Папки-передвижки

Создание условий для развития инициативы у старших дошкольников в дидактической игре

Идрисова Люция
Создание условий для развития инициативы у старших дошкольников в дидактической игре
▼ Скачать + Заказать документы

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

– проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

–способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Публикация «Создание условий для развития инициативы у старших дошкольников в дидактической игре» размещена в разделах

– ребенок способен к волевым усилиям;

– пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

– способен к принятию собственных решений.

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Инициатива (от лат. initium -начало) —почин, наличие, принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности.

Развитие — это тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому

Условие —категория философии, обозначающая отношение предмета к окружающей действительности, явлениям объективной реальности, а также относительно себя и своего внутреннего мира.

Необходимыми условиями развития инициативного поведения ребенка, является:

1. Свободный выбор детьми деятельности, участников совместной деятельности;

2. Поддержка детской инициативы в разных видах деятельности, ведущим из которых является игра.

3. Стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать вопросы взрослым, и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно.

4. Участие взрослых в жизни детей с целью помощи и стимулирования их к поиску нового, творческой активности. Формирования умений детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.

Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. По словам А. Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Поэтому говоря о формировании смысла деятельности педагога главная задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности старших дошкольников.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

Дидактические игры могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности.

Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность, инициативность и активность мышления и речи у детей.

Не стоит забывать, что игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии, игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.

Виды дидактических игр:

- словесные,

- с предметами,

- настольно-печатные.

Исходя из темы самообразования представляю вашему вниманию применение на своей практике различных дидактических игр.

В рамках тем недельного проекта и на занятиях по рисованию я использую различные словесные игры, например:

«Я никогда не…».

Цель: Развивать умение понять состояние другого; наблюдательность и внимание, воображение и интуицию, т. д.

Все дети садятся в круг и кладут руки на колени. Первый игрок говорит то, чего он никогда в жизни не делал. Например, он говорит: «Я никогда не летал на самолете». Если кто-то из игроков летал, то он подгибает один палец на руке. Затем говорит следующий игрок и т. д. по кругу. Побеждает тот, кто быстрее всех загнет все пальцы. Эта игра настолько понравилась детям, что на следующий день дети сами стали просить поиграть в неё, но уже предложили свой вариант игры: «Что было бы, если…». Далее дети уже самостоятельно организовывают такие словесные игры.

«Да или нет»

Цель: закрепление знание детей по теме.

Дети отвечают на ряд вопросов «Да» и «Нет». Осенью листья летят и шуршат? А зимой растут цветы небывалой красоты, поиграть в снежки зимой очень любят дети, летом в небе тучи хмурятся и снежок летит на улице, снег растаял и пришла к нам красавица весна?.

«Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Дети располагаются по кругу. Ведущий говорит первый слог какого-нибудь слова, например: «Са.». Прибавляет к слогу такое окончание, которое в совокупности составило бы целое слово. Например: ведущий говорит: «Са.», ребенок отвечает: «. ша» (Саша). Слова надо подбирать короткие и знакомые детям, вначале игры ведущий может сказать, что это будут имена тех, кто стоит в круге. Постепенно, раз за разом, игру можно усложнять, вводя слова из трех слогов.

«Скажи ласково»

Цель: расширение словарного запаса.

Игра развивает ловкость и быстроту реакции. Полезна на этапе изучения уменьшительно-ласкательных суффиксов. Можно играть с несколькими детьми сразу, кидая мяч по очереди каждому из них.

Правила несложные: бросая мяч ребенку, вы называете основное слово. Ребёнок должен поймать мячик, а потом бросить его вам, назвав это слово в уменьшительной форме.

Примеры: стул — стульчик

«Скажи наоборот»

Называется одно слово, а детям предлагается подумать, как его можно сказать

по другому. Например: умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, белый – черный и т. д. Можно подбирать синонимы к словам, т. е. слова, которые означают одно и то же. Например, жесткий – твердый; печальный – грустный– несчастный.

«Одним словом»

Цель: Развитие внимания, мышления, сообразительности. Формирование умение классифицировать предметы.

Спросите ребёнка, как назвать одним словом:

- тарелки, чашки, сковородки, кастрюли? (Посуда)

- диван, кровать, стол, стул, шкаф? (Мебель) и др.

Можно усложнить игру, называя в группе слов одно лишнее: яблок, груша, слива, огурец. Ребенок должен отгадать лишнее слово и объяснить почему оно лишнее.

«Один-много»

Цель: закрепить название предметов в единственном и множественном числе.

Взрослый называет слово, обозначающее один предмет, ребенок называет множественное число слова.

Ребенок - дети, медвежонок - медвежата, человек-люди.

Я использую и игры с предметами, например:

«Придумай свой вопрос»

Цель: Освоение умения формулировать вопросы в различной форме и адресовать его.

Дети садятся в круг, одному дается в руки любой предмет (мяч, игрушка, карандаш) который определяет ведущего задающего вопрос. Ответивший на вопрос ребенок принимает роль ведущего и адресует свой вопрос следующим детям. Эту игру я провожу на занятиях по художественно – эстетическому развитию, как заключительный этап к занятию.

«Почтальон»

Цель – закрепить знание домашнего адреса. Дети заняты самостоятельной деятельностью. Один из детей «почтальон». Он разносит письма. Тот, к кому он «постучится», должен назвать домашний адрес и рассказать от кого он ждет письмо: описать его внешний вид, особенности. Кто справился с заданием, получает конверт (письмо). Дети достают из конверта белые листочки бумаги и рисуют письмо следующему ребенку (можно на листочке «написать» письмо своему другу).

«Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.

– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко)

– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка)

– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф)

– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока)

«Летает – не летает».

Цель: развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает, вы поднимаете руку или ловите мяч. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фишкой».

Дидактическая игра «Какой лист?»

Задачи: совершенствовать знания различать листья деревьев, учить образовывать

прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзинка, осенние листья.

Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок,

говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с

берёзы- берёзовый лист.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют самостоятельность и инициативность в выборе настольно – печатных игр: «Домино», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюизенера»,

Предлагаю вашему вниманию дидактические игры, созданных на основе изобретения Р. Луллия - "Круги Луллия". Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя - Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель, 13 век). В 13 веке французский монах создал логическую машину в виде бумажных кругов.

Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе с детьми дошкольного возраста. Круги Луллия представляются детям как чудесные кольца или загадочные круги. Для детей 6-7 лет рекомендуется брать 3-4 круга 8 секторами.

«Подбери цифру и геометрическую фигуру»

Цель: закрепить умения соотносить цифру и количество предметов,

Ход игры: Используем три кольца: большое, среднее и маленькое. На маленьком кольце раскладываем цифры, на среднем – картинки с предметами, на большом - геометрические фигуры. Волшебный круг крутится. С помощью стрелки выбираем цифру. Предлагаю детям рассмотреть цифру, правильно назвать её, затем подобрать картинку на среднем круге, количество предметов на которой соответствует этой цифре и выбрать на большом круге на какую фигуру похоже изображение.

«Придумай фантастическую историю или сказку».

Задачи: Развивать фантазию и речь детей.

Ход игры: в данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми:

- не стараться всё сразу показывать и объяснять,

- не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т. п.

- воспитателю необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития инициативности и позитивной свободы у старших дошкольников в игровой деятельности. И таким образом одним из смыслов деятельности педагога является владение способами поддержки детской инициативы.

Список литературы:

1. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10. 2013 г.

2. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. //

Дошкольное воспитание, 1991 № 6.

3. Mонина. Г. Б. Формирование инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольников. URL: http: //galinamonina.ru (дата обращения 28.12.20l5).

4. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им. Герцина СПБ: ДЕТСТВО – ПРЕСС 2000г.

5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. M. : Азбуковник, 1997. 944 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект проведения дидактической игры «Угадай птицу» с применением компьютерной презентации для старших дошкольниковКонспект проведения дидактической игры «Угадай птицу» с применением компьютерной презентации для старших дошкольников В рамках реализации проекта «Зимующие птицы нашего края – Югры» мною разработана дидактическая игра «Угадай птицу» для старших дошкольников.

Создание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОССоздание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Данная публикация была готова довольно давно, но в силу разных обстоятельств, не было возможности.

Развития интереса к экспериментированию у старших дошкольников Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие познавательного интереса связывается с наблюдательностью, памятью,.

Создание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулейСоздание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулей Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный.

Создание условий для сенсорного развития детейСоздание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому садуСоздание условий для успешной адаптации детей к детскому саду Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду. Для успешной социализации детей нужно и то, чтобы дети адаптировались к.

Создание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстникамиСоздание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками На протяжении дошкольного возраста происходит быстрое развитие не только психических процессов, но и свойств личности ребенка. Личностное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для развития инициативы у старших дошкольников в дидактической игре
Опубликовано: 8 января 2020 в 14:35
+44Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий для развития инициативы у старших дошкольников в дидактической игре» (включая файлы) размещена пользователем Идрисова Люция (УИ 1423761) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД