Манана Губиева
Занятие в средней группе «Сравнение домашних и диких животных»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание. Уточнить с детьми признаки домашних животных : живут вместе с человеком, не боятся его, используется им в хозяйстве; человек заботится о домашних животных - создает им все необходимые условия жизни. Показать, что домашние животные отличаются от диких - они не приспособлены самостоятельно жить в лесу: не могут строить себе гнездо, добывать корм, не могут хорошо защитить себя он врагов.
Публикация «Занятие в средней группе „Сравнение домашних и диких животных“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Упражнять умения детей: объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.
Материал к занятию. Картины с изображением домашних и диких животных, дидактическая игра "Домашние и дикие животные".
Ход ЗАНЯТИЯ
Часть I. Воспитатель просит назвать домашних животных. Выставляет картины с изображением свиньи, уточняет особенности ее жизни. Затем также беседует о корове. Делает обобщение: перечисляет признаки, по которым корова и свинья относятся к домашним животным.
Часть II. Воспитатель предлагает выяснить, чем дикие животные отличаются от домашних. Показывает картинку с изображением кабана и рассказывает, как он живет в лесу круглый год. Затем предлагает детям сказать, что будет со свиньей, если она окажется в лесу: сможет ли она выжить? Обобщает ответы детей: Свинья в лесу жить не сможет, потому что она толстая (не может быстро бегать, потому что она светлой окраски (ее хорошо видно в лесу и летом, и зимой, на нее легко могут напасть волки, она погибнет от холода и голода, так как не сможет сама круглый год добывать корм и построить убежище, она привыкла к заботе человека о ней. Свинья - домашнее животное, а не дикое.
Аналогично проводится сравнение лося и коровы.
Часть III. Воспитатель делит детей на две команды, проводит игру-соревнование "Кто больше даст правильных ответов". Надо определить, какое загадано животное : домашнее или дикое, и доказать ответ. Воспитатель спрашивает детей строго по очереди из обеих команд; за правильные ответы даются фишки; выигрывает команда, набравшая их большее количество.
Воспитатель одной команде загадывает загадку:
Где живет он? В самой чаще,
Самой-самой настоящей
Там гуляет, там и спит.
Там детей своих растит.
Любит груши, любит мед.
Сладкоежкою слывет.
Но всего сильнее он
Любит долгие крепкий сон:
Ляжет осенью, а встанет,
Лишь когда весна настанет. Кто это? (Медведь)
После ответа достает мишку, сажает его, просит слушать. Затем предлагает детям объяснить, почему медведь относится к диким животным.
Второй команде загадывает загадку:
В подполье, в коморке,
Живет она в норке,
Серая малышка?
Кто же это?
(Мышка)
Воспитатель вносит игрушку, говорит, что это трудная задача - определить: мышь, какое животное - домашнее или дикое? Напрвляет рассуждения детей, задавая вопросы: где она живет? Боится ли человека? Приносит ли ему пользу? Заботится ли человек о ней? Делают вывод: домовая мышь (это ее название) совсем не домашнее животное, а дикое, которое очень хорошо приспособилось жить возле человека, в его доме.
Считают очки, приветствуют победителей.
"С чем нельзя в лес ходить?"
Цель: уточнить и закрепить правила поведения в лесу.
Материал: карточки с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда.
Ход игры: Взрослый показывает карточку, а дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.
"Путешествие по зимнему лесу"
Цель: формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день.)
Материал: 4 карты с изображением деревьев и кустов без листьев, ёлками, покрытыми снегом.
Карточка с изображением зайцев-беляка, волка, лисы, сороки, белки.
Ход игры: играют 4 человека. Ведущий показывает карточку и спрашивает: "Куда поместим это животное?". Дети называют животное и помещают на карте в нужное место (медведя - в берлогу, зайца - под ёлку или под кустик, сороку на ветку дерева и т. д.).
Выигрывает тот, кто первым закрывает всю свою карту.
"Защитники природы".
Цель: учить детей хорошие добрые поступки от иных; воспитывать желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать.
Материал: карты с изображением леса и водоема, где разбросан мусор, поломаны веточки у деревьев, разорены гнезда. Маленькие карточки, изображающие добрые поступки в природе.
Ход игры: играют 4 человека, каждому из них раздают по 1 карте. Ведущий показывает карточку с тем или иным добрым поступком (например, дети убирают мусор, перевязывают веточки., спрашивает: "Кому эта карточка?" Ребенок берет карточку и кладет на то место, где необходима эта помощь.
"Исправь ошибку художника"
Цель: учить различать, где живут разные животные.
Материал : карты с изображением: хлева, курятника, конюшни, свинарника, дома, птичника, конуры. Карточки с изображением, прикрепленные к жилищу. Например, к курятнику - лошадь, к свинарнику собаку и т. д.
Ход: Дети должны найти ошибку и исправить ее, т. е. поместить животное туда, где оно живет и назвать жилище.
"Помогите лесным обитателям"
Цель: уточнять у детей представления о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время. Формировать представления о лесниках и их деятельности - зимней подкормке животных. Воспитывать желание совершать хорошие поступки.
Материал: карточки с изображением лосей; птиц: синичек, воробьев, поползней, голубей; белки.
Ход игры: Воспитатель поднимает карточку с изображением какого-либо животного и спрашивает : "Как помочь этому животному?", (лосям - сено, птицам - хлебные крошки, семечки, зерно.).
"Помоги растениям".
Цель: способствовать появлению у детей стремление пожалеть растение, действенно ему помочь.
Материал: картинки с изображением растений с листьями, которые повяли и растений со здоровыми, красивыми листьями.
Ход: Ведущий спрашивает: "Как помочь растению?". Дети отвечают (подрыхлить землю, полить, протереть пыль с листочков, пожалеть.).
"Помоги животному"
По аналогии с играми:
"Помоги лесным обитателям" и "Помоги растению".
"Советы Айболита"
Цель: воспитать у детей потребность бережно относиться к своему здоровью.
Материал: карточки с изображением домашних животных, карточки с изображением "угощения".
Ход: Ведущий достает карточку с изображением: рыбы, кости. и спрашивает: "Кто это любит?".
(кошке - рыбу, собаке - кость, свинье - желуди.)
"Кому нужна воды?"
Цель: закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому.
Материал: для каждого животного и растения вырезанный круг из бумаги. Маленькие карточки, изображающие определенную стадию развития животного.
Ход: Дети должны правильно выложить круг жизни того животного и растения, которое у них изображено. Побеждает тот, кто сделает это первый.
"Кто где может существовать?"
Цель: научить детей распределять животных, птиц в среду их обитания.
Материал: карты с изображением лугов, степей, северных районов. Карточки с изображением животных и растений.
Ход: Дети распределяют животных и птиц в среду их обитания.
"Природное сообщество луга, леса, водоема и степи".
Цель: Научить детей правильно выкладывать цепь питания. Объяснить, что в природе все взаимосвязано.
Материал: карточки с изображением животных и растений.
Ход: дети должны правильно выложить цепь питания. Например, лист - гусеница - птица.