Русакова Ольга
Современные технологии и профстандарт педагога-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
МАОУ «Устанская СОШ»
Тема ММО № 1: «Современные технологии коррекционного образования в условиях реализации ФГОС ДО (ФГОС НОО) и профессионального стандарта педагога».
2023
Тема ММО № 2: Современные технологии коррекционного образования в условиях реализации ФГОС ДО (ФГОС НОО) и профессионального стандарта педагога».
«В 21 веке безграмотным считается уже не тот,
кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет
учиться, доучиваться и переучиваться. "
(Э. Тоффлер)
1. ФГОС ДО и ФГОС НОО. Профстандарт педагога.
Публикация «Современные технологии и профстандарт педагога-логопеда» размещена в разделах
На современном этапе развития науки и практики происходит серьезная трансформация в системе как дошкольного, так и школьного образования, обусловленная объективной потребностью общества и педагогического сообщества в целесообразном изменении содержания, функций и структуры образовательной системы. При этом основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного (школьного) образования является поиск и освоение технологий, моделей, способствующих качественным изменениям в деятельности образовательной организации (ДОО, ОУ) в структуре образовательного комплекса.
Актуальность выбранной тематики обусловлена необходимостью освоения и реализации ФГОС каждым современным педагогом с одной стороны и недостаточной готовностью большинства из них к успешной их реализации в своей педагогической и коррекционной деятельности, с другой.
Что такое ФГОС ДО?
Многие прошли курсы по внедрению ФГОС в систему ДО и знают, что с 17.10.2013. в силу вступил Приказ Министерства образования и науки РФ N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (с изменениями и дополнениями) от: 21 января 2019 г., 8 ноября 2022 г. - это важнейший нормативно-правовой акт, который направлен на:
- на повышение статуса и развитие дошкольного образования РФ;
- для сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
Изучая его вы знаете, ФГОС обеспечивает:
… государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
ФГОС, как и стандарты всех уровней образования в РФ, включает в себя совокупность требований:
1) К структуре образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему.
2) К условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
3) К результатам освоения основных образовательных программ.
Требования ФГОС ДО к условиям реализации Федеральной основной образовательной программы дошкольного образования (ФООП ДО) :
• Требования к психолого-педагогическим условиям.
• Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
• Требования к материально-техническим условиям.
• Требования к кадровым и финансовым условиям.
Содержание логопедической работы в соответствии с ФГОС ДО.
По ФГОС, работа учителя-логопеда в дошкольных образовательных учреждениях направлена на коррекцию недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на индивидуально-ориентированную педагогическую помощь воспитанникам с учетом особенностей их психологического и физического развития. Она включает следующие компоненты:
• профилактику речевых дефектов;
• мониторинг детей, диагностику проблем с речью;
• коррекцию речевых нарушений;
• формирование всех компонентов детской речи;
• развитие невербальных психических функций;
• развитие эмоционально-волевой сферы;
• формирование нравственных установок.
Что такое ФГОС НОО?
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”.
Изучая его, вы знаете, ФГОС обеспечивает:
единство образовательного пространства Российской Федерации, в том числе единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания, с целью реализации равных возможностей получения качественного начального общего образования;
преемственность образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования;
вариативность содержания образовательных программ начального общего образования (далее - программы начального общего образования, возможность формирования программ начального общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
государственные гарантии обеспечения получения качественного начального общего образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации программ начального общего образования и результатам их освоения;
личностное развитие обучающихся, в том числе духовно-нравственное и социокультурное, включая становление их российской гражданской идентичности как составляющей их социальной идентичности, представляющей собой осознание индивидом принадлежности к общности граждан Российской Федерации, способности, готовности и ответственности выполнения им своих гражданских обязанностей, пользования прав и активного участия в жизни государства, развития гражданского общества с учетом принятых в обществе правил и норм поведения;
физическое воспитание, формирование здорового образа жизни и обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
формирование у обучающихся системных знаний о месте Российской Федерации в мире, ее исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, вкладе страны в мировое научное наследие и формирование представлений о современной России, устремленной в будущее;
развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно-технологического развития страны, овладение ими современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ, расширение возможностей индивидуального развития обучающихся посредством реализации индивидуальных учебных планов;
освоение обучающимися технологий командной работы на основе их личного вклада в решение общих задач, осознание ими личной ответственности, объективной оценки своих и командных возможностей;
сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализацию права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации;
развитие форм государственно-общественного управления;
расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний, использование различных форм организации образовательной деятельности обучающихся;
развитие культуры образовательной среды организаций, реализующих программы начального общего образования (далее - Организации).
