Анжелика Ефимова
Средства народной педагогики в эстетическом воспитании дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащение чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.
Публикация «Средства народной педагогики в эстетическом воспитании дошкольника» размещена в разделах
Эстетическое воспитание ребенка начинается с ранних лет. Первое, с чем осмысленно знакомится ребенок, - это голос матери. Колыбельные песни - это первые шаги приобщения ребенка к музыкальной культуре и художественному слову.
Эстетическое воспитание в дошкольной педагогике - значительный компонент, воздействующий на формирование способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и в искусстве, влияющий на приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей, главное значение которого состоит в формировании положительных нравственных чувств и личностных качеств. Ключевыми задачами его являются: воспитание у детей художественного вкуса, развитие умения давать оценку произведениям искусства и собственному творчеству, выражать свое мнение, а также формирование эстетики поведения у дошкольников.
Эстетическое воспитание в дошкольном образовании сегодня имеет широкий диапазон возможностей. Оно включает посещение детьми выставок, музеев, детских музыкальных театров, филармонии, выступлений музыкальных коллективов, творческая деятельность которых направлена на воспитание и развитие тонкого художественного вкуса.
Народная педагогика тесно связана с этнологией, фольклористикой, языкознанием. Характер, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, легендах, эпических произведениях, песнях, поговорках и пословицах.
Основными средствами народной педагогики являются : устное народное творчество; народные песни и музыка; народные танцы; народные промыслы и декоративно-прикладное творчество; народные игры и состязания; народный театр; национальная пища и технология ее приготовления; праздники.
Одним из самых эффективных средств эстетического воздействия на детей всегда было устное народное творчество.
Устное народное творчество подразделяют на виды и жанры: мифы, былины, легенды, сказки, афоризмы, пословицы, поговорки, загадки и т. д.
Особенностью устного народного творчества является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Народная культура не остается неизменной, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые, например, рабочий фольклор.
Песенно-музыкальное народное творчество делится на вокальное (песенное, инструментальное и вокально-инструментальное. Песенное народное творчество подразделяют на жанры (колыбельные, пестушки, свадебные, плачи-причитания, позднее лирические и частушки, которые выполняют разнообразные функции в жизни человека.
Воспитательные функции песенно-музыкального творчества многообразны, но основными из них являются социализация человека, воспитание коллективизма, нравственности, развитие эмоциональной душевной чуткости, эстетических чувств.
Игра на музыкальных инструментах тесно связано с песнями, и это, в свою очередь, усиливало воздействие, как песни, так и музыки на чувства детей.
Народный танец является одним из древнейших средств народной педагогики. Возникший на основе магических действ разнообразных обрядов, он постепенно усложнялся и расширял свои функции.
Особым средством воспитания в народной педагогике является театр. Народный театр возник на основе обрядовых действ, в которых содержались элементы перевоплощения человека в тотемное животное и другие образы. Театрализация всегда присутствовала в народных обрядах и праздниках, где постепенно развивалась, усиливая творческое, игровое начало. Народный театр органически связан с устным народным творчеством, музыкой и песнями, танцами, декоративно-прикладным искусством (создание театральных реквизитов, костюмов).
Таким образом, средствами эстетического воспитания является все то, что педагог сознательно отбирает от окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей. В качестве средств эстетического воспитания русская народная педагогика широко использовала игру, общение, труд, искусство, религию, природу, традиции.
Список литературы:
1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика чувашей / Г. Н. Волков; Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова, Ин-т чуваш. филологии и культуры, Обществ. центр поддержки и развития науки, образования и культуры. – 2–е изд., доп. – Москва : Пресс-сервис, 1997.
2. Волков, Г. Н. Чувашская этнопедагогика. - Чебоксары. 2004. - 488 с.
3. Григорьева, А. И. О музыкально- эстетическом воспитании дошкольников / А. И. Григорьева // Современный детский сад. - 2011. - №3. - С. 72-73.
4. Керимшеева, О. А. Этнопедагогика и культура безопасности / О. А. Керимшеева, Н. Г. Иглина; Учебно-методический комплекс. - Новосибирск. - 2013.
5. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 8-е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2007. - 416 с.
6. Кукушкин, В. С. Этнопедагогика и этнопсихология / В. С. Кукушкин, Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. - 448 с.
7. Лихачев, Д. Б. Теория эстетического воспитания школьников / Д. Б. Лихачёв. - М., 1985. - 323 с.