Пруцких Софья
Средства военно-патриотического воспитания детей в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Публикация «Средства военно-патриотического воспитания детей в старшей группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Актуальность данной работы заключается в том, что в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного образовательного учреждения. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у обучающихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности.
Главная цель военно- патриотического воспитания - формирование любви к Отечеству, ответственного отношения к людям и природе, установление крепкой взаимосвязи поколений.
Задачи военно-патриотического воспитания :
воспитание пиетета к национальным культурным обычаям и традициям;
формирование толерантности к друзьям, родителям, взрослым людям, представителям других национальностей;
воспитание норм морали и нравственности, положительного отношения к окружающим, уважения к старшим, вежливости.
Следует понимать, что невозможна реализация одной из этих задач в отрыве от других. Системность и цельность в реализации всех этих задач обеспечит гармоничное развитие личности и приведет к достижению цели патриотического воспитания.
Тема любви к отечеству, родной земле рассматривалась в педагогическом наследии К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, про необходимость воспитания основ гражданственности писала Н. К. Крупская. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников. Основы патриотического воспитания отражены в современных программах: «Истоки», «Детство», «Из детства - в отрочество», «Москвичок», «Наследие».
1. СРЕДСТВА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
Воспитание патриотизма и гражданственности всегда занимало в педагогической науке одно из ведущих мест. Проблема патриотического воспитания - одна из сложнейших проблем в педагогике вообще и в дошкольной педагогике в частности. Особенности военно- патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста обуславливают выбор средств и методов работы.
Средствами патриотического воспитания старших дошкольников являются само окружение природное и социальное, в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач военно-патриотического воспитания детей в подготовительной к школе группе, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у старших дошкольников патриотических чувств.
Средством военно-патриотического воспитания у детей является природа, которая дает возможность вызывать любовь к родному краю, восхищение его красотой, гуманные чувства, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на личность старшего дошкольника многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания патриотических чувств и поведения. художественная деятельность. Окружающая ребенка обстановка влияет на формирование определенных качеств личности ребенка. Ребёнок начинает понимать, что он - созидатель, он начинает чувствовать ответственность, повышается самооценка.
Весьма эффективным средством патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста является игрушка. Это различные тематические наборы, знакомящие детей с культурой разных народов нашей страны, их жизнью, бытом, декоративно-прикладным искусством. Игрушки знакомят детей с историей и достопримечательностями родного города, различными архитектурными стилями и градостроительными решениями, но и позволяет ребенку проявить заботу о родном городе, благоустроить его по своему усмотрению, сделать жизнь горожан удобнее.
С пользой для патриотического воспитания могла бы использоваться и военная игрушка. Отношение к ней, как известно, неоднозначное во всем мире, но снять ее с производства и изъять у детей по многим причинам не удастся, вместе с тем контролировать и направлять военные игры детей в нужное русло вполне реально. Задача педагога отобрать из массы информации, получаемых ребенком, наиболее доступную и понятную дошкольнику.
2. ЗНАЧЕНИЕ СРЕДСТВ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
В подготовительной к школе группе необходимо более подробно говорить с детьми о Родине и о готовности в будущем ее защищать, подводя детей к теме войны. В этой теме раскрывается величие подвига советского солдата, знакомя детей с песнями времен войны. В современных семьях вопросы военно-патриотического воспитания не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. А некоторые родители старательно оберегают своих детей от всего, что так или иначе связано с войной, смертью. Но дело в том, что с четырех до семи-ми лет формируется эмоционально-волевая сфера ребенка, когда дети уже могут задумываться о том, что такое хорошо и плохо. Поэтому в этот период, как говорил Василий Сухомлинский, «Надо дать детям правильное видение добра и зла». Патриотическое воспитание старших дошкольников направленно на формирование знаний о родном городе, России, её национальных героях, государственной символике, памятниках истории и культуры, современной жизни страны, к духовным ценностям её народа, осознания своей этнической принадлежности к определённой культуре, народу, национального самосознания.
Педагоги знакомят детей с флагом, гербом, учат слушать гимн, водят на экскурсии к памятным местам, рассматривают фотографии, картины. Но если воспитатель говорит, чтобы родители с ребёнком послушали гимн, посетили памятные места, разучили песни военных лет, сходили на парад Победы 9-го мая, то впечатления у малыша будут совершенно другими. Поэтому очень важно, чтобы процесс ознакомления детей с военно-патриотической тематикой включал в себя работу с родителями. Для этого всем педагогам необходимо проводить предварительные беседы на родительских собраниях, а также наполнять соответствующим материалом информационные стенды. Ведь именно чувства к Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, с восхищения тем, что видит перед собой дошкольник, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Военно-патриотическое воспитание необходимо прививать с раннего детства, но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Необходимо рассказывать детям подготовительной группы об испытаниях, выпавших на долю предков, из которых они вышли с честью, знакомить ребенка с памятными и историческими местами своей Родины, чем раньше и регулярней посещать музеи города, пока ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он в подростковом возрасте и юности будет посещать культурные места, надо привлекайте к процессу патриотического воспитания людей, непосредственно несущих функцию защиты Родины, организовывать мероприятия, направленные на взаимодействие детей с окружающим миром.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Военно- патриотическое воспитание дошкольников - очень широкая тема. Сегодняшние воспитатели имеют возможность использовать в работе как опыт прошлых поколений, так и вносить собственные творческие идеи. Работа по военно- патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе проходит с широким использованием педагогических средств : иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов.
Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения не реализуются сами по себе - необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, методических рекомендаций. Учет возрастных особенностей особенно важен при отборе содержания, форм и методов работы с дошкольниками как средства патриотического воспитания. Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является также понимание родителями необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе.
Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами (близкой истории, памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея, картинной галереи.
Деятельность по формированию у дошкольников элементов гражданских чувств и представлений (любовь к родному краю, природе, уважение к защитникам Родины, уважение к труду взрослых и трудящемуся человеку, личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, организованности, организаторских умений) отражена в трудах Лихачева Б. Т., Запорожца А. В., Нечаевой В. Г., Логиновой В. И., Рузской А. Г. и других педагогов и психологов. Работа по изучению соответствующей психолого-педагогической литературы, позволила мне сделать вывод, что наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Я думаю, что наследовать - значит делать своим то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 528 с.
2. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 6-е изд., испр. – М. : Издательский центр "Академия", 2016.
3. Журнал "Дошкольное воспитание" N3, 1993; N4, 1993.
4. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2017. № 1.
5. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2014. № 1. - С. 60 - 68.
6. Жариков А. Д. Растите детей патриотами. М., 1980
7. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет : Методическое пособие, М., 2016
8. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М. : Издательский центр <Академия>, 1999. - 232 с.
9. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду Линка – Пресс, М., 2003.
10. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников : Методические рекомендации. Маханева М. Д. https://www.portal-slovo.ru