Светлана Зайцева
Создание условий для развития интеллектуальных способностей и логического мышления дошкольников
▼ Скачать
В какое бы время мы ни жили, какие бы изменения не происходили в системе дошкольного образования, интеллектуальное развитие детей – всегда значимая и актуальная задача. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. К завершению дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, формируются умения рассуждать.
Публикация «Создание условий для развития интеллектуальных способностей и логического мышления дошкольников» размещена в разделах
Работа по развитию интеллектуальных способностей детей в детском саду должна пронизывать все сферы жизни и совместной деятельности воспитанников и педагогов. Главным фактором, определяющим развитие интеллектуальных способностей и логического мышления, является не столько то, чему мы учим ребенка, сколько то, как мы это делаем, какие условия создаем.
Проектирование образовательной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования нацеливает педагогов на широкое использование культурных практик дошкольников, и в первую очередь, игровых, так как наиболее эффективно дошкольники развиваются в игре и близких к ней по характеру формах деятельности.
Активность культурных практик дошкольников во многом обусловлена педагогической культурой воспитывающего взрослого, который не транслирует готовые знания, а организует пространство саморазвития ребенка, поддерживает и стимулирует детские интересы, создает ситуации, побуждающие его к свободному выбору, творческой самостоятельности, осуществлению культурных форм активности и «открытию себя» в различных видах деятельности.
Уникальное, исключительное средство интеллектуального развития детей - дидактическая игра, в частности настольная, которая является и методом, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактические игры разнообразны по содержанию, по форме организации, по виду обучающих задач. В педагогике существует разные взгляды на классификацию игр, в том числе по характеру игровых действий. В данном случае мы опираемся на классификацию, предложенную Антониной Николаевной Давидчук и Ларисой Георгиевной Селиховой:
• игры с дидактическими материалами;
• развивающие игры с правилами.
Игровые материалы – самое доступное детям культурное средство организации жизненной практики, в ходе которой они используют весь свой игровой и познавательный опыт для решения новых задач. Современные авторы условно делят игровые материалы на две подгруппы.
К первой относятся разнообразные конструкторы и конструктивные материалы, которые позволяют детям свободно экспериментировать, преобразовывать, получать удовлетворение от любого результата. Наиболее востребованы детьми, безусловно, наборы LEGO Education и LEGO DUPLO, которые имеются в группах в соответствии с возрастом детей. Наши дети с увлеченностью создают постройки из деталей конструктора, обыгрывают их, дополняя и создавая игровые ситуации.
С интересом дети играют с другими видами конструкторов: магнитный, «Собирай-ка», «Цветной городок», мягкие модули и кубики, «Юный конструктор» и др.
Важно то, что конечным результатом работы является не только созданная поделка, конструкция, но и сформированность у ребенка определенного уровня умственных действий, конкретных практических навыков, умений и приемов работы.
Игровые материалы, созданные для развития определенных способностей, относятся ко второй подгруппе. В них заранее предполагается результат, который должен получить ребенок при овладении определенным способом действий. Это игрушки-вкладыши и сюжетные кубики; мозаика, пазлы, танграм, головоломки, в том числе по типу Кубика Рубика - сегодня они снова популярны.
Игры с дидактическими материалами часто приобретают форму экспериментирования, которое имеет особое значение для развития предпосылок к логическому мышлению.
В дошкольной дидактике разработаны целые системы: игры Воскобовича М. Монтессори, Е. Тихеевой. В учреждении мы активно используем цветные палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша, причем последние, начиная с раннего возраста. В группах имеются наборы игр - по 10-12 комплектов в каждой, находятся в свободном доступе для детей.
Для проведения игр и упражнений, создания сюжетной ситуации педагоги используют вспомогательный материал (обручи, игрушки-персонажи и др.). Подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей, уровня развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач.
Эффективным является сочетание блоков и палочек, существует множество их вариантов. В процессе выполнения заданий используются инструкции, пояснения, вопросы, контроль, оценка. Применяются во всех формах работы с детьми: в непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной и свободной.
Отличительной особенностью данных дидактических материалов является то, что упражнения можно выполнять и в горизонтальной, и в вертикальной плоскости на одном и том же месте. В этом учебном году приобрели альбомы «Спасатели приходят на помощь» и «Поиск затонувшего клада», которые являются составной частью игрового методического комплекса к дидактическому материалу блоки Дьенеша и служат для интеллектуального развития детей, так как содержат схемы, лабиринты, интеллектуальные загадки.
