Валерия Сопотова
Создание развивающей предметно-пространственной составляющей модели детство сберегающего пространства
▼ Скачать + Заказать документы
Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» 2018 - 2027 годы в Росси объявлены десятилетием детства. Данный Указ определяет вопросы ценностного отношения к детству, внимания к трансформации феномена детства в современном мире, детствосбережения, развития образования в интересах детей.
Разработана модель детствосберегающего пространства «Дети в приоритете», которая объединяет требования к педагогам, семье, содержанию образования, а также к среде.
Публикация «Создание развивающей предметно-пространственной составляющей модели детство сберегающего пространства» размещена в разделах
Одним из главных компонентов образовательной среды является развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО.
Центр «Природы»
Центр включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.
Центр природы служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес, интерес к проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из экологических проблем, доступными ребенку – дошкольнику средствами. В группе в центре у нас имеются:
комнатные растения в соответствии с возрастом;
предметы по уходу за комнатными растениями (лейки, тряпочки, пульверизатор, палочки для рыхления, передники);
календарь погоды;
посевы семян и посадки луковиц (весной);
ветки деревьев (конец февраля) : липа, осина, клен;
альбомы: времена года, части суток, перелетные и зимующие птицы;
плакат «Правила поведения в лесу»;
дидактические игры «Живая природа», «Свойства воды», лото «Животные разных климатических зон», домино «Домашние животные и их детеныши»;
уголок дежурных;
детские поделки из природного материала;
коробки с природными материалами (шишки, желуди, крылатки);
картинки с изображением диких и домашних животных, животных жарких стран.
. В данном центре представлены :
стол для экспериментирования с водой и песком, халатики;
природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.).
сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал;
емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито;
доступные приборы для наблюдений: лупы, детский микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы, набор стеклянных призм (для эффекта радуги, компас, бинокль.
часы механические, песочные, электронные; безмен.
зеркала для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта;
магниты;
вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками);
пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля;
коллекции тканей, бумаги, семян и плодов, перьев, растений (гербарий).
сложные схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.
В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых старшие дошкольники фиксируют сделанные выводы по результатам наблюдений.
Центр безопасности
Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.
Организация «Центра безопасности» в группе— это создание такой развивающей среды, которая способствовала бы активному освоению детьми ключевых знаний о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, о службах спасения:
дидактическое пособие «Безопасность жизнедеятельности»;
настольная игра «Город»;
куклы по профессиям (пожарный, полицейский);
дидактические игры по пожарной безопасности;
макет «Пожарная безопасность»;
обучающие карточки «Если ты остался дома один»;
мелкий транспорт, макет светофора, фигурки людей.
Центр «Безопасность» старшей группы оснащён необходимыми атрибутами, дидактическими играми:
полотно с изображением дорог, пешеходных переходов из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать;
мелкий транспорт;
макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор;
небольшие игрушки (фигурки людей);
карточки о правилах поведения на дороге;
лэпбук «Если с другом вышел в путь»;
плакат «Один дома»;
дидактические игры по пожарной безопасности, раскраски.
Центр познания
Центр организован с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т. е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.
В данном центре средней группы представлены следующие материалы и оборудование:
лото: «Кто где живет?», «Профессии», «Животные», «Овощи и фрукты»;
дидактические игры: «Ребятам о зверях», «Расскажи свою сказку», «В мире профессий», «Времена года», «Части суток», «Ассоциации», «Учимся сравнивать»;
кубики (16 частей) «Любимые герои сказок», «Животные», «Лунтик», «Маша и медведь»;
пазлы (крупные, средние, мелкие) «Любимые мультфильмы», «Логика», «Говорящие картинки»;
домино «Я считаю», «Цифры»;
мозаика (магнитная и обыкновенная);
рабочие тетради по математике, шариковые ручки, карандаши;
наборы геометрических фигур и букв;
счеты настольные, счетные палочки;
«Блоки Дьенеша»;
счетный материал;
набор кубиков с цифрами;
шашки, шахматы.
Центр «Познание» имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются материал, направленный на формирование у детей познавательного интереса, обогащения их опыта по познавательно-исследовательской деятельности:
счетный материал;
набор цифр и математических знаков для магнитной доски;
логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры В. В. Воскобовича «Геоконт», «Черепашки», «Игровизор», «Квадрат Воскобовича» (двуцветный, «Чудо–крестики», материалы Монтессори «Парочка», рамки-вкладыши, «Коричневая лестница», «Розовая башня», «Числовые штанги», «Чипсы и цифры»;
схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др. ;
рабочие тетради по математике;
геометрические тела;
наборы первоклассника;
линейки
набор карточек с изображением количества (от1 до5) и цифр;
часы с круглым циферблатом и стрелками.
Центр речевого развития
Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Основная задача, чтобы ребенок захотел говорить и выражать свои мысли. Данный центр представлен :
пособиями «Разноцветные камушки», «Шнуровки», «Сухой бассейн», «Массажные мячики» т. д.
дидактическим материалом, направленным на развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика в альбомах на звуки; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках);
пособиями для развития дыхания (разноцветные шарики; «Чудеса в бутылке; бумажные снежинки; вертушки; и т. д.);
тематическими альбомами и играми для обогащения словарного запаса, играми и пособиями для формирования грамматического строя, а также связной речи;
настольно-печатными играми, способствующие развитию речи.
пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т. д.)
пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, прищепки, трафареты)
игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам);
серии сюжетных картинок;
магнитная доска; наборы магнитных букв;
игры для совершенствования грамматического строя речи («Назови ласково», «Один-много», «Составь слово из двух», «Добавь слово»).
В Центре «Речевого развития» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
пособия для воспитания правильного физиологического дыхания: «Мыльные пузыри», надувные игрушки, «Сдуй цветочки с тарелочки», «Сдуй снежинки с варежек», «Осьминожка»;
материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты);
игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков», пособие М. Монтессори «Начало, конец, середина» и др.);
игры на развитие связной речи, грамматического строя речи, звукопроизношения: подскажи словечко, что с начало, что потом; составь рассказ, подбери слово к схеме, четвертый лишний, узнай по контуру;
альбомы на закрепление обобщающих понятий.
Центр книги
Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей и реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иными литературными формами. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.
Также в центре книги находятся различные дидактические игры по развитию речи, различные виды образно-символического материала: наборы картин, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д.
Неотъемлемым атрибутом книжного уголка является «Книжкина больница», которая необходима в каждой группе для ремонта книг.
Данный центр содержит:
открытую витрину для книг;
портреты писателей;
книги и энциклопедии;
книги – самоделки;
аудиозаписи разных сказок;
произведения фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, загадки);
детские журналы, газеты;
сюжетные и предметные картинки;
картотека для сюжетно-ролевой игры «Хочу все знать» (библиотека, с формулярами на каждого ребенка);
схемы для составления рассказов;
Центр книги – необходимый элемент развивающей среды в групповой комнате. В старшей группе он представлен :
стеллажом для книг, столом, двумя стульчиками;
детскими книгами по программе и любимыми книгами детей,
детскими журналам,
детскими энциклопедиями,
иллюстративным материалом.
Центр патриотического воспитания
Центр патриотического воспитания в младшей группе содержит:
альбом «Моя семья»;
альбом «Наши выходные»;
фотографии города Шебекино;
макет микрорайона, на котором расположен детский сад;
флаг, герб России;
Центр патриотического воспитания в средней группе содержит:
альбомы: «Наш детский сад», «Наша семья», «Наш город», «Наш край»;
предметы искусства Белгородчины и других регионов России;
предметы одежды и быта;
стихи о родном городе, рассказы;
флаги, гербы районов Белгородской области, России;
фото президента;
макеты: «Город Шебекино»,
макет «Детский сад»;
видео «Моя Родина», «Город Белгород»;
рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д. ;
куклы в национальных костюмах.
В патриотическом центре размещена государственная символика родного города, Белгородской области и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д.
Данный центр содержит:
альбомы «Знакомьтесь – моя семья», «Любимы город - Шебекино»; «Знаменитые земляки»; «Спортсмены Белгородской области», «Красная книга Белгородчины»;
стихи, рассказы о России, Белгороде, Шебекино.
флаг, герб Шебекино, Белгородской области, России;
фото президента;
видеозаписи «Город Шебекино, милый город», «Природа родного города»;
куклы в национальных костюмах: Белогор и Белогорочка:
мини – музей «Белогорье», который направлен на развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств дошкольников на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей родного края. Образовательная предметно-развивающая среда, созданная в мини-музее, позволяет приобщать детей дошкольного возраста к нравственным и духовным ценностям русской культуры, привлечь родителей к возрождению традиций семейного воспитания.
Центре игровой деятельности
В игровом центре оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).
Материалы и оборудование:
контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Парикмахерская»;
контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Почта»;
контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Семья»;
контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Школа»;
контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Пограничники»;
контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Больница Доктора Айболита»;
контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Юный пешеход»;
контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Строители»;
контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Магазин»;
контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Библиотека»;
тележка продовольственная для магазина;
коляски для кукол, качели для кукол, сумка-переноска для кукол;
кухонный гарнитур (плита, мойка, стиральная машина);
гладильная доска с утюгами;
диван, дамский столик;
кухонный столик;
кукольная кровать, горшок;
комод с вещами для кукол, телефон ;
игрушечная посуда: набор чайной посуды (средний и мелкий, набор кухонной посуды (средний, набор столовой посуды (средний);
куклы в одежде мальчиков и девочек (средние);
комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол;
контейнер с бросовым материалом, предметами – заместителями;
набор овощей и фруктов (объемные муляжи);
сумки, корзинки, рюкзаки;
контейнер с сюжетно-ролевой игрой «Ателье»;
наборы столовой посуды (большого размера).
В Центре игровой деятельности оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их под свои игровые творческие замыслы. В группе имеются:
кукольная мебель: стол, стулья, диванчик, шкаф.
набор для кухни: плита, мойка, стиральная машина.
игрушечная посуда: набор чайной посуды (средний и мелкий, набор кухонной посуды (средний,набор столовой посуды (средний).
куклы в одежде мальчиков и девочек (средние).
коляски для кукол (2 шт.)
комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол.
атрибуты для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки и т. п.)
предметы-заместители.
набор мебели «Школа».
атрибуты для игр «Дочки-матери», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Повара», «Строители», «Зоопарк». Игры с общественным сюжетом :«Библиотека», «Школа», «Автосервис», «Морской порт», «Железнодорожная станция».
Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства.
Центр строительства и конструирования
Центр конструирования, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
Материалы и оборудование центра:
конструкторы с разными способами крепления, лего;
строительные инструменты (топот, пилка, молоток, плоскогубцы, ключи разных размеров);
конструктивные карты (поэтапного выполнения);
напольный строительный материал (пластмассовый и мягкий);
небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, динозавры, фантастические персонажи, макеты деревьев и кустарников);
машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран, корабль, лодка, самолет, вертолет, железная дорога, луноход;
ящик с мелкими предметами-заместителями, крупные куски ткани.
Дети знакомятся с различными материалами, осваивают сенсорные эталоны, закрепляют конструктивные навыки, учатся ориентироваться в пространстве. Кроме этого хочу перечислить еще ряд положительных факторов: развивается мелкая моторика, совершенствуется координация движений пальцев и кистей.
Центр строительства и конструирования, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Данный центр в старшей группе представлен :
крупным, средним и мелким строительным конструктором;
карточками с образцами построек;
конструкторы типа «Лего».
небольшими игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников).
Здесь расположен «Легоцентр». Играя в Легоцентре, дети не просто общаются, но и обмениватся советами о способах крепления, деталями, объединяют свои модели для создания более масштабной конструкции.
Центр музыки и театра
Центр музыки и театра - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей.
Он представлен детскими музыкальными инструментами (барабан, погремушки, бубен, дудочки, трещотка).
В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети — большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида театрами (кукольный, настольный, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно.
Материалы и оборудование центра музыки и театра в средней группе:
накидки, юбки, платки; костюмы разных персонажей;
головные уборы (фуражки, бескозырки, пилотки, каски, шляпы);
шапочки, ленты, кокошники, короны, колпаки;
музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, игрушечное пианино, бубен, губная гармошка;
демонстрационные карточки «Музыкальные инструменты»;
музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);
атрибуты к подвижным играм и к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т. д. ;
вязаный театр,
теневой театр;
настольный театр по сказкам (конусный, деревянный;
игрушки для настольного театра (кроватки, коврики, стульчики, посуда, ширма мини комнаты, шкафчики);
театр масок;
звуки леса, природы;
музыкально-дидактические игры;
театр ложек.
В старшей группе данный центр включает в себя:
ширму для настольного театра;
костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок;
куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный (куклы би-ба-бо, настольный, пальчиковый);
атрибуты для теневого театра;
набор масок (сказочные, фантастические персонажи);
корону,
музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, игрушечное пианино, бубен, гармошка, гитара, маракасы, колокольчики;
телевизор с флеш носителем;
флешкарта с видео- и аудиозаписью детских песенок, музыки М. Глинки, П. Чайковского, Р. Шумана, В. Моцарта, С. Прокофьева, Л. Бетховена, С. Рахманинова и др. ;
нетрадиционные музыкальные инструменты.
Центр двигательной активности
Центр содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное, изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни. Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
Материалы и оборудование центра в средней группе:
резиновые мячи;
обручи малого диаметра;
скакалки, бубен;
флажки, мешочки с песком;
ленточки, косички, платочки;
медали и шапочки для подвижных игр;
кегли;
кольцеброс напольный (жираф);
бадминтон;
клюшки и шайбы;
дорожка здоровья гусеница для прыжков (с чередованием одной и двух ног);
дартц на липучке;
конусы для эстафет
картотека утренней гимнастики, подвижных игр;
массажные рукавички;
детские гантели.
Центр двигательной активности содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное:
мячи большие, малые, средние;
обручи;
толстый шнур;
флажки;
гимнастические палки;
кольцеброс;
кегли;
мишени на ковролиновой основе с набором мячиков на «липучках» ;
детская баскетбольная корзина;
длинная и короткая скакалки;
бадминтон;
мешочки с грузом (малый и большой);
гантели детские;
массажные коврики.