Киселева Наталья Викторовна
Проект «Спой мне, мама, песню сердцем»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Название проекта
«Спой мне, мама, песню сердцем…»
Вид проекта : познавательно-речевой, творческий, групповой.
2. Проблемы, решению которых способствует проект.
К сожалению, у нас оказалась прерванной связь поколений, потеряны традиции празднования народных календарных праздников, забыты обычаи, верования. Надо постараться, чтобы народные традиции прочно вошли в жизнь детского сада. Приобщая детей к народному творчеству, мы приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Воспитание человека начинается с колыбельных песен – так считали еще древние. Первой встретить ребенка в этом мире призвана колыбельная песня - удивительный дар прошлого. Созданная в далеких веках, передаваясь из поколение в поколение, она дошла и до нашего времени. В колыбельных песнях утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного психического развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его "Я" в этом мире - самое хорошее, его мама - самая лучшая, а дом - самый родной. Кроме осознания собственного "Я" колыбельная песня знакомит ребенка с пространством окружающего мира, учит любить.
Публикация «Проект „Спой мне, мама, песню сердцем“» размещена в разделах
Сфера использования: материалы проекта могут быть использованы в практике работы педагогов ДОУ.
3. Обоснование актуальности проекта. Актуальность проекта обусловлена скудностью речи детей, слабыми попытками строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька».
4. Цель проекта : создание условий для ознакомления детей с традиционной русской колыбельной песней, развития творческих способностей в процессе изготовления простой куклы - закрутки из ткани.
5. Задачи
Образовательные:
• Дать представления детям о народном творчестве посредством знакомства с особенностями русского быта
• Познакомить с некоторыми народными обычаями, традициями
Развивающие:
• Способствовать развитию творческих способностей посредством знакомства с историей традиционных русских ремесел –шитье, вышивание, ткачество, прядение.
• Развивать воображение, творческие и актерские способности.
• Создавать необходимую предметно–развивающую среду.
• Развивать связную речь через составление рассказа.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей потребность получать новые знания об истории народного быта.
• Формировать творческие проявления при инсценировании песен, попевок, в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом
6. Продолжительность реализации проекта.
3-17 февраля 2014г.
7. Участники.
Дети средней группы, их родители, педагоги.
8. Новизна проекта.
• Инновационность проекта состоит в интегрированности, в соответствии с которой, целенаправленная работа по формированию у детей потребности получать новые знания об истории своей страны включается в целостный педагогический процесс. Принцип интеграции обеспечивает целостность восприятия детьми окружающего мира.
Теоретическая и практическая значимость проекта заключается в том, что реализация проекта позволит задействоать различные виды деятельности (познавательную, изобразительную, музыкально-хареографическую, литературную,это позволит раскрыть индивидуальные способности каждого участника проекта)
9. Содержание проекта. Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми, организацию детских творческих выставок, через презентацию для родителей, участие детей в музыкальном развлечении.
Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с некоторыми формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. Проговаривая народные пословицы и поговорки, инсценируя песни, потешки, играя в народные игры, ребенок эмоционально раскрывается, активно включается в предложенную игровую ситуацию.
Формы организации образовательной деятельности:
Познание: беседы о быте, традициях, обычаях русского народа, возникновении и значимости колыбельных песен.
Коммуникация: д/и «Назови правильно», с/р игра «Дочки-матери»
Чтение художественной литературы: чтение и заучивание потешек, прибауток, пестушек,мини-колыбельных.
Социализация: просмотр мультфильмов «Умка», «Мультипотам» (детский анимационный альманах, «Король Лев» (отрывок, колыбельная Зиры).
Художественное творчество: выставка рисунков «Спят усталые игрушки», рассматривание иллюстраций к русскому народному фольклору, книжек-малышек, изготовленных руками родителей, изготовление кукол-закруток.
Здоровье:
Музыка: слушание песен «материнской поэзии, пропевание потешек, пестушек, мини-колыбельных.
Физическая культура: физминутки тематического содержания, релаксационные упражнения.
В конце проекта проводится итоговое мероприятие – открытое занятие «Кукла-закрутка и колыбельная»
10. Подробный календарный план работы по всем обозначенным направления
дата Название мероприятия Краткое описание участники
3.02 «Наша хата затеями богата» Консультация для родителей «Фольклор в повседневной жизни ребенка», беседы о народных промыслах, традициях, обычаях Педагог, музыкальный руководитель,
Учитель-логопед
дети, родители
4.02.-7.02. «Спят усталые игрушки» Выставка: «Моя первая колыбельная» (совместное творчество родителей и детей книжки-малышки, рисование по теме Педагог, родители, дети
ежедневно, перед сном «Спой мне, мама, песенку» Прослушивание «сонных песенок» (из фонотеки «материнской поэзии») Педагог, дети
ежедневно, в совместной деятельности Разучивание потешек, попевок, пестушек, мини- колыбельных Педагог, музыкальный руководитель,
Учитель-логопед
5.02,7.02, 12.02. Просмотр мультипликационных фильмов по плану, беседа о характерных особенностях услышанных мелодий,
обсуждение иллюстраций к содержанию песен Педагог, дети
Учитель-логопед
14.02. «Мы от скуки на все руки» Изготовление куклы-закрутки, создание в группе экспозиции тряпичной куклы Педагог, дети
18.02. «Кукла-закрутка и колыбельная» Развлечение в музыкальном зале Педагог, музыкальный руководитель, дети
11. Ожидаемые результаты от внедрения
• дети познакомятся с некоторыми из малых жанров устного русского народного творчества- колыбельной песней, пестушками, прибаутками.
• в группе будет создана фонотека «материнской поэзии» (колыбельные, мини-колыбельные, пестушки, прибаутки).
• с помощью родителей будет собрана коллекция книжек-малышек «Моя первая колыбельная».
• дети познакомятся с одним из народных промыслов – изготовлением тряпичной куклы-закрутки
12. Дополнительные возможности реализованного проекта заключаются в возможности использовать предлагаемые разработки в практике работы педагогов ДОУ с детьми и родителями.
13. Возможные риски:
• Отсутствие должной заинтересованности родителей
• Низкая творческая и познавательная активность детей
14. Перспективы дальнейшего развития:
• Продолжить плановую работу по ознакомлению дошкольников с пространством окружающего мира
• Разработка и реализация детских проектов по теме