светлана кузнецова
Лэпбук «Стань природе другом»
▼ Скачать + Заказать документы
ЛЭПБУК
Дидактическое пособие для реализации общеразвивающей программы по экологическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья "Стань природе другом"
Кузнецова С. Л., воспитатель
МК ДОУ «Детский сад № 78»
Города Новокузнецк,
Кемеровской области
Публикация «Лэпбук „Стань природе другом“» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» апрель 2020
Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, окошками, дверями, вкладышами и подвижными деталями, в которую помещены материалы на тему «Стань природе другом». Он помогает ребенку визуально воспринимать информацию. В любое время ребенок может взять лэпбук и с удовольствием повторять пройденный материал.
Цель: Заинтересовать детей проблемой сохранения окружающей среды. Познакомить с представителями растительного и животного мира нашего края, находящимися на грани исчезновения, занесенными в Красную книгу. Показать, что в природе всё взаимосвязано, многое зависит от человека, который является частью природы. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать познавательно – исследовательские знания и умения детей дошкольного возраста, познавательную деятельность, зрительное восприятие, внимание, мышление, развивать приемы зрительного наложения, внимательность, память, усидчивость.
Задачи:
Образовательные: Формировать у дошкольников элементарные представления о природе, их взаимосвязях. Познакомить детей, как пользоваться лэпбуком. Изучать взаимодействия человека с окружающим миром: выявление пользы и вреда его деятельности на флору и фауну экосистемы; влияние деятельности человека на окружающую среду. Рассмотреть какие изменения происходят в жизни живой и неживой природы, если наносится ей ущерб.
Развивающие: Развивать воображение, мышление, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать; умение использования моделей в познавательной деятельности.
Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в природоохранной деятельности; любовь, доброе отношение к природе родного края.
Лэпбук состоит из трех разворотов.
1. Первая страница разворота знакомит с правилами поведения в природе: способами ухода и защиты природных объектов, с представителями Красной книги
2. На центральной странице представлено место для познавательной деятельности ребенком, где дети знакомятся с влиянием человека на окружающую среду, проводят познавательную деятельность, используя модели и учатся беречь и защищать природу.
3. Последняя страница представляет все виды загрязнений, влияющих на изменения в природе. Также страница используется для проведения познавательной деятельности и в получении знаний природоохранной деятельности.
Это пособие удобное для использования детьми самостоятельно, так как в нём собраны развивающие игры:«Как посадить дерево? (мнемотаблица)»,Дидактические игры «Тени»,«Пищевая цепочка», «Лесник», «Зеленые карты», «Прогулка в лес», «Разделяя, сохраняй», «Очисти природу от загрязнений» (вкладыши, «Сортировка мусора» (модели мусора,
Всё это в помощь и педагогу на занятиях. Также это пособие, удобное для использования детьми самостоятельно. Лэпбук может использоваться в течение всего образовательного процесса, во всех видах деятельности детей.
Дидактические игры с использованием лепбука
Дидактическая игра «Тени»
Цель: Учить детей находить заданные силуэты животных, познакомить с животными Красной книги Кузбасса.
Оборудование: 10 парных цветных и силуэтных карточек с изображением животных, карточки с изображением животных, занесенных в Красную книгу Кузбасса.
Методика проведения :Из 10 цветных и силуэтных карточек с изображением животныхнайти пару и, по возможности, назвать их.
Дидактическая игра «Лесное лукошко»
Цель: сформировать представления детей оредких растениях, занесенных Красную книгу Кузбасса, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.
Материал: плоскостное лукошко, набор иллюстраций редких растений (подснежник, прострел, кандык, ландыш, зверобой).
Методика проведения: воспитатель загадывает детям загадки о растениях из Красной книги. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет, показывает.
Дидактическая игра «Пищевая цепочка»
Цель: сформировать знания о простейших цепях питания птиц в природе, закрепить знания об условиях, необходимых для роста растений и жизни животных.
Материал:Плоскостной набор карточек разного цвета (желтых, синих, красных, черных, моделирующих условия, необходимые для роста растений и жизни животных; наборы из трех карточек с различными иллюстрациями растений и птиц (например, сосна — сосновая шишка — дятел,рябина — ягоды рябины — снегирь; ель — еловая шишка — клест; дуб — желуди — сойка; водоросли — улитка — утка; трава — кузнечик — аист, обозначающие условия, необходимые для жизни растений и животных; растения; корм птиц; птицы.
Методика проведения: Ребенку предлагается составить пищевую цепь из названных объектов и объяснить свой выбор. Показать, что если убрать один из компонентов пищевой цепи (например, гриб, то вся цепочка распадается.
Дидактическая игра «Лесник»
Цель: учить детей правилам поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.
Материал: набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов (ландыш, муравейник, гриб съедобный и несъедобный, ягоды, бабочка, паутина, птичье гнездо, еж, костер, скворечник и др.).
Методика проведения: дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.
Дидактическая игра «Зеленые карты»
Цель: Учить детей правилам поведения в природе.
Материал: набор игральных карточек из 36 штук, каждая окрашена с обратной стороны зеленым цветом, а на лицевой — иллюстрации ситуаций, предупреждающие и запрещающие экологические знаки, которые составляются таким образом, чтобы в итоге сложилось 18 пар (ситуация, предупреждающие - запрещающие знаки).
Методика проведения: в игре принимают участие от двух до шести детей. Каждому ребенку раздается по 6 карточек. Заранее проверяется, есть ли среди них такие, которые можно составить в пары. При правильном ходе ребенка карточки откладываются. Количество карт постоянно пополняется до шести, пока они не закончатся. Выигрывает тот, кто первым выйдет из игры или у кого останется меньшее количество карточек.
Дидактическая игра «Прогулка в лес»
Цель: расширить знания детей о правилах поведения в лесу, упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков.
Материал: лэпбук с изображением объектов природы, на которых размещены предупреждающие экологические знаки; набор запрещающих экологических знаков в конверте (например, не рвать ландыши; не топтать грибы, ягоды; не ломать ветви деревьев; не разрушать муравейники; не разводить костры; не ловить бабочек; не кричать; не включать громкую музыку; не разорять птичьи гнезда и др.).
Методика проведения: в игре может участвовать группа детей, которые отправляются в лес на прогулку. На первом этапе следует рассказать, что на ней находится, выставить соответствующие экологические знаки, помогающие соблюдать правила поведения в лесу.
На втором этапе дети самостоятельно путешествуют по лесным тропинкам, где расставлены различные экологические знаки. Игроки должны объяснить по ним правила поведения в лесу. За правильный ответ — фишка. Побеждает тот, кто наберет максимальное количество фишек.
Дидактическая игра «Разделяя, сохраняй»
Цель. Способствовать развитию умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены.
Оборудование: Лэпбук с изображением природного ландшафта с мусором и контейнерами разного цвета для разных материалов (стекла, пластика и резины, бумаги, пищевых отходов, металла, маленькие карточки с изображением различных предметов.
Методика проведения:Дети убирают «мусор» по контейнерам, соответствующего свойства материала.