Светлана Кулешова
«Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию ООП с учетом ФГТ.»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение -детский сад комбинированного вида - детский сад комбинированного вида
№15 «Солнышко»
Консультация для педагогов
Тема:
«Создание предметно -
обеспечивающей реализацию
ООП с учетом ФГТ.»
Подготовила:
воспитатель
Кулешова СВ.
2012г
Публикация «„Создание предметно- развивающей среды, обеспечивающей реализацию ООП с учетом ФГТ,“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Поиск новых педагогических технологий, реализующих личностно -ориентированную модель взаимодействия педагога и ребёнка, заставил по - новому посмотреть на функции предметной среды.
Роль развивающей среды хорошо представляется с позиции её функций и принципов построения. Основные из них — организующая, воспитывающая и развивающая, т. к. они наиболее привлекательны для практического создания развивающей среды.
Организующая функция имеет в своей основе цель предложить ребёнку разнообразный материал для его участия в разных видах деятельности. Развивающая среда становится толчком для выбора ребёнком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интересам, потребностям или формировать эти интересы своим видом и содержанием.
Воспитывающая функция среды состоит в том, что её правильное наполнение и построение должны быть сориентированы на создание воспитателе Цх ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять ;vi>e, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Сама среда является центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.
Развивающая функция - главная и ведущая, поэтому среда каждого вида деятельности по своему содержанию должна соответствовать «зоне актуального» развития самого слабого (именно в этом виде деятельности) и «зоне ближайшего» развития самого сильного (в этом же виде деятельности) в группе ребёнка. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит посильный каждому ребёнку материал, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим подразумевая развитие.
Чтобы среда выполняла названные основные функции и ряд других, педагог должен при её проектировании и создании ориентироваться на принципы : принцип целесообразности и рациональности, поскольку он создаёт атмосферу удобства и комфорта для каждого ребёнка в отдельности, для всех детей в целом, для взрослых, находящихся вместе с детьми, и для каждого предмета, обеспечивающего среду. Каждая вещь в группе должна выполнять рвою функцию, не мешать другим делать свое дело. Таким образом, принцип рациональности и целесообразности - это удобство, простор, элегантность и воздушность помещения; принцип доступности и открытости продиктован особенностями развития ребёнка, который ведёт себя по принципу «вижу - действую». Выбор ребёнка может состояться только в том случае, если перед ним будет открыто всё, принцип проектирования и построения окружающего мира - соответствие развивающей среды возрасту детей. Это одно из наиболее значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретноговозраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны каждому отдельному ребёнку.
Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступеньки развития : во — первых, для детей, которые эти материалы ещё не освоили; во - вторых, для тех игр и занятий, которые возвращают детей к любимым игрушкам и предметам; в - третьих, для создания игровой ситуации, которая в более старшем возрасте почти не представлена игровым материалом, и все эти в прошлом значимые вещи сегодня выступают для детей побочным подспорным материалом.
В связи с этим принципом можно рекомендовать ориентироваться на такие показатели соответствия среды возрасту детей. Дети младшего возраста, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т. д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность.
Итак, в младшей группе игровая среда должна быть представлена богатым по содержанию и оформлению, следующим игровым оборудованием:
- Игрушки всех видов, разных размеров, из разных материалов, яркие, имеющих разнообразные признаки, свойства и качества;
- Комплектами атрибутов ко всем творческим играм данного возраста;
- Разнообразное, соответствующее возрасту и росту детей собственно игровое оборудование.
Возраст от 3 - 4 лет - это период физического укрепления, быстрого развития психики и начала формирования основных черт личности ребёнка. Обстановка в младшей группе детского сада должна быть прежде всего комфортной и безопасной для ребёнка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственное изменение обстановки (особенно дети 3 года жизни, они предпочитают стабильность в этом отношении. Не советуют часто переставлять оборудование, лучше тщательно спланировать обстановку в помещении до прихода детей. Дети младшей группы ещё не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом, но не вместе. Отводить место для одновременной деятельности не более 2-3 детей, а также учитывайте возможности организации совместной деятельности, поскольку взрослый - основной партнёр ребёнка в играх и занятиях. У младших детей активно развивается двигательная деятельность, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем движения плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты реакции, увёртливости, поэтому пространственная организация среды должна учитывать для ребёнка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения. Для стимулирования двигательнойактивности желательно поставить в групповой комнате горку со ступеньками и пологим спуском, укрепить оборудование для пролезания, подлезания, перелелезания. Для малышей надо иметь 2-3 очень крупных, ярких надувных мяча и несколько мячей меньших размеров.
В этом возрасте закладывается база для развития интеллекта - сенсорные способности ребёнка. Поэтому предметная среда группы должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Предметы желательно подбирать чистых цветов, четкой и несложной формы, разных размеров, они должны быть выполнены из разнообразных материалов (но безопасных для здоровья). Хорошо если можно извлекать из предметов звуки, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость) прозрачность, твёрдость или мягкость и другие свойства.
Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, крупные игрушки. Для них основной толчок к активному действию — внешний стимул. Поэтому необходимо размещать материалы на открытых полках, а сами материалы должны быть внешне привлекательными, яркими, броскими довольно часто их нужно менять (не реже одного раза в неделю, не следует выкладывать сразу все материалы, в этом случае выбор игры для ребёнка затрудняется, а наведение порядка на полках потребует слишком много времени и усилий. Те же материалы, которые в ближайшее время не будут востребованы, лучше хранить не в группе, а в подсобных помещениях -раздевалке, кладовке.
Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал, разнообразные большие коробки, покрашенные в разные цвета или оклеены цветной бумагой - материал бесконечной привлекательности для ребёнка, предоставляющий ему возможность изменять и выстраивать пространство по своему желанию. Эти материалы привлекательны и для мальчиков, и для девочек, их наличие в группе необходимо.
Рекомендуется в младшей группе отводить место для игр с песком, водой, глиной, красками. Эти игры требуют специального оборудования. Материалы для таких неопрятных» игр лучше размещать, ближе к источнику воды; обязательно в этом месте нужно постелить пластиковый ковер, иметь несколько комплектов защитной одежды (халатики, нарукавники). В коробку, в контейнер или на полку поставьте необходимые предметы : емкости для переливания воды, мелкие резиновые надувные игрушки, игрушки - забавы для игр с водой, шарики для пинпонга, паралоновые губки, формочки, ведёрки и др.
Обязательно в группе должны быть материалы для режиссё рских и театрализованных детских игр: мелкие игрушки, плоскостные фигурки животных, людей, сказочных персонажей: для проведения развлечений с детьми - теневой и плоскостной театры, перчаточные куклы. Маленький ребенок познает не только окружающий предметный и природный мир, но и людей, в том числе себя. В группе надо иметь места, где крепятся фотографии, картинки, на которых изображены люди разного возраста, пола, с выражением эмоциональных различных состояний (грустные, веселые, смеются, плачут, с разной внешностью (прическа, одежда, обувь); можно вывешивать фотографии детей группы и их семей. Очень полезно иметь в группе зеркало, чтобы малыши могли видеть себя, наблюдать за своими движениями, мимикой, внешним видом (маленькие дети забывают о слезах, когда видят свое отражение в зеркале). А уголок ряженья позволит ребенку направленно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая, себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.
Основными компонентами предметно - развивающей среды в группе являются центры развития детей. Данные центры служат основой реализации программного содержания всей воспитательно - образовательной работы с детьми. Каждый центр имеет свое название: центр игры и игрушек, центр детского творчества, в котором изобразительная деятельность в свободное время и беседы об искусстве сочетаются с театрализованными играми, сопровождаются музыкой, центр познавательно -исследовательской деятельности, главным назначением которого является организация ситуаций удивления под девизом «Удивление - надежная тропка мышления». Удивляясь, ребенок начинает мыслить и познавать; центр двигательной активности; центр речевой деятельности оборудован библиотекой, в которой представлены сказки и картинки в достаточном количестве. Также важно учитывать, что если в группе преобладает количество мальчиков, то необходимо иметь больше игрушек для их игровой деятельности и наоборот.
Таким образом, развивающая среда должна рассматриваться как система, представляющая собой обогащающий фактор детского развития : «Жизненная среда может и должна воспитывать ребенка, служить фоном и посредником в личностно развивающем взаимодействии со взрослыми и другими детьми.
При формировании предметно - развивающей среды необходимо опираться на рекомендации Департамента образования и науки администрации краснодарского края, а также учитывать требования СанПина. На подоконниках в групповых не следует размещать широколистные цветы, снижающие уровень естественного освещения, цветы, превышающие высоту 15 см (от подоконника).(7.6)
Спальни оборудуют стационарными кроватями: длина кровати для детей 3-7 лет составляет 140 см, ширина - 60см, высота — 30см. Кровати расставляют с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами - 0,65, от наружных стен - 0,6, от отопительных приборов - 0,2, между изголовьями - 0,3. (6.14)
Туалетное помещение делят на умывальную зону и зону санузлов. В умывальной зоне размещены детские умывальники (4) и душевой поддон с доступом с 3-х сторон Для проведения закаливающих процедур (высота установки поддона -0,3м; высота установки умывальников для детей младшей группы от пола до борта прибора -0,4м. (6.18; 6.18.2; 6.21)
В туалетном помещении установлены настенные или напольные вешалки с индивидуальными ячейками для полотенец; хозяйственные шкафы с закрывающимися дверцами. (6.24)