей посредством вовлечения их в сферу социального творчества;
Публикация «Становление первичной ценностной ориентации и социализации дошкольников» размещена в разделах
- духовное и гражданское воспитание детей через привитие нравственных ценностей :
правовых норм в обществе;
справедливости в социальных отношениях;
человеколюбия и доброй воли в мировоззрении личности;
развития гармоничных отношений;
приобщение к национальной культуре и духовному самосовершенствованию.
Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформированности.
Ориентация на формирование, развитие и самореализацию личности ребёнка является доминирующей установкой современного воспитания и образования в сфере социально-культурной деятельности.
Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход дошкольника к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.
Воспитать гармоническую личность нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Чрезвычайно важная роль здесь принадлежит эстетическому воспитанию и художественному развитию, которые являются одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы.
Детское художественное творчество может носить не только профессионально-ориентированный характер, но и решать задачи социально-культурного развития личности.
Художественно - творческая деятельность, то есть создание произведений в различных областях изобразительного искусства связана:
- с процессами восприятия и познания;
- эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственными ему на различных ступенях развития.
Эмпирическое исследование структуры первичной ценностной ориентации и социализации дошкольников показало, что
для 5-6-летних детей наиболее значимы такие ценности, как
«честь» («уметь постоять за себя»,
«власть» («быть самым главным»,
«успех» («чтобы все получалось»).
Среди значимых ценностей для себя дети называли, в первую очередь, игрушку.
для 7-летних детей наиболее значимы такие ценности, как
- «чтобы родители были вместе»;
- «увидеть что-то новое» (познавательный интерес);
- «исполнение волшебного желания»;
Наименее значимые ценности для старших дошкольников :
- «творчество» («придумывать»);
- «вера» («доверять»);
- «уверенность» («быть уверенным»);
- «здоровье».
Следует отметить, что среди достаточно большого количества «прочих» желаний хотя и преобладают желания для себя, однако встречаются желания для других. Это говорит о том, что дети данного возраста уже способны ориентироваться на желания и интересы других.
Подчеркиваем, что существенных отличий в ценностных ориентациях мальчиков и девочек не наблюдается.
Однако отмечаются определенные различия понимания нравственных ценностей у детей, проживающих в городской и сельской местности.
Многочисленные исследования ученых привели к выводу, что ценность как устойчивое и определяющее личности основание складывается в 6-7 лет и сохраняется в дальнейшем вплоть до взрослого возраста.
Итог:
В связи с важностью эмоционального фактора для процесса социального развития ребенка особое внимание необходимо обращать на
- индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях, эмоциональных переживаниях (уровень чувствительности,
- эмоциональной экспрессии (степень выраженности) и эмоциональном поведении (способ реагирования).
Художественное творчество создаёт благоприятные условия для формирования социально активной, творческой личности, способной изменить мир к лучшему.
Становление успешной ориентации и социализации личности дошкольника является результатом активного участия ребёнка в творческом процессе, обеспечивающим ему постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний.