Марина Анохина
Современные подходы к организации образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Смагинский детский сад
«Современные подходы к организации образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ»
Подготовила:
воспитатель 1 категории Анохина М. А.
В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников.
Публикация «Современные подходы к организации образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ» размещена в разделах
В практике дошкольного воспитания всегда существовали разновозрастные группы. Они имеются зачастую в малокомплектных д/с, чаще в сельской местности. Специфика воспитательно-образовательной работы в малокомплектных детских садах коренным образом отличается от работы в обычных многогрупповых детских садах. Наполняемость разновозрастной группы представлена большим возрастным диапазоном-от1до7 лет.
Работа в малокомплектном детском саду с разновозрастным комплектованием групп осложняется целым рядом факторов, которые необходимо учитывать при планировании воспитательно- образовательного процесса.
В условиях введения ФГОС ДО мы преследуем принцип «Учить для жизни, а не для школы». Весь образовательный процесс в нашем детском саду сейчас ориентирован на развитие у детей определенных качеств, способствующих быстрой социализации детей. Отношения строятся по принципу сотрудничества.
Полагаю, что педагоги малокомплектных детских садов, как и педагоги нашего детского сада, испытывают трудности в реализации объема образовательной программы. Трудности заключаются, прежде всего, в том, как сгруппировать материал трех- двух возрастных целевых ориентиров в одну непосредственно образовательную деятельность. Необходимо выбрать и грамотно распределить по времени разнообразные формы работы, которые позволят решить задачи, как минимум двух возрастных групп и при этом учитывая требования СанПиН о допустимом объеме образовательной нагрузки. Нет в достатке методической литературы которую мы могли бы применить. Беря одну тему, мы вынуждены обновлять ее, видоизменять.
Формула успешного занятия: обучение + игра + творчество. Содержание НОД намечается таким образом, чтобы дети не утомлялись и излишне не напрягались. При выборе программных задач мы учитываем возрастной состав группы. Например, если самая большая подгруппа - дети 5-6 лет, за основу берутся задачи для этой подгруппы; для детей другого возраста задачи облегчаются или усложняются. Но темы занятий воспитатель по возможности выбирает общие или близкие по смыслу.
Решение образовательно-воспитательных задач в нашем детском саду осуществляется с учетом особенностей организация НОД с детьми разного возраста в форме НОД по 3 типам:
1) НОД со всеми детьми по одному разделу обучения, но с разным программным содержанием для возрастных подгрупп (все рисуют или рассказывают по картинке и т. п.).
2) НОД со всеми детьми, но по разным разделам обучения для подгрупп (одна подгруппа рисует, другая занимается математикой).
3) Занятие с одной возрастной подгруппой (другая подгруппа самостоятельно играет или готовится к прогулке).
НОД с детьми разных возрастных подгрупп по одному разделу программы, являются основной формой организации обучения в смешанных группах и широко распространены в нашей практике.
Важным условием, прежде всего, является правильное определение основной темы. Намеченная тема НