Наталья Зарубина
«Спасите наши души! Воздействие СМИ на детей дошкольного возраста. Психологическая безопасность. Что делать?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Надо всеми силами собирать, проверять и изучать. объективные данные, касающиеся поведения и настроения не отдельных лиц и групп, а масс.»
В. И. Ленин
Действительно, о воздействии, его оказываемом эффекте правители, вожди, да и просто люди имеющие, хоть какое-то отношение к власти задумывались и раньше. А сейчас? О воздействии на массы, т. е. на большое количество людей, как о термине, подвергаемом изучению указывается в источниках от 30-х годов прошлого столетия, но более детально исследования описываются только в 90-х годах. Существуют разные формулировки в понимании информационной психологической безопасности (Г. Л. Смолян, С. Ю. Решетина, А. В. Брушлинский, С. К. Рощин, Г. В. Грачев и др.). Но, в данном случае уместно предполагать, что психологическая безопасность – это когда мишенью оказывается сам процесс построения образа чего-либо, осознания собственных проявлений и переживаний. Поэтому психологическую безопасность предлагаю понимать следующим образом – состояние информационной среды и условия жизнедеятельности общества, не способствующие нарушению целостности, адаптивности (всех форм адаптации, функционирования и развития социальных субъектов (отдельного человека, групп, общества в целом). Здесь мы имеем дело с таким пониманием информационной среды, реальных условий и их взаимодействия, где они безопасны для психических проявлений и духовной жизни социальных субъектов. Замечу, что в исследованиях вышеупомянутых авторов речь идет о личности, т. е. о человеке с уже сформировавшимися суждениями, мнениями, отношениями. Состояние же современной информационной среды настолько доступно, не разграничено в воздействии по аудиториям старшего или младшего поколения, что воспользоваться или поглощать бессознательно, просто как фон, может даже младенец. Информацию в современном мире можно сравнить, разве что с потоком горячей, движущейся лавой, она захватит вас в любом случае, от нее никуда не деться! И она несется, сметая, поглощая все на своем пути! Круглосуточные мультканалы, бесперебойное интернет общение в играх-стрелялках, в которых игрок все время должен убивать, чтобы остаться в живых, фильмы ужасов, аудио и видео реклама всего чего только можно придумать, газеты, журналы, несущие в себе скрытый смысл, не всегда понятный или еле уловимый даже для взрослого, образованного человека. Не оказаться в эпицентре сложно, но выбор есть всегда. Психологи поясняют, выбор – процесс осознанный, волевой, а может ли быть он у ребенка, если произвольная волевая регуляция начинает формироваться только в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет? Над этим стоит подумать! Поглощение информации, замечу любой, происходит с раннего детства. Погружаясь в поток, детская психика, чувствительная и чистая как лист, привыкает и усваивает быстроту, смену событий, без прочувствования, без проживания. Ведь, основная цель при подачи информации сводится в основном быстро, выгодно и много продать – это воздействие, это агрессия. И это все процесс, он нескончаем – это жизнь, ребенок растет, развивается, формируется как, какая-никакая, но личность. Современные исследования дают понять, что дети не могут выдержать пребывания сами с собой, без телевизора, интернета, радио. В своей практике я наблюдаю, как претерпевает изменения детская игра, как стали рудиментами в самостоятельной игре «Ручеек», «Сломанный телефон», «Цепи кованы! Разбейте нас!», «Казаки-разбойники». Казалось бы, примитивные игры, но они то и настраивали на правила взаимодействия, даже полоролевые. Нового в замен не придумали. Дети становятся поглотителями информации извне и потеряли способность концентрировать свое внимание на себе, полагаться в своих действиях на свои собственные потребности, желания. Интернет не проблема – проблема в том, что с его помощью дети уходят в виртуальный мир теряя суть живого человеческого контакта. Включенный телевизор с младенчества, как фон, провоцирует в итоге воспринимать негативную информацию, насилие, безразборный секс, как норму, не размышлять, а выдавать уже правильно и четко уложенные, сформулированные кем-то мысли за свои. Это включают, смотрят родители – значимые люди в жизни и судьбе. Создают информационные продукты и поводы, тоже взрослые и тоже, наверное родители. И вот, так простым нажатием кнопки на мониторе или пульте формируется представление о мире, культуре. Ложные и истинные ценности перемешаны, отделять их нет времени, оно стало дефицитом десятилетия. Родитель, воспитатель, учитель – загнанны в рамки формальности, отчетности, создания интернет иллюзии (блоги, сайты о профессиональной деятельности). Проблема еще и в том, что запретив все это мы не даем вариантов адекватного существования, взаимодействия в реальном мире, наши дети не чувствуют себя нужными, любимыми в семье. Можно сколько угодно, работать над развитием речи, хореографией, музыкальных способностей, слушать сказки, которые читает воспитатель, возможно единственный человек, делающий это в жизни ребенка. А в них и заложены все самые главные смыслы, ценности о чистоте, непорочности, добре и зле, вере в себя, любви, семье. Но, дома продолжается сериал «Букины», утром в группе дети обсуждают события в передаче «Дом-2». На встречах с родителями просто показываю к чему это может привести, например репортаж «Правда о мультфильмах». Потом, не обсуждаем, всем все понятно и расходимся по домам, сложно это, признавать свою СО-причастность, ответственность в формировании и спасении души своего ребенка. Мишень – семья, ее развитие, ее идеал. Да, услышит слушающий, да, увидит зрячий, да, найдет ищущий!