В дидактических играх с правилами задача ориентирует детей на результат, а установка на выигрыш повышает интерес к содержанию игры, активизирует их интеллектуальную деятельность. Культура игры формируется в процессе освоения правил: кто начнет игру, кто будет ведущим, каков порядок вступления других играющих и т. п. Используем разные способы определения функциональных мест каждого играющего: считалка, жребий, договор. Современные дети, как правило, стремятся занять лидирующую позицию в игре, не всегда готовы уступать, поэтому от воспитателя требуется максимум усилий для того, чтобы дети были заинтересованы в соблюдении правил. Простого объяснения здесь порой недостаточно, поэтому воспитатели показывают, демонстрируют это детям в ходе знакомой игры.
К дидактическим играм с правилами относятся лото, домино.
Дети старшей группы с увлечением осваивают игру «Морской бой», требующую умений сопоставлять, объединять, анализировать, планировать и предвидеть.
Обучение детей игре в шашки и шахматы было организовано в рамках долгосрочных проектов. Педагоги, используя разные средства обучения, в том числе коммуникационные, знакомили детей в доступной форме с историей возникновения игры, интересных фактах, ее образовательном значении для человека, об известных людях, профессионально увлекающихся игрой, в том числе жителях нашего города.
В продуктивной и конструкторской деятельности вместе с родителями изготавливали макеты фигур, рисовали и лепили их из пластилина, оформили в группе выставку «Такие разные шахматы!», в которой были представлены наборы шахмат разного вида и размера (большие и маленькие, деревянные, магнитные, современные и очень давние).
Дети увлеклись играми, в шахматы играют дома со взрослыми, а в шашки и дома, и самостоятельно в свободной деятельности в детском саду. Условия для этого созданы, играть можно даже во время прогулки.
Основное познавательное содержание маршрутных игр («игры-бродилки») заключается в развитии пространственных ориентировок.
В группах игры имеются в достаточном количестве на разную тематику.
Культурные практики проектируются воспитателем по двум направлениям в соответствии с решаемыми образовательными задачами:
-культурные практики на основе инициатив самих детей (самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками);
-культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми (эти культурные практики направляются воспитателем на развитие самостоятельной активности дошкольников и основываются на поддержке детских инициатив и интересов).
Выбор культурных практик связан непосредственно с содержанием комплексно-тематического планирования, которое в свою очередь позволяет органично сочетать культурные практики, инициируемые педагогом, и свободные культурные практики, инициируемые детьми. Например, всю неделю воспитатель организует в группе образовательную среду в соответствии с темой «Антарктида» : в группе появились иллюстрации и картинки, игры и игрушки на данную тему. Воспитатель проводил беседы, занятия, организовывал продуктивную деятельность, спросил у детей не приходилось ли им играть в «бродилку» по теме, оказалось такой игры дети не встречали, поэтому решили сделать ее сами. Дети вместе с воспитателем подготовили игровое поле, слепили фигурки пингвинов. В течение длительного времени утро в группе начиналось именно с этой игры. Ведь особую ценность для детей имеют игры, изготовленные ими вместе с воспитателями, родителями.
Овладение детьми общими способами достижения игрового результата позволяет им самостоятельно находить методы решения частных игровых задач. В центре внимания ребенка кроме результата, способ его достижения, что имеет решающее значение в интеллектуальном развитии детей.
Сегодня невозможно представить образование детей без использования технических и компьютерных средств. В каждой дошкольной группе детского сада «живет» программируемый робот Bee-Bot «Умная пчела».
Дополнительно приобретена игрушка-машина, работающая по такому же принципу. Для того чтобы робот мог выполнять различные действия, дети составляют алгоритм или программу действий для него.
Процесс программирования, даже самый элементарный, предполагает проведение логических операций, таких как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умение строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Использование игрушки робота и прилагаемых к нему материалов (тематические коврики разной направленности, атрибуты для робота, карточки с изображением в соответствии с тематическим полем и др., при условии соблюдения методических рекомендаций, способствует развитию интеллектуальных способностей и логического мышления детей.
Развивающий эффект дидактических игр повышается, если они возникают по инициативе самих детей, когда игра удовлетворяет реальные потребности и интересы каждого участника. Для того, чтобы сформировать у детей умение и желание играть, находить для себя игры и занятия по интересам, воспитатели ежедневно отводят место в распорядке дня для организации настольных игр детей. Постоянно пополняют предметную среду группы новыми играми. А самое главное - воспитатель занимает по отношению к детям позицию партнера, равноправного игрока. Именно в этом случае сохраняется естественность культурных практик. В результате на предложение воспитателя найти себе интересное занятие каждый ребенок самостоятельно и легко выбирает для себя настольную игру или конструктор и с удовольствием играет.
Эффективность деятельности в данном направлении может быть только при условии компетентности взрослых. Повышение профессиональной компетентности педагогов осуществляется постоянно через разные формы – внешнюю систему обучения и систему методической работы в учреждении. Все педагоги детского сада прошли обучение по проектированию деятельности в соответствии со Стандартом. Благодаря выстроенной в КГО системе повышения квалификации, педагоги сегодня проходят курсы по востребованной ими образовательной программе («Организация занятий детей дошкольного возраста с использованием образовательных решений Lego education», «Образовательная робототехника», «Организация игровой деятельности», «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста»). Доступной и удобной формой повышения квалификации являются вебинары, которые прослушивают педагоги. Наиболее часто используем образовательные сайты «Издательский Дом «Воспитание дошкольника», ФГАУ ФИРО Журнал «Обруч», «Мерсибо» и «Всеобуч». Практическую значимость имеют мероприятия в рамках городских методических объединений.
Различные формы методической работы организуются в учреждении. В 2017/18 уч. г. проведен цикл методических мероприятий, направленных на повышение компетентности педагогов по реализации культурных игровых практик (Практико-ориентированный семинар «Программируемый мини-робот Bee-Bot как средство формирования у дошкольников начальных навыков программирования», семинар-практикум «LEGO конструирование и робототехника в образовательной среде дошкольной образовательной организации», педсовет «Дидактическая игра в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»).
Важным условием интеллектуального развития детей в процессе игровых культурных практик является сотрудничество с семьями воспитанников. Благодаря родителям в детском саду создана игровая среда, отвечающая интересам детей. Педагоги используют разные формы (консультации, памятки и буклеты, интернет-ресурсы, мастер-классы и деловые игры).
Наиболее эффективными считаем открытые показы, когда родители могут сами убедиться, насколько это интересно и важно для ребенка; индивидуальные беседы об интересах ребенка, его потенциальных возможностях, увлеченностью теми или иными играми и их развивающим значением.
Традицией стало в детском саду на родительских собраниях, как общих, так и групповых обязательно знакомить родителей с развивающими играми для детей в соответствии с тематикой собрания.
По итогам проведенного в учреждении анкетирования с использованием инструментария, предложенного Федеральным институтом развития образования, сделан вывод:
- наибольшей популярностью у детей, исходя из ответов родителей, пользуются конструктор, пазлы, игра «в куклы», игры-бродилки, подвижные игры; отрадно то, что дети играют и дома в шашки, шахматы;
- на вопрос «Играете ли Вы с ребенком дома?» 92% родителей ответили положительно.
Конструктор, в т. ч. LEGO 10
Складывает пазлы 8
Играет в куклы 8
Подвижные (прятки, догонялки) 6
Футбол 5
«Дочки-матери» 4
Шашки 4
Шахматы 2
Проведенный параллельно опрос детей старшего дошкольного возраста показал, что из 20 опрошенных детей, только с 3 детьми играют мамы, с 4-папы, 6 детей играют с сестрами и братьями, а 7 детей играют самостоятельно, потому что «родители заняты». Вывод – необходимо вести постоянно работу с родителями по пропаганде дидактической игры, как способа интеллектуального развития ребенка.
Вывод:
-процесс интеллектуального развития детей требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в систематическом использовании игр с последовательным усложнением игровой задачи, с целью активизации интеллектуальной деятельности детей;
-игры должны соответствовать возрасту детей и учитывать индивидуальные особенности детей, их «зону ближайшего развития»;
-для включения ребенка в игру педагог должен создать для него «ситуацию успеха»;
-игр должно быть много, для того чтобы ребенок смог выбрать интересную для него в данный момент игру.
Таким образом, целенаправленная и планомерная реализация в повседневной жизни ребенка игровых культурных практик, делает процесс интеллектуального развития занимательным и естественным, способствует активному включению детей в интеллектуальную деятельность, проявлению познавательных способностей, творчества, получению удовольствия от интеллектуального напряжения и достигнутых результатов. Игровые культурные практики позволяют сформировать у детей опыт интеллектуальной деятельности, заложить базу для дальнейшего развития всех познавательных процессов.