Идрисова Люция
Создание условий для развития инициативы у старших дошкольников в дидактической игре
▼ Скачать + Заказать документы
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
– проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
–способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
Публикация «Создание условий для развития инициативы у старших дошкольников в дидактической игре» размещена в разделах
– ребенок способен к волевым усилиям;
– пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
– способен к принятию собственных решений.
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Инициатива (от лат. initium -начало) —почин, наличие, принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности.
Развитие — это тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому
Условие —категория философии, обозначающая отношение предмета к окружающей действительности, явлениям объективной реальности, а также относительно себя и своего внутреннего мира.
Необходимыми условиями развития инициативного поведения ребенка, является:
1. Свободный выбор детьми деятельности, участников совместной деятельности;
2. Поддержка детской инициативы в разных видах деятельности, ведущим из которых является игра.
3. Стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать вопросы взрослым, и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно.
4. Участие взрослых в жизни детей с целью помощи и стимулирования их к поиску нового, творческой активности. Формирования умений детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.
Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. По словам А. Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Поэтому говоря о формировании смысла деятельности педагога главная задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности старших дошкольников.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
Дидактические игры могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности.
Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность, инициативность и активность мышления и речи у детей.
Не стоит забывать, что игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии, игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.
Виды дидактических игр:
- словесные,
- с предметами,
- настольно-печатные.
Исходя из темы самообразования представляю вашему вниманию применение на своей практике различных дидактических игр.
В рамках тем недельного проекта и на занятиях по рисованию я использую различные словесные игры, например:
«Я никогда не…».
Цель: Развивать умение понять состояние другого; наблюдательность и внимание, воображение и интуицию, т. д.
Все дети садятся в круг и кладут руки на колени. Первый игрок говорит то, чего он никогда в жизни не делал. Например, он говорит: «Я никогда не летал на самолете». Если кто-то из игроков летал, то он подгибает один палец на руке. Затем говорит следующий игрок и т. д. по кругу. Побеждает тот, кто быстрее всех загнет все пальцы. Эта игра настолько понравилась детям, что на следующий день дети сами стали просить поиграть в неё, но уже предложили свой вариант игры: «Что было бы, если…». Далее дети уже самостоятельно организовывают такие словесные игры.
«Да или нет»
Цель: закрепление знание детей по теме.
Дети отвечают на ряд вопросов «Да» и «Нет». Осенью листья летят и шуршат? А зимой растут цветы небывалой красоты, поиграть в снежки зимой очень любят дети, летом в небе тучи хмурятся и снежок летит на улице, снег растаял и пришла к нам красавица весна?.
«Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Дети располагаются по кругу. Ведущий говорит первый слог какого-нибудь слова, например: «Са.». Прибавляет к слогу такое окончание, которое в совокупности составило бы целое слово. Например: ведущий говорит: «Са.», ребенок отвечает: «. ша» (Саша). Слова надо подбирать короткие и знакомые детям, вначале игры ведущий может сказать, что это будут имена тех, кто стоит в круге. Постепенно, раз за разом, игру можно усложнять, вводя слова из трех слогов.
«Скажи ласково»
Цель: расширение словарного запаса.
Игра развивает ловкость и быстроту реакции. Полезна на этапе изучения уменьшительно-ласкательных суффиксов. Можно играть с несколькими детьми сразу, кидая мяч по очереди каждому из них.
Правила несложные: бросая мяч ребенку, вы называете основное слово. Ребёнок должен поймать мячик, а потом бросить его вам, назвав это слово в уменьшительной форме.
Примеры: стул — стульчик
«Скажи наоборот»
Называется одно слово, а детям предлагается подумать, как его можно сказать
по другому. Например: умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, белый – черный и т. д. Можно подбирать синонимы к словам, т. е. слова, которые означают одно и то же. Например, жесткий – твердый; печальный – грустный– несчастный.
«Одним словом»
Цель: Развитие внимания, мышления, сообразительности. Формирование умение классифицировать предметы.
Спросите ребёнка, как назвать одним словом:
- тарелки, чашки, сковородки, кастрюли? (Посуда)
- диван, кровать, стол, стул, шкаф? (Мебель) и др.
Можно усложнить игру, называя в группе слов одно лишнее: яблок, груша, слива, огурец. Ребенок должен отгадать лишнее слово и объяснить почему оно лишнее.
«Один-много»
Цель: закрепить название предметов в единственном и множественном числе.
Взрослый называет слово, обозначающее один предмет, ребенок называет множественное число слова.
Ребенок - дети, медвежонок - медвежата, человек-люди.
Я использую и игры с предметами, например:
«Придумай свой вопрос»
Цель: Освоение умения формулировать вопросы в различной форме и адресовать его.
Дети садятся в круг, одному дается в руки любой предмет (мяч, игрушка, карандаш) который определяет ведущего задающего вопрос. Ответивший на вопрос ребенок принимает роль ведущего и адресует свой вопрос следующим детям. Эту игру я провожу на занятиях по художественно – эстетическому развитию, как заключительный этап к занятию.
«Почтальон»
Цель – закрепить знание домашнего адреса. Дети заняты самостоятельной деятельностью. Один из детей «почтальон». Он разносит письма. Тот, к кому он «постучится», должен назвать домашний адрес и рассказать от кого он ждет письмо: описать его внешний вид, особенности. Кто справился с заданием, получает конверт (письмо). Дети достают из конверта белые листочки бумаги и рисуют письмо следующему ребенку (можно на листочке «написать» письмо своему другу).
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко)
– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка)
– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф)
– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока)
«Летает – не летает».
Цель: развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает, вы поднимаете руку или ловите мяч. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фишкой».
Дидактическая игра «Какой лист?»
Задачи: совершенствовать знания различать листья деревьев, учить образовывать
прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: корзинка, осенние листья.
Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок,
говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с
берёзы- берёзовый лист.
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют самостоятельность и инициативность в выборе настольно – печатных игр: «Домино», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюизенера»,
Предлагаю вашему вниманию дидактические игры, созданных на основе изобретения Р. Луллия - "Круги Луллия". Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя - Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель, 13 век). В 13 веке французский монах создал логическую машину в виде бумажных кругов.
Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе с детьми дошкольного возраста. Круги Луллия представляются детям как чудесные кольца или загадочные круги. Для детей 6-7 лет рекомендуется брать 3-4 круга 8 секторами.
«Подбери цифру и геометрическую фигуру»
Цель: закрепить умения соотносить цифру и количество предметов,
Ход игры: Используем три кольца: большое, среднее и маленькое. На маленьком кольце раскладываем цифры, на среднем – картинки с предметами, на большом - геометрические фигуры. Волшебный круг крутится. С помощью стрелки выбираем цифру. Предлагаю детям рассмотреть цифру, правильно назвать её, затем подобрать картинку на среднем круге, количество предметов на которой соответствует этой цифре и выбрать на большом круге на какую фигуру похоже изображение.
«Придумай фантастическую историю или сказку».
Задачи: Развивать фантазию и речь детей.
Ход игры: в данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми:
- не стараться всё сразу показывать и объяснять,
- не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т. п.
- воспитателю необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития инициативности и позитивной свободы у старших дошкольников в игровой деятельности. И таким образом одним из смыслов деятельности педагога является владение способами поддержки детской инициативы.
Список литературы:
1. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10. 2013 г.
2. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. //
Дошкольное воспитание, 1991 № 6.
3. Mонина. Г. Б. Формирование инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольников. URL: http: //galinamonina.ru (дата обращения 28.12.20l5).
4. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им. Герцина СПБ: ДЕТСТВО – ПРЕСС 2000г.
5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. M. : Азбуковник, 1997. 944 с.