Получи документы

Современные технологии и профстандарт педагога-логопеда

Русакова Ольга
Современные технологии и профстандарт педагога-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

МАОУ «Устанская СОШ»

Тема ММО № 1: «Современные технологии коррекционного образования в условиях реализации ФГОС ДО (ФГОС НОО) и профессионального стандарта педагога».

2023

Тема ММО № 2: Современные технологии коррекционного образования в условиях реализации ФГОС ДО (ФГОС НОО) и профессионального стандарта педагога».

«В 21 веке безграмотным считается уже не тот,

кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет

учиться, доучиваться и переучиваться. "

(Э. Тоффлер)

1. ФГОС ДО и ФГОС НОО. Профстандарт педагога.

Публикация «Современные технологии и профстандарт педагога-логопеда» размещена в разделах

На современном этапе развития науки и практики происходит серьезная трансформация в системе как дошкольного, так и школьного образования, обусловленная объективной потребностью общества и педагогического сообщества в целесообразном изменении содержания, функций и структуры образовательной системы. При этом основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного (школьного) образования является поиск и освоение технологий, моделей, способствующих качественным изменениям в деятельности образовательной организации (ДОО, ОУ) в структуре образовательного комплекса.

Актуальность выбранной тематики обусловлена необходимостью освоения и реализации ФГОС каждым современным педагогом с одной стороны и недостаточной готовностью большинства из них к успешной их реализации в своей педагогической и коррекционной деятельности, с другой.

Что такое ФГОС ДО?

Многие прошли курсы по внедрению ФГОС в систему ДО и знают, что с 17.10.2013. в силу вступил Приказ Министерства образования и науки РФ N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (с изменениями и дополнениями) от: 21 января 2019 г., 8 ноября 2022 г. - это важнейший нормативно-правовой акт, который направлен на:

- на повышение статуса и развитие дошкольного образования РФ;

- для сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

Изучая его вы знаете, ФГОС обеспечивает:

… государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

ФГОС, как и стандарты всех уровней образования в РФ, включает в себя совокупность требований:

1) К структуре образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему.

2) К условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

3) К результатам освоения основных образовательных программ.

Требования ФГОС ДО к условиям реализации Федеральной основной образовательной программы дошкольного образования (ФООП ДО) :

• Требования к психолого-педагогическим условиям.

• Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

• Требования к материально-техническим условиям.

• Требования к кадровым и финансовым условиям.

Содержание логопедической работы в соответствии с ФГОС ДО.

По ФГОС, работа учителя-логопеда в дошкольных образовательных учреждениях направлена на коррекцию недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на индивидуально-ориентированную педагогическую помощь воспитанникам с учетом особенностей их психологического и физического развития. Она включает следующие компоненты:

профилактику речевых дефектов;

• мониторинг детей, диагностику проблем с речью;

• коррекцию речевых нарушений;

• формирование всех компонентов детской речи;

• развитие невербальных психических функций;

• развитие эмоционально-волевой сферы;

• формирование нравственных установок.

Что такое ФГОС НОО?

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”.

Изучая его, вы знаете, ФГОС обеспечивает:

единство образовательного пространства Российской Федерации, в том числе единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания, с целью реализации равных возможностей получения качественного начального общего образования;

преемственность образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования;

вариативность содержания образовательных программ начального общего образования (далее - программы начального общего образования, возможность формирования программ начального общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

государственные гарантии обеспечения получения качественного начального общего образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации программ начального общего образования и результатам их освоения;

личностное развитие обучающихся, в том числе духовно-нравственное и социокультурное, включая становление их российской гражданской идентичности как составляющей их социальной идентичности, представляющей собой осознание индивидом принадлежности к общности граждан Российской Федерации, способности, готовности и ответственности выполнения им своих гражданских обязанностей, пользования прав и активного участия в жизни государства, развития гражданского общества с учетом принятых в обществе правил и норм поведения;

физическое воспитание, формирование здорового образа жизни и обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

формирование у обучающихся системных знаний о месте Российской Федерации в мире, ее исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, вкладе страны в мировое научное наследие и формирование представлений о современной России, устремленной в будущее;

развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно-технологического развития страны, овладение ими современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ, расширение возможностей индивидуального развития обучающихся посредством реализации индивидуальных учебных планов;

освоение обучающимися технологий командной работы на основе их личного вклада в решение общих задач, осознание ими личной ответственности, объективной оценки своих и командных возможностей;

сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализацию права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации;

развитие форм государственно-общественного управления;

расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний, использование различных форм организации образовательной деятельности обучающихся;

развитие культуры образовательной среды организаций, реализующих программы начального общего образования (далее - Организации).

Требования ФГОС НОО к условиям реализации Федеральной основной образовательной программы начального общего образования (ФООП НОО) включают:

общесистемные требования;

требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению;

требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.

Содержание логопедической работы в соответствии с ФГОС НОО.

Логопедическая работа в начальной школе направлена, в первую очередь, на

помощь детям, у которых есть трудности в освоении навыков письма, чтения. Своевременная и эффективная коррекционная работа предупреждает или сводит к минимуму сложности в учебе и жизни в целом, ведь, не владея устной и письменной речью, невозможно освоить ни один предмет школьной программы, успешно социализироваться.

Согласно ФГОС НОО, работа логопеда в школе должна включать

профилактические мероприятия для детей из группы риска с учетом их индивидуальных, возрастных, физиологических, психологических особенностей. Специалист участвует в разработке и реализации системы комплексной помощи детям с ОВЗ, создании специальных условий для их воспитания и обучения, составлении коррекционной части основной образовательной программы.

В условиях реализации ФГОС логопед должен организовывать свою работу с

учетом самоменеджмента. Это значит, что специалист сам управляет своей профессионально-педагогической деятельностью, процессом личностного, профессионального развития и совершенствования, в том числе выбирает логопедические методы, позволяющие оптимизировать рабочее время.

Профстандарт педагога.

1 сентября 2023 года вступил в силу Приказ Минтруда России от 13.03.2023 N 136н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.04.2023 N 73027).

Профессиональный стандарт педагога : документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории Российской Федерации.

Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки педагога и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация педагога складывается из его профессиональных компетенций.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

До этого момента, для этих педагогов не было четких профессиональных стандартов, а требования к их работе определялись ЕКС работников образования. Теперь профессиональная деятельность разбивается на несколько ключевых пунктов. Она включает в себя:

1. Организацию обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

2. Развитие и формирование личности учащихся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

3. Коррекцию, компенсацию и профилактику нарушений развития у учащихся.

4. Психолого-педагогическую поддержку родителей (законных представителей) учащихся.

Профстандарт предполагает обязательное применение в следующих случаях:

• При найме новых учителей-дефектологов и учителей-логопедов.

• При организации их обучения и аттестации.

• При разработке должностных инструкций.

Что это значит для образовательной среды?

Мы получаем ясное понимание того, каким, должен быть такой педагог и каковы у него будут трудовые функции в отношении детей разных возрастных и обучающихся категорий — дошкольников, учеников начальной, средней и старшей школы, дополнительного образования детей.

Важно, что профстандарт обозначает необходимость того, что базовое образование педагогов-дефектологов/логопедов должно быть педагогическим или психологическим.

Что это значит для родителей?

Уровень подготовки работающих с детьми с трудностями в обучении будет высоким и надежным. Коррекцией детей будут осуществлять согласно профессиональным функциям и образовательным задачам. Это повысит ответственность руководства школ и садов, но и облегчит им задачу при рассмотрении кандидатов для работы с детьми.

2. Современные инновационные технологии.

В коррекционно-образовательном процессе с детьми, так и в работе с педагогическим составом и родителями необходимо применение современных инновационных технологий. В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными (инновационными) коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности, т. к. модернизация образования невозможна без качественных изменений в её структуре.

«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

Инновация как процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т. п.). Данный процесс характеризует поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.

Педагогическая инновационная технология представляет целенаправленное изменение, вносящее в образовательное пространство (среду) стабильные элементы (новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

К числу современных образовательных технологий можно отнести :

Технология развивающего обучения (образовательная программа ДОУ).

Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действия, на познание, на новое. К ним относятся развивающая среда ОУ, программы.

Здоровьесберегающие технологии (Су-джок терапия, ритмопластика, динамические паузы,

подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая, ортопедическая, игротреннинги и игротерапия и др.).

Технологии проектной деятельности.

Технология исследовательской деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии (интерактивная технология в ОУ, технология ИКТ).

Технология проблемного обучения – ОТСМ (общая теория сильного мышления)-ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) - РТВ (развитие творческого воображения).

ОТСМ-ТРИЗ-РТВ – чётко структурированная и алгоритмизированная технология, в содержание которой входят разнообразные методы, творческие задания и игры, способствующие развитию воображения, речи, формированию сильного мышления, воспитанию творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

Технология разноуровневого обучения (обучение каждого на уровне

его возможностей, способностей, а также адаптации обучения к особенностям

различных групп обучающихся).

Личностно-ориентированные технологии.

Цель данной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

Технология портфолио как ребенка, так и педагога.

Игровая технология (технология имитационного моделирования и др.).

Коррекционные технологии.

Их целью является снятие психоэмоционального напряжения у детей.

- Технологии дифференцированного обучения.

- Технологии логопедического обследования.

- Технологии коррекции звукопроизношения.

- Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

- Технологии логопедического массажа.

- Технологии развития лексико-грамматической стороны речи.

- Технологии развития связной речи.

- Игровые технологии.

- Технологии профилактики дисграфии и дислексии.

- Нетрадиционные технологии.

- Технология моделирования (наглядные пособия при постановке звуков, при развитии связной речи).

Виды: сказкотерапия, цветотерапия, литотерпия (лечение камнями, музыкальная терапия (технология развития эмоциональной отзывчивости к музыке в процессе её слушания, нейротерапия, фитотерапия,арт-терапия (музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах); песочная терпия, кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориентированная терапия, логоритмика, психогимнастика); мнемотехника; креативная игротерапия (песочная терапия) и др.

Технология интегрированного занятия.

Технологии эффективного взаимодействия с родителями.

Применение инновационных педагогических технологий способствует (ожидаемый результат) :

• Повышению качества образования.

• Повышению квалификации педагогов.

• Применению передового педагогического опыта и его систематизация.

• Использованию компьютерных технологий педагогами и воспитанниками.

• Сохранению и укрепление здоровья воспитанников.

• Повышению качества обучения и воспитания.

Использование современных инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом.

3. Обобщение опыта педагогов.

- Свой опыт работы по данной теме представит учитель-логопед МАДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад "Парус" Гребнева М. В.

- Следующее выступление учителя-логопеда МАОУ «Устанская СОШ» Русаковой О. В., просмотр логопедического занятия на тему: «Использование игровых технологий в работе по формированию предложно-падежных конструкций у детей младшего школьного возраста».

4. Итог.

Т. о., подводя итог всему вышесказанному, можно сказать следующее, что современное образование нуждается в новом типе педагога :

творчески думающим;

владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-

педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности;

умением прогнозировать свой конечный результат.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями, так как

создание технологии невозможно без творчества

Литература

• Кларин М. В. Технологический подход к обучению // Школьные технологии. – 2003. - № 5.

• Назарова Т. С. Педагогические технологии : новый этап эволюции?// Педагогика. – 1997. - № 3.

• Паранчер Н. Н. Моделирование авторской педагогической технологии - путь к творческому развитию педагога. // Школьные технологии. – 2003. - № 3.

• Подласый И. П. Где помогут технологии? // Школьные технологии. – 2003. - № 3.

• Селевко Г. К. Технологический подход в образовании // Школьные технологии. – 2004 - № 4.

• Столярова Л. Педагогика. - М. : Педагогическое общество России, 2005.

• Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М., 2005.

• Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике : обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995

Ресурсы:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации», ст. 10.

- Приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении

государственного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013г.

- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”.

- Приказ Минтруда России от 13.03.2023 N 136н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.04.2023 N 73027).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗСовременные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ Выступление из опыта работы подготовила: Гатауллина С. Т., педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 12 "Алтынчач" г. Дюртюли, Республика Башкортостан.

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Современные технологии обучения детей с ОВЗ «Современные технологии обучения детей с ОВЗ» Актуальность проблемы применения современных технологий в образовательном процессе вызвана.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Современные игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ С внедрением ФГОС в образовательный процесс в ДОУ на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Современные подходы к воспитанию и образованию в условиях школы: опыт, технологии, перспективыСовременные подходы к воспитанию и образованию в условиях школы: опыт, технологии, перспективы На современном этапе развития системы образования происходит смещение направленности с образовательной на воспитательную деятельность, делается.

Современные технологии обучения детей с ОВЗ Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Современные технологии обучения детей с ОВЗ». Актуальность проблемы применения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные технологии и профстандарт педагога-логопеда
Опубликовано: 29 мая 2024 в 10:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные технологии и профстандарт педагога-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Русакова Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД