Лучший педагог года

Создание в ДОУ условий для художественно-эстетического развития дошкольников

Элла Юрьевна
Создание в ДОУ условий для художественно-эстетического развития дошкольников

Участие в городском семинаре

«Создание в ДОУ условий, направленных на художественно – эстетическое развитие дошкольников»

Выступила: Халиуллина Э. Ю.

В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской образовательной политики - "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации", а также значимости развития эмоционального мира ребенка, работа нашего ДОУ направлена на оптимизацию художественно-эстетического развития дошкольников.

Публикация «Создание в ДОУ условий для художественно-эстетического развития дошкольников» размещена в разделах

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое воспитание одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Составляющей этого процесса становится художественное образование – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобщение к художественной деятельности, а также развитие творческих способностей детей.

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания нашего ДОУ - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.

Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является художественно-эстетическое развитие.

Основная цель педагогического коллектива: создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающее эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи:

1. Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.

2. Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.

3. Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию

состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

•Обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

Создание условий для художественно-эстетического воспитания

(кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);

•Организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);

•Координация работы с другими учреждениями и организациями.

Работа в ДОУ строится в соответствии Образовательной программы в сочетании с технологиями программ:

«Красота. Радость. Творчество» Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет (авт. Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина.);

"Приобщение детей к истокам русской национальной культуры" (авт. О. Л. Князева, М. Д. Маханева);

"Наш дом - Южный Урал" Программа воспитания и развития детей на идеях народной педагогики (авт. Бабунова Е. С., Градусова Л. В., Лопатина Е. Г., Турченко В. И.);

«Цветные ладошки» Программа художественного воспитания. Обучения и развития детей 2-7 лет (авт. И. А. Лыкова);

«Театр – творчество - дети», Программа развития творческих способностей детей средствами театрального искусства (авт. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович;

«Народное искусство в воспитании дошкольников» Учебное пособие (Под. ред Т. С. Комаровой)

Использование данных программ дает педагогическому коллективу возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграцией образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, народной культуре.

Эффективной работе нашего учреждения в художественно-эстетическом развитии детей способствует отлаженное взаимодействие воспитателя, преподавателя изодеятельности, музыкального руководителя.

Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется в нескольких направлениях:

•повышение квалификации в рамках курсовой подготовки.

•повышение квалификации педагогов по художественно-эстетическому развитию в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары - практикумы, консультации, смотры - конкурсы.

•систематически проводятся тематический контроль, открытые просмотры, взаимопосещения педагогов, конкурсы детского творчества.

•участие педагогов ДОУ в городских методических объединениях, семинарах, коференциях.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта, который требует, чтобы среда была содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Предметная развивающая среда в нашем учреждении подбирается с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области используется и в ходе реализации других областей. В обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их педагоги выносят из группы.

Через организацию предметной- развивающей среды педагоги решают задачи для создания зоны ближайшего развития. Для этого они подбирают материалы, предназначенные детям данного возраста, но кроме них включает примерно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год). Это объясняется следующими причинами:

во – первых, в каждой группе есть дети, опережающие сверстников в развитии, и чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение, необходимо использовать более сложное содержание;

во – вторых, детское экспериментирование с новым, более сложным материалом открывает перспективу саморазвития.

По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в нашем детском саду интенсивно развивается, провоцирует возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.

Мы создаем такие условия, в которых творческая активность детей проявлялась бы в полной мере и обеспечивала максимальное психологическое благополучие для каждого ребенка. Для центра искусства «Юный художник» отведено хорошо освещенное в группе место. Здесь дошколята в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Центр оснащен необходимыми изобразительными материалами: трафареты, мелки, акварель, тушь, гуашь, пластелин, бумага разной фактуры, формы, размера, и цвета.

Привлекает детское внимание тематические альбомы" :Изделия народных умельцев","Времена года","Иллюстрации к знакомым сказкам"; дидактические игры: «Кому что подойдёт», «Волшебный ящик»,«Перспектива»,«Забавный клоун», «Волшебная палитра», «Цветное настроение», «Подбери платье», «Угадай на что похоже», «Кому что нужно», «Семейный портрет», «Составь натюрморт». Такие альбомы и игры, с использованием наглядного и изобразительного материала, способствуют развитию творческого воображения, художественного мышления и специальных изобразительных способностей.

Для расширения знаний детей об изобразительном искусстве, развитии художественного восприятия гармонично помещаются репродукции картин В. Васнецова, А. Саврасова, А. Платова, которые меняются в зависимости от программного содержания и времени года.

При оформлении центра «Юный художник» стараемся учитывать следующие правила:

- учет всех направлений развития ребенка;

- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

- обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;

- обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;

- доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;

- создание условий для изменения среды.

- единый стиль в оформлении;

- наличие соответствующих декоративных моментов.

Все материалы, используемые в центре вносятся по мере прохождения программы, постоянно обновляются, варьируются.

Центры художественного творчества в групповых комнатах рассчитаны на максимальное использование дидактических возможностей единой образовательной среды и пространства. Мы постарались учесть взаимосвязь принципов зонирования, принципов цветовой отделки и освещения, максимальной наполняемости пространства, особенности мебели, наличия инструментов, пособий и художественных материалов. Здесь и место для отдыха, и островок для творчества, здесь легко не только включаться в творческий процесс, но и переключаться на другие виды деятельности. Но при этом элементы дизайна не громоздки и ненавязчивы, так как. они «полезны лишь в том случае, если развивают ум, а не отвлекают его».

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально - игровая деятельность, экспериментирование. В группах имеются материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - детали военной формы, разнообразные технические игрушки. Имеется большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек) которые творчески используются для решения различных игровых ситуаций.

В создание среды мы активно включаем детей, особую роль уделяя детскому дизайну, значение которого в том, что он не только позволяет ребёнку самому участвовать в преобразовании предметов, но и благодаря результатам своего творчества, есть возможность самим вносить изменения в оформление групповых помещений, приёмных. В продуктивной деятельности дети отражают собственное художественное восприятие, видение в рисунках, поделках, коллажах, записях детских стихов, рассказов, сказок. Выставляя свои шедевры на всеобщее обозрение на стенд в приёмную, на мольберт, магнитную доску в групповой комнате. Воспитатели создают творческую, доброжелательную атмосферу, с уважением относясь к каждой работе ребенка, и формируют такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей.

Активизируя детей, привлекая их к созданию среды, учитываем их индивидуальные особенности, предпочтения и склонности. При оформлении персональных выставок стараемся привлекать детей с разным уровнем способностей, что способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, пониманию необходимой комфортности для всех детей и взрослых группы детского сада, стремлению и умению согласовывать свои желания и интересы с другими. Тематика таких выставок разнообразная и определяется как воспитателем, так и самим ребенком: "Моя любимая игрушка","Волшебный лес","Сказочный сад","Мой любимый праздник".Такие выставки помогают каждому ребёнку занять активную позицию в коллективе, а также вызвать позитивный отклик в сознании воспитанников.

Маленькие дизайнеры принимают активное участие в оформление музыкального, физкультурного зала. Их дизайн, внешний вид, атмосфера играют огромное значение как для детей, так и для взрослых. Каждый праздник всегда наполнен чем–то новым, необычным и оригинальным, как по сюжету, так и по оформлению. Так, например, если взять ветку и украсить ее при помощи бумажных салфеток, то получится оригинальная ветка сирени, или цветущей яблони, украшающая зал на весенний праздник, День Победы. Какая красота! Куда потом это украшение, скажете вы? Снимать и хранить до следующего сезона? Нет, хранить и прятать не нужно, продолжать использовать по назначению - для интерьера группы, в театрализованной деятельности, для декораций и т. д. Для зимнего праздника отлично подойдут объемные снежинки, сделанные из бумаги и снегири. Вместо снегирей пригодятся и любые другие птицы. В творческой атмосфере продуктами детской деятельности украшаются залы к различным праздникам и досугам: "Мамин день", "Масленица", "День защитника отечества", "Новогодний карнавал", "Выпускной в школу".

Благодаря результатам своего творчества, дети меняют пространство, среду по своему миропониманию, вопреки предложенным шаблонам. Они знают, где в группе можно хранить игрушки, "драгоценные" для них предметы, принесенные из дома, поделки и рисунки – всё это располагается в зоне приватности (Мини-музеи, персональные выставки, коллекции). Коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но в то же время кропотливое и сложное. Показателем результативности проведённой работы можно считать активное участие родителей в организации и пополнений коллекций. Это увлечение захватывает многих – в одной группе поселились «Весёлые снеговики», «Коллекция камней», в другой «Коллекция часов», «Коллекция открыток и календарей», «Коллекция динозавров».

В старших дошкольных группах создаются музеи. Важная особенность элементов развивающей среды в нашем мини - музее это участие в её создании детей и родителей. Дети чувствуют свою причастность к организации мини - музея : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома разные экспонаты. Содержанием их являются произведения народно - прикладного творчества народных умельцев, членов семьи и самих ребят: изделия из стекла и металла, педметы из дерева и глины, вышивки, домотканые коврики, кружева, произведения живописи художников и детское творчество. Ребята страшего возраста проводят для малышей экскурсии; все вместе они рисуют, делают различные поделки, а самые лучшие их произведения становятся частью музейной экспозиции.

Наши наблюдения за детскими играми показали, что используя предметы, персонажи коллекций для игр – драматизаций, режиссерских игр, дети активно развивают свою речь и воображение.

Одним из самых интересных помещений нашего детского сада для развития художественно – творческих способностей детей является изостудия. В ней всегда царит творческая атмосфера, дети здесь работают как за столами, так и за мольбертами, учатся рисовать различными видами художественных материалов : пастелью, сангиной, углём, акварелью, гуашью, мелками, цветными карандашами, фломастерами, разнообразными кистями.

Создавая дизайн нашей изостудии, мы привлекли самый естественный источник красоты - природу: яркие цветы, изумрудная трава, бабочка с крыльями, напоминающими по форме палитру. Левое крыло украшено всеми цветами радуги, а правое – пастельными тонами. Дети могут не только запомнить последовательность радужных цветов, но и определить, какое из крыльев радужное, а какое оттеночное.

В изостудии размещается выставка репродукций полотен известных художников. Имеются специально подобранные иллюстрации к книгам, тематические художественные альбомы. Всё это используется в работе с детьми как учебно – наглядные пособия для уточнения и обогащения представлений детей, для знакомства их с выразительными средствами искусства.

Центральное место в изостудии отведено мини-музею. В нём выставляются изделия хохломских, жостовских мастеров, мастеров-граверов, каслинское литьё, резьба по дереву, керамические изделия. Дети испытывают положительные эмоции, при восприятии произведений народного декоративно – прикладного искусства, могут различать, называть, выделять характерные особенности изделий.

Внимание детей привлекают постоянно меняющиеся тематические выставки «Дамы эпохи», «Военная техника», «Дары моря», «Фантазия из дерева», «Поделки из кофейных зёрен», «Разноцветное стекло», способствующие обогащению знаний детей, развитию художественного вкуса. При подборе экспозиции соблюдается принцип доступности экспонатов.

Как показывает практика работы с детьми в изостудии, особенно яркими и разнообразными средствами выразительности становятся нетрадиционные приёмы изображения, позволяющие экспериментировать с материалами. Учитывая это, нами используются такие приё мы:

• тиснение с использованием подложек из бросового материала ( по темам: «Дары природы», «Образы подводного мира», «Сказочные птицы», «Волшебные предметы», «Образы животных», «Природа родного края»);

• печать ладошками, листьями и штампом из синтетической сетки, пробки, смятой бумаги ( по темам: «Образы деревьев», «Зеркало природы – вода», «Поляна одуванчиков», «Веселые цыплята»);

• сочетание восковых мелков и акварели ( по темам: «Образы цветов», «Образы земли и неба», «Образы природы разных стран»;

• рисование с использованием мыльных пузырей ( по темам: «Сказочный лес», «Летняя полянка», «Аквариум», «Золотая осень»);

• техника с использованием цветного риса, при помощи которой дети изготавливают сувениры к различным праздникам и для украшения интерьера группы.

Кроме краткосрочных выставок, выполненных детьми работ на занятиях, мы организовываем периодически обновляемые выставки, расположенные в музыкальном зале, коридорах, переходах помещений детского сада. Для родителей свои лучшие работы юные художники помещают в статическую экспозицию, расположенную при входе в детский сад.

Уголок ряженья – необходимый атрибут группы детей раннего возраста. А в старшем дошкольном возрасте этот уголок превращается в костюмерную, гримерную комнату, где дети наряжаются в разнообразные костюмы, которые с любовью сшили для них мамы и сотрудники детского сада. Этот центр мы постоянно обновляем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты как фабричные, так и сделанные руками наших воспитанников: бусы, шапочки, ленты, парики, сумочки, костюмы для сюжетно-ролевых игр, игр – драматизаций, театрализованных представлений.

Музыкально - театральный уголок – важный объект развивающей среды. Здесь не только занимаются постановкой замечательных сказок, инсценировок, но и учатся выражать характер героев через эмоции, жесты, мимику, движение, используя декорации, костюмы, украшения, маски, музыкальные инструменты.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка.

Сказочные герои живущие в группе (Курочка - Ряба, Колобок, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Баба Яга,и др.) побуждают детей к практической деятельности, формируют понимание эмоционального состояния человека (радость, грусть, удивление).

Знакомство детей с театральной куклой - бибабо - и театрализованными играми начинаются в группах раннего возраста. Малыши смотрят драматизированные сказки, инсценировки, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники : игры и забавы ("Ладушки - ладушки", "Солнышко-вёдрышко","Солнечные зайчики","Волк и козлята"и др.); театр игрушек, кукол и картинок ("Цыплёнок","Чьи башмачки",""Из-за леса, из- за гор", "Угадай-ка","Весёлые матрёшки", "Репка", "Колобок" и др.).

