Светлана Гартман
«Современный урок (занятие) с использованием ИКТ» «Удивительный мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования
Администрации Киселёвского городского округа
Муниципальное автономное
Дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 46 компенсирующего вида»
С. О. Гартман
«Удивительный мир насекомых»
(конспект непосредственной образовательной деятельности)
Анотация
Составитель: С. О. Гартман воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 46 компенсирующего вида»
Публикация «„Современный урок (занятие) с использованием ИКТ“ „Удивительный мир насекомых“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
«Удивительный мир насекомых» конспект непосредственно образовательной деятельности для логопедов, педагогов дошкольных образовательных учреждений. – Киселевский городской округ: 2012 г.
В предлагаемом конспекте непосредственной образовательной деятельности в основу положен материал по теме «Насекомые» с использованием мультимедийной презентации, направлен на продолжение знакомства детей с особенностями жизни насекомых, с природными взаимосвязями, а также, на экологическое воспитание.
При создании презентации, использовались картинки с изображением насекомых, для текста подбирались короткие фразы, крупный шрифт и хорошо читаемые сочетания цвета и фона, чтобы было интересно играть, все рисунки, фотографии насекомых, фоновые картинки с персонажами подбирались яркими, весёлыми, понятными, интересными и привлекательными для детей. В конспекте непосредственной образовательной деятельности применялись дидактические игры, упражнения, загадки.
Новизна данной образовательной деятельности – в использовании подачи материала через ИКТ, т. е. мультимедийная презентация. Правильно подобранные задания и видеоматериалы, демонстрируемые с помощью мультимедиатехники, способствуют повышению мотивации детей к занятиям. Общение с ПК вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Передача информации идёт в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога.
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в старшей группе
Воспитатель С. О. Гартман
Тема: «Удивительный мир насекомых»
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому – что.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
• Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
• Развивать зрительную и слуховую память.
• Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
• Развивать связную речь.
• Развивать образность речи.
• Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
• Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
• Развивать общую моторику, координацию.
• Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.
Словарь: насекомые, бабочка, пчела, кузнечик, муравей, божья коровка, стрекоза, муха, богомол, гусеница, жук, олень, жук – солдатик, моль, паутина, стрекочет, ползает, муравейник, воробей, воск, мёд, легкокрылая, опыляют цветы, хищные, микробы, летать,
жужжать, пищит, скакать, порхать, разноцветные, усики, грудь, брюшко, улей, поляна, лесная, нектар, пыльца.
Оборудование: Презентация с использованием картинок насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, божья коровка, стрекоза, мяч, иллюстрация воробей, дидактическая игра «Четвёртый лишний» (подбор наглядного материала).
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в старшей группе
Воспитатель С. О. Гартман
Тема: «Удивительный мир насекомых»
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! К нам в гости прилетел воробей, но какой то он обеспокоенный, давайте его выслушаем.
1. Сюрпризный момент. (слайд 2)
Прилетает воробушек и предлагает детям послушать необычную историю.
Воробушек. Недавно я летал над лугом, над полянкой в лесу и встретил удивительные существа – у них 6 ног, голова с усиками, грудь и брюшко. Они такие красивые: одни были коричневые, другие рыжеватые, а третьи почернее; их было так много, что я их не успел сосчитать. Эти необычные букашки таскали какие-то соломинки, траву к себе на гору. Некоторые были с крыльями: такие разноцветные, красивые, и все садились на цветы. Я залюбовался, стоя возле цветка, вдруг как зажужжит что-то над головой – и шасть в цветок. Я так испугался, отскочил. Вдруг как прыгнет что-то зеленое из-под ног, и в траву, а на травинке ползает красненькое, маленькое, с черными пятнышками. Я хотел его взять, но тут опять что-то загудело над ухом и как укусит за лапку – я так испугался и улетел. Это были не иначе как дикие звери. Я успел их сфотографировать и принес вам фотографии. Это произошло со мной летом. Сейчас я еще раз хотел их посмотреть, но никого не нашел.
Воспитатель:
- Давайте поможем нашему воробушку разобраться кого же он видел! А для этого нам с вами нужно оказаться на полянке в лесу летом, начинаем наше путешествие, скажем волшебные слова:
Раз, два, три - покружись-
На лесной поляне окажись.
(дети кружатся вокруг себя) (на экране изображение поляны слайд 3)
- Посмотрите, на полянке никого нет, но лежат фотографии от воробья, давайте посмотрим их, для этого нужно отгадать загадки и увидим кто же появится на полянке:
2. Загадки. Беседа по теме.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, картинки появляются на экране.
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее (стрекоза).
Воспитатель:
- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку? (слайд 4)
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее. (пчела).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела? (слайд 5)
Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей? (слайд 6)
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Воспитатель:
- Какие слова вам подсказали, что это бабочка? (слайд 7)
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка).
Воспитатель:
- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка? (слайд 8)
Целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки
Наш зелененький … (кузнечик)
Воспитатель:
- Какие слова вам подсказали, что это кузнечик? (слайд 9)
- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
- Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
- А паук – это насекомое?
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
- Назовите полезных насекомых. (бабочка, пчела, муравей.)
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
- Назовите вредных насекомых. (Муха – разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)
- Молодцы все загадки отгадали, продолжим наше путешествовать.
Физкультминутка «Кузнечики»
Поднимайте плечики,
(дети поднимают плечи)
Прыгайте, кузнечики.
(дети прыгают)
Прыг-скок, прыг-скок.
(дети прыгают)
Сели, травушку покушали,
(дети остановились, сели).
Тишину послушали.
(дети сидят, слушают тишину)
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
(дети прыгают)
Воспитатель:
-Ай, ай, ай наш воробей рассыпал фотографии и они все перепутались, он очень расстроился и просит нашей помощи. Давай ему поможем.
3. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что». (слайд 10, 11, 12).
Воспитатель:
- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
• Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
• Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
• Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.
Воспитатель:
- Молодцы! Помогли воробью!
4. Игра «Посели в домик». (слайд 13)
Воспитатель:
- Кажется начинается дождик, бедные насекомые промокнут, опять нужно наше участие.
Ребята! А давайте найдём домик нашим «братьям меньшим!»
-Кто изображён на картинке?
- Где домик муравья?
- Где обитает пчела?
- Где живёт бабочка?
- Где живёт паук?
- Как вы быстро справились с заданием! (Молодцы)
5. Упражнение «Назови ласково» (слайд 14)
-Стрекоза- стрекозка,
- жук –…
- паук -….
- комар- ….
- пчела -….
- муха -…
- таракан -….
Воспитатель:
-Молодцы! Посмотрите на нашу полянку, насекомые, которых сфотографировал наш воробей, вернулись. Посмотрите, какое большое разнообразие. (слайд 15) Воробей, благодарит вас, за то, что ещё раз увидел этих удивительных насекомых.
.
6. Дидактическая игра с мячом «Закончи предложение»
Воспитатель:
-Воробей предлагает вам размяться, и поиграть в игру при помощи мяча.
(дети отвечают на вопросы воспитателя при помощи мяча)
- Майский жук большой, а божья коровка (маленькая).
- У майского жука крылья короткие, а у стрекозы (длинные).
- У жука усы толстые, а у бабочки (тонкие).
- У шмеля спина широкая, а у водомерки (узкая).
- Шмель жужжит, а кузнечик (стрекочет).
- Гусеница ползает, а бабочка (летает).
- Пчёлы летают, а паук (ползает).
- Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка (нет).
- Пчёлы живут в ульях, а муравьи (в муравейнике).
- Бабочка питается нектаром цветов, а паук (мухами).
Воспитатель: Молодцы! (слайд 16)
7. Итог занятия.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли ещё раз увидеть воробью насекомых. Насекомые вас всех благодарят.
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад.
- А если бы у вас была такая возможность превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?
- Какая игра вам больше всего понравилась?
- Вы все сегодня были молодцы!
8. Релаксация. «Порхание бабочки»
Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.
Закройте глаза и представьте себя насекомыми.
Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки. (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к. (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.
Источники информации:
1. Насекомые. Энциклопедия природы России. — М. : ABF. 560 с.
2. Насекомые — статья из Большой советской энциклопедии
3. Морозов В. П. Занимательная биоакустика. Изд. 2-е, доп., перераб. — М. : Знание, 1987. — 208 с. + 32 с. вкл. — С. 36-42
4. А. М. Гиляров: Насекомых на Земле не более 5 миллионов видов
5. Бей-Биенко Г. Я. Общая энтомология. Учебник для университетов и сельхозвузов. 3-е изд., доп. Москва: Высшая школа, 1980. 416 с.
6. www.muhi-buki.ru
7. https://www.focus.ua
8. https://baginya.org
9. https://www.logo-naki.ru
10. https://rostov.tiu.ru
11. https://kp.ru