Ражева Ирина
Создание ситуации успеха у детей с ОВЗ в художественно-эстетической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Рыбакова Татьяна Вячеславовна
Ражева Ирина Владимировна
Воспитатель: ГБОУ СОШ №2
им. Героя Советского Союза Г. Н. Гурьянова ж. - д. ст. Шентала
СП детский сад «Звездочка»
«Так как дети являются драгоценнейшим даром божиим и ни с чем несравнимым сокровищем, то к ним нужно относиться с величайшей заботливостью»
Я. Коменский
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ОВЗ нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная уже с детского сада.
Публикация «Создание ситуации успеха у детей с ОВЗ в художественно-эстетической деятельности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
От того, как мы, воспитатели, относимся к своим воспитанникам, от того какие знания и нормы поведения мы в них заложим, зависит успешность детей в дальнейшей жизни. На воспитателей ложится большая ответственность, ведь это люди, которые непосредственно занимаются с детьми. Иногда даже больше, чем родители. Не секрет, что многие дети посещают детский сад по причине занятости родителей на работе.
Еще А. Н. Леонтьев отмечал, что дошкольный возраст – это период первоначального фактического складывания личности. Как же нужно организовать жизнь ребенка в детском саду, чтобы личностные новообразования дошкольного возраста формировались легко и гармонично?
Необходимо, чтобы в детском саду, были созданы условия для разнообразной деятельности детей : игры, трудовой деятельности, непосредственно образовательной деятельности и т. д. Надо обеспечить активность и самостоятельность ребенка во всех видах деятельности. Также ребенок должен научиться общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Обучение детей надо проводить систематически и целенаправленно.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми в детском саду является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе к каждому, отличном от рамок стандартных требований.
В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития детей в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.
Работая в детском саду с детьми с ОВЗ, мы ставим перед собой цель:
воспитать ребенка, как личность, способную к творчеству в любом виде деятельности.
Задачи:
- развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности детей с ОВЗ в процессе изобразительной деятельности;
- стимулирование интереса к прикладному творчеству;
- воспитание нравственных качеств личности детей.
Осуществляя педагогическую деятельность, в своей работе я применяю особые методы художественно - эстетического воспитания:
- метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);
- метод сравнений (для активизации мышления);
- метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);
- метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);
- метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность детей, помогает найти верное решение из возможных);
- словесный метод;
- наглядный метод.
Формы работы:
- индивидуально практическая деятельность на занятиях;
- коллективно - творческая деятельность детей с ОВЗ на групповых и подгрупповых занятиях;
- кружковая работа.
Необходимо научить ребенка понимать поставленную задачу, находить пути ее реализации, осуществлять самоконтроль в процессе решения задачи. Давая детям знания, я немного «забегаю вперед» (зона ближайшего развития, а не ориентируюсь на уже достигнутый уровень. Но не забываю и о возрастных особенностях.
Для того чтобы повысить активность детей, в усвоении и применении знаний в своей работе применяю интерактивные доски, мультимедийные дидактические пособия, презентации.
Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей.
Творчество даёт детям переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания. В момент творчества ребенок наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность. Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка.
Творческая деятельность, имеет большое значение в жизни человека, тем более она имеет большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка.
Нельзя не учесть также тот факт, что средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств, в социально приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости. Во время выполнения работы, я всегда подбадриваю, поддерживаю своих воспитанников, чтобы они стремились к новым знаниям, достижениям и шли по жизни уверенно, ничего не боясь.
Огромный потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности детей. Успешное освоение творческой деятельности способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в формировании других видов деятельности. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук.
Для развития творческих способностей детей мы используем разные техники: традиционные (аппликация, лепка, рисование) и нетрадиционные (рисование пластилином, свечой, восковыми мелками; витраж, коллаж с применением стружки, соломы, крупы, семян, пуговиц, скорлупы; декупаж, папье-маше, комбинированная аппликация – применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т. д, экспериментирование с различными художественными материалами, дидактические игры, силуэтное и объемное моделирование, упражнения для составления орнамента, прорисовки элементов росписей. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству и является необходимым условием формирования творческой личности ребенка. Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «я не сделаю правильно». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Мнение, что изобразительная деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность. Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов детей, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка.
Многогранная деятельность детей на занятиях создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы. Овладевая основами изображения, в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник дети не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, раздвигают рамки их представления о жизни, воспитывают художественный вкус и активизируют познание действительности.
Для того чтобы умения и навыки полученные в детском саду были усвоены детьми полностью, родителям необходимо активно включаться в эту работу и закреплять их дома.
Нашей целью в данном направлении является: привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной и творческой активности. Ведь совместные творческие занятия педагогов, детей и родителей оказывают благотворное действие на общее эмоциональное состояние ребёнка с особыми потребностями, снимают раздражение, агрессию, стресс и нервное возбуждение, позволяют переключить негативные эмоции на ощущение покоя и радости. Любой результат совместного труда оценивается детьми максимально положительно.
Задачи, способствующие достижению данной цели:
1. Повышение компетентности родителей в области воспитания и образования.
2. Ориентирование родителей на совместное с ребенком художественное творчество.
3. Подчеркивание роли взрослого в формировании поведения ребенка на личном примере.
4. Привлечение родителей к активным формам совместной деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения (рисование, тестопластика, нетрадиционные способы рисования, пластилиногрфия и т. д.).
5. Закрепление основных приемов.
В нашем детском саду, уже стало доброй традицией, проводить творческие выставки детских работ. А так же участвовать в выставках, которые проводятся в Доме творчества, Детской школе искусств.
Итак, развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ, имеет очень важное значение, так как способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, мы создаем условия для успешной адаптации в социуме, равные возможности для дальнейшего существования в нем.
Литература
1. «Дошкольная педагогика» Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. — В 2 ч. — Ч. 1.– М. : Просвещение, 1988. — 256 с.
2. «Материнская школа» Каменский Я. — М. : Успедгиз, 1947 .
3. «Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии» Екжанова Е. А. .// Дефектология. — 2003. — № 6. — С. 51–54.
4. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планировании, конспекты занятий» Казакова Р. Г. — М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.