Начиная со второй младшей группы детей последовательно знакомят с разными видами театров (кукольный, настольный, теневой, пальчиковый театр, би-ба-бо, театр на варежке, на перчатке) и основами актёрского мастерства. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках, используя разные виды театра : "Зимовье зверей","Море волнуется", "И вот этак и вот так"," "Метелица","Ванька - встанька","Упрямые козы""Колосок","Холдодно заиньке", "Зайка хваста" и др.)

Педагоги пополняют театральный уголок атрибутами для различных игровых позиций (театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссера, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, программки, касса, билеты, бинокль, «деньги», номерки, костюмы, парики, виды бумаги, ткани, краски, фломастеры, клей, карандаши, нитки, пуговицы, коробки, банки, природный материал).

В старшем дошкольном возрасте театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами. Для полноценного развития театрально-игровой деятельности детей воспитатели обогащают детские представления: обсуждают прочитанные книги, проводят интересные беседы по просмотренным спектаклям, насыщают свободную деятельность детей художественными впечатлениями. Педагоги замечают, что в процессе театрализованной деятельности, дети этого возраста стремятся вносить в исполнение своих ролей нечто своеобразное, индивидуальное.

В театрализованной игре ребёнок занимает и осваивает различные игровые позиции, исходя из индивидуальных возможностей и способностей : "ребёнок- режиссер, "ребёнок - актёр",""ребёнок- зритель", "ребёнок -декоратор". Наши педагоги решают задачу раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка, помочь освоить наибольший репертуар игровых позиций - ролей. Полученные навыки и умения наши ребята успешно демонстрируют на праздниках, развлечениях как в детском саду, так и на городских мероприятиях. Помощь воспитателю в реализации данного направления оказывают музыкальные руководители, преподаватель изодеятельности, учитель-логопед. К постановке сказок, спектаклей, изготовлению атрибутов, декораций, костюмов привлекаются родители, некоторые из них принимают участие в театрализованных представлениях (в роли Деда Мороза, Карабаса Барабаса, Бабы Яги). Интересно были представлены театрализованные сказки: "Курочка - Ряба на новый лад","Три поросёнка", "Кошкин дом","Золушка", «Морозко» с участием детей и педагогов учреждения. являются

Семья и детский сад связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:

первое направление – включает индивидуальные и наглядно-информационные формы работы. Педагоги организуют индивидуальные беседы, консультации. Просвещение родителей, передача им необходимой информации ведётся через выпуск информационных стендов, памяток, папок-передвижек, оформление фотовыставок, выставки детских работ. Содержанием этого направления являются запросы родителей, выявленные через анкетирование;

второе направление – включает коллективные формы работы, которые обеспечивают организацию продуктивного общения всех участников образовательного пространства. С этой целью проводятся такие мероприятия: семейные фотовыставки, родительские мастер-классы, конкурсы, семейные вечера, развлечения, досуги, праздники.

Сложившаяся система взаимодействия педагогов, родителей и детей способствует успешному решению задач по формированию основ общей духовной культуры дошкольников.

Художественно – эстетическая деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность.

Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Мы стараемся, чтобы ребёнок не пребывал в среде, а преодолевал, «перерастал» её, постоянно менялся, а значит, менялось в его восприятии и его окружение.

Список использованной литературы:

Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное.

/ В. А. Ветлугина. - М. : Просвещение, 2006.

Гончаров О. В. Театральная палитра. - М. : Сфера, 2010г

Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2010г

Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. М. : Мозаика - Синтез, 2008г

Джалдыбакова Л. Встретимся в кукольном театре //Обруч. -2005 № 2

Запорожец И. Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. - М. : Просвещение, 1985г

Сорокина Н., МилановичЛ. Кукольный театр для саиых маленьких

Публикации по теме:

Создание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОССоздание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Данная публикация была готова довольно давно, но в силу разных обстоятельств, не было возможности.

Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возрастаСоздание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание развитию фантазии и воображения. Давайте разберёмся, а так ли это важно развивать фантазию.

Создание условий для сенсорного развития детейСоздание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание в ДОУ условий для художественно-эстетического развития дошкольников
Опубликовано: 25 июня 2024 в 13:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание в ДОУ условий для художественно-эстетического развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Элла Юрьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15-17 сентября. Российские дни леса

С 15 по 17 сентября отмечается масштабный экологический праздник – Российские дни леса. А в третье воскресенье сентября празднуется День работников леса. Это профессиональный...

14 сентября. Первые Осенины. Передвижка

Осенины — череда праздников, которые отмечают осенью. Осенняя пора, когда сбор урожая и работа в поле закончены, — благоприятное время для празднования и отдыха. В этот период принято собирать гостей,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД