Мария Александровна Соловьева
Создание развивающей образовательной среды для детей с ОВЗ в рамках реализации программы по психомоторной коррекции
Доклад
«Создание развивающей образовательной среды
для детей с ОВЗ в рамках реализации программы
по психомоторной коррекции
с целью создания условий для социализации
и индивидуализации».
Подготовила учитель-логопед МБОУ «Лицей»
Соловьева М. А.
г. о. Протвино, 2023
Публикация «Создание развивающей образовательной среды для детей с ОВЗ в рамках реализации программы по психомоторной коррекции» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Психомоторная коррекция – это методика воздействия на сенсомоторный уровень, который является базой для формирования высших психических функций (внимания, памяти, речи). Через различные виды движений создаются базовые предпосылки для полноценного освоения процессов чтения, письма, счёта.
Комплексная методика психомоторной коррекции, учитывая общие закономерности онтогенеза, воздействует на сенсомоторный (базальный) уровень и активизирует развитие всех высших психических функций (ВПФ, в т. ч. речи.
Автор методики «Психомоторная коррекция» - К. П. Н. Анна Владимировна Семенович. Методологически «Психомоторная коррекция» опирается на современные (по Александру Романовичу Лурия) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе, а методически – на адаптированный вариант базовых телесно-ориентированных, театральных и иных психотехник применительно к детскому возрасту.
Методика представляет собой трё хуровневую систему:
1. Уровень активизации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов (уровень ощущений и управления собственным телом).
Дисфункции, возникающие на этом уровне, проявляются в быстрой истощаемости, мышечных дистониях, треморе, общей неловкости.
Базовыми упражнениями этого уровня являются:
• дыхательные упражнения. Универсальным приёмом является обучение ребёнка четырёхфазному дыханию (вдох – задержка – выдох - задержка). Следующим этапом в освоении дыхательных упражнений является соединение дыхания и вокализаций, движения рук, ног, глаз.
• стимулирующие упражнения (хлопки, самомассаж головы, пальцев рук, ушей.
• релаксационные упражнения с подключением различных сенсорных каналов (музыка, запахи).
• упражнения, направленные на оптимизацию тонуса (упражнения «огонь – лёд», «росток», «потянулись – сломались»).
• работа с локальными мышечными зажимами:
Лёжа на спине («растяжки», «велосипед», «качалка», «брёвнышко», ползанье на спине.
Лёжа на животе («лодочка», ползанье на животе, на четвереньках).
Сидя («бабочка», «лягушка»).
Стоя (разминочные упражнения для шеи, плеч, рук, корпуса, ног).
• Упражнения, направленные на повышение устойчивости (перенос веса тела с одной ноги на другую, приседания без отрыва пяток от пола, выпады на одну ногу).
• Работа с патологическими ригидными установками («развязка» синкинезий). Синкинезии - непроизвольные сопутствующие движения при выполнении произвольных движений.
Достигается путём первоначальной фиксации одних органов (рук, языка) и движения других (глаз, затем осуществляются однонаправленные и разнонаправленные движения.
Сначала отрабатываются глазодвигательные упражнения (лёжа, сидя, стоя) вверх, вниз, в стороны, далеко, близко; опознавание нарисованных в воздухе фигур, букв, цифр.
• Развитие целостного образа тела : индивидуальные, парные и групповые упражнения и игры («насос и колесо», «рыбки и водоросли», «броуновское движение»).
Развивающая образовательная среда предполагает наличие:
- опорных схем для выполнения дыхательных упражнений и глазодвигательных упражнений;
- фонограмм музыкальных композиций для подключения слухового анализатора;
- контейнеров с ароматическим материалом (ваниль, корки цитрусовых, кофе и т. п.);
- коврики для выполнения упражнений в положении лежа;
- балансировочные доски и надувные балансиры.
2. Уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром (уровень владения телом и пространством).
Дисфункции, возникающие на этом уровне, проявляются в недостаточно точных движениях, несформированности пространственных представлений.
Базовыми упражнениями этого уровня являются:
• упражнения, направленные на развитие чувства ритма (повтор ритмического рисунка руками, ногами, голосом, музыкальными инструментами).
• развитие перцептивных и мнестических возможностей. Это задания с переводом из одной модальности в другую (тактильная, зрительная, слухоречевая, например, «волшебный мешочек» и задания на запоминание предметов, одежды на детях, места, занимаемого ребёнком в игре.
• формирование пространственных представлений:
• работа над схемой лица;
• работа над схемой тела;
• игры на знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив;
• игры на определение направлений в пространстве относительно своего тела;
• игры на определение собственного положения относительно других объектов;
• игры на определение положения предметов относительно друг друга;
• игры на понимание и употребление предлогов, выражающих пространственные отношения;
• Расширение диапазона движений:
• Динамическая организация двигательного акта (серии движений) например, «цыганочка», «ладушки», «снежный ком».
• Формирование реципрокных сенсомоторных взаимодействий (сочетанные движения рук, ног, глаз и языка при фиксированной позиции головы и туловища, при этом упражнения проводятся лёжа, сидя, на четвереньках, стоя.
• Рисование в воздухе, на доске двумя руками в одну сторону и зеркально (вертикальные, горизонтальные, наклонные, круги, овалы, знак бесконечности.
Игры «зеркало», «тень», этюды по согласованным движениям «пилка дров», перемотка ниток», перетягивание каната».
• Развитие общей (телесной) и ручной ловкости (броски мяча в цель, целевые прыжки, бег с изменением направления, упражнения с гимнастической палкой)
• Развитие внимания, памяти (игры с условным сигналом, игры на преодоление двигательного стереотипа с несколькими условными сигналами, например, «4 стихии»).
Развивающая образовательная среда предполагает наличие таких элементов как:
- клавесы, деревянные ложки и т. п. музыкальные инструменты для формирования умения воспроизводить ритм;
- различные сенсорные игры;
- схемы тела человека для формирования пространственных представлений в том числе;
- различные игры и пособия для формирования пространственных отношений;
- пособия (доски) для двуручного рисования;
- спортивный инвентарь (мячи, гимнастические палки, обручи и т. п.);
- игры для развития внимания и памяти (настольно-печатные, объемные и т. п.).
3. Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов (уровень программирования, регуляции и контроля собственной деятельности).
Дисфункции, возникающие на этом уровне, проявляются в несформированности произвольной саморегуляции, трудностях самоконтроля, отсутствии навыков совместных действий, эмоционально-личностной неадекватности.
Решение задач 3 уровня не является отдельной проблемой в психомоторной коррекции. В большей или меньшей степени необходимость произвольной регуляции есть при выполнении любой деятельности, любых произвольных движениях. Напомним, что у детей к произвольным относят движения, осуществляемые по устной команде.
На этом уровне через различные упражнения и игры отрабатываются правила игры, принятие ребёнком роли, формируются коммуникативные навыки (игры «тоннель», «сиамские близнецы», «слепой и поводырь», «тачка», «паровоз», «липучка» и др.).
Развитие произвольного внимания и памяти осуществляется через упражнения и игры, направленные на переключение, преодоление стереотипа, например, «запретная цифра», «запретное движение».
Система наказаний и поощрений – это необходимое условие закрепления данного уровня. Наказание: выбывание из игры, «скамья запасных», лишение поощрения. Поощрение: призы, похвала, привилегии в игре, роль ведущего.
Развивающая образовательная среда предполагает наличие картотеки различных игр по формированию произвольной регуляции, самоконтроля, а также игр, направленных на формирование коммуникативных навыков.
Критериями оценки эффективности разработанной системы работы с использованием методики психомоторной коррекции являются :
• повышение энергетического потенциала, оптимизация тонуса
• повышение устойчивости внимания
• развитие чувства ритма
• развитие целостного образа тела
• формирование пространственных представлений
• формирование одновременных и реципрокных координаций
• улучшение социальных и коммуникативных возможностей
• повышение информированности родителей, их мотивации для закрепления полученных знаний и умений дома.