Требования ФГОС НОО к условиям реализации Федеральной основной образовательной программы начального общего образования (ФООП НОО) включают:
общесистемные требования;
требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению;
требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.
Содержание логопедической работы в соответствии с ФГОС НОО.
Логопедическая работа в начальной школе направлена, в первую очередь, на
помощь детям, у которых есть трудности в освоении навыков письма, чтения. Своевременная и эффективная коррекционная работа предупреждает или сводит к минимуму сложности в учебе и жизни в целом, ведь, не владея устной и письменной речью, невозможно освоить ни один предмет школьной программы, успешно социализироваться.
Согласно ФГОС НОО, работа логопеда в школе должна включать
профилактические мероприятия для детей из группы риска с учетом их индивидуальных, возрастных, физиологических, психологических особенностей. Специалист участвует в разработке и реализации системы комплексной помощи детям с ОВЗ, создании специальных условий для их воспитания и обучения, составлении коррекционной части основной образовательной программы.
В условиях реализации ФГОС логопед должен организовывать свою работу с
учетом самоменеджмента. Это значит, что специалист сам управляет своей профессионально-педагогической деятельностью, процессом личностного, профессионального развития и совершенствования, в том числе выбирает логопедические методы, позволяющие оптимизировать рабочее время.
Профстандарт педагога.
1 сентября 2023 года вступил в силу Приказ Минтруда России от 13.03.2023 N 136н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.04.2023 N 73027).
Профессиональный стандарт педагога : документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории Российской Федерации.
Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки педагога и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация педагога складывается из его профессиональных компетенций.
Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
До этого момента, для этих педагогов не было четких профессиональных стандартов, а требования к их работе определялись ЕКС работников образования. Теперь профессиональная деятельность разбивается на несколько ключевых пунктов. Она включает в себя:
1. Организацию обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Развитие и формирование личности учащихся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
3. Коррекцию, компенсацию и профилактику нарушений развития у учащихся.
4. Психолого-педагогическую поддержку родителей (законных представителей) учащихся.
Профстандарт предполагает обязательное применение в следующих случаях:
• При найме новых учителей-дефектологов и учителей-логопедов.
• При организации их обучения и аттестации.
• При разработке должностных инструкций.
Что это значит для образовательной среды?
Мы получаем ясное понимание того, каким, должен быть такой педагог и каковы у него будут трудовые функции в отношении детей разных возрастных и обучающихся категорий — дошкольников, учеников начальной, средней и старшей школы, дополнительного образования детей.
Важно, что профстандарт обозначает необходимость того, что базовое образование педагогов-дефектологов/логопедов должно быть педагогическим или психологическим.
Что это значит для родителей?
Уровень подготовки работающих с детьми с трудностями в обучении будет высоким и надежным. Коррекцией детей будут осуществлять согласно профессиональным функциям и образовательным задачам. Это повысит ответственность руководства школ и садов, но и облегчит им задачу при рассмотрении кандидатов для работы с детьми.
2. Современные инновационные технологии.
В коррекционно-образовательном процессе с детьми, так и в работе с педагогическим составом и родителями необходимо применение современных инновационных технологий. В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными (инновационными) коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности, т. к. модернизация образования невозможна без качественных изменений в её структуре.
«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
Инновация как процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т. п.). Данный процесс характеризует поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.
Педагогическая инновационная технология представляет целенаправленное изменение, вносящее в образовательное пространство (среду) стабильные элементы (новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.
К числу современных образовательных технологий можно отнести :
Технология развивающего обучения (образовательная программа ДОУ).
Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действия, на познание, на новое. К ним относятся развивающая среда ОУ, программы.
Здоровьесберегающие технологии (Су-джок терапия, ритмопластика, динамические паузы,
подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая, ортопедическая, игротреннинги и игротерапия и др.).
Технологии проектной деятельности.
Технология исследовательской деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии (интерактивная технология в ОУ, технология ИКТ).
Технология проблемного обучения – ОТСМ (общая теория сильного мышления)-ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) - РТВ (развитие творческого воображения).
ОТСМ-ТРИЗ-РТВ – чётко структурированная и алгоритмизированная технология, в содержание которой входят разнообразные методы, творческие задания и игры, способствующие развитию воображения, речи, формированию сильного мышления, воспитанию творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
Технология разноуровневого обучения (обучение каждого на уровне
его возможностей, способностей, а также адаптации обучения к особенностям
различных групп обучающихся).
Личностно-ориентированные технологии.
Цель данной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.
Технология портфолио как ребенка, так и педагога.
Игровая технология (технология имитационного моделирования и др.).
Коррекционные технологии.
Их целью является снятие психоэмоционального напряжения у детей.
- Технологии дифференцированного обучения.
- Технологии логопедического обследования.
- Технологии коррекции звукопроизношения.
- Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
- Технологии логопедического массажа.
- Технологии развития лексико-грамматической стороны речи.
- Технологии развития связной речи.
- Игровые технологии.
- Технологии профилактики дисграфии и дислексии.
- Нетрадиционные технологии.
- Технология моделирования (наглядные пособия при постановке звуков, при развитии связной речи).
Виды: сказкотерапия, цветотерапия, литотерпия (лечение камнями, музыкальная терапия (технология развития эмоциональной отзывчивости к музыке в процессе её слушания, нейротерапия, фитотерапия,арт-терапия (музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах); песочная терпия, кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориентированная терапия, логоритмика, психогимнастика); мнемотехника; креативная игротерапия (песочная терапия) и др.
Технология интегрированного занятия.
Технологии эффективного взаимодействия с родителями.
Применение инновационных педагогических технологий способствует (ожидаемый результат) :
• Повышению качества образования.
• Повышению квалификации педагогов.
• Применению передового педагогического опыта и его систематизация.
• Использованию компьютерных технологий педагогами и воспитанниками.
• Сохранению и укрепление здоровья воспитанников.
• Повышению качества обучения и воспитания.
Использование современных инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом.
3. Обобщение опыта педагогов.
- Свой опыт работы по данной теме представит учитель-логопед МАДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад "Парус" Гребнева М. В.
- Следующее выступление учителя-логопеда МАОУ «Устанская СОШ» Русаковой О. В., просмотр логопедического занятия на тему: «Использование игровых технологий в работе по формированию предложно-падежных конструкций у детей младшего школьного возраста».
4. Итог.
Т. о., подводя итог всему вышесказанному, можно сказать следующее, что современное образование нуждается в новом типе педагога :
творчески думающим;
владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-
педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности;
умением прогнозировать свой конечный результат.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями, так как
создание технологии невозможно без творчества
Литература
• Кларин М. В. Технологический подход к обучению // Школьные технологии. – 2003. - № 5.
• Назарова Т. С. Педагогические технологии : новый этап эволюции?// Педагогика. – 1997. - № 3.
• Паранчер Н. Н. Моделирование авторской педагогической технологии - путь к творческому развитию педагога. // Школьные технологии. – 2003. - № 3.
• Подласый И. П. Где помогут технологии? // Школьные технологии. – 2003. - № 3.
• Селевко Г. К. Технологический подход в образовании // Школьные технологии. – 2004 - № 4.
• Столярова Л. Педагогика. - М. : Педагогическое общество России, 2005.
• Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М., 2005.
• Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике : обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995
Ресурсы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», ст. 10.
- Приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении
государственного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013г.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”.
- Приказ Минтруда России от 13.03.2023 N 136н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.04.2023 N 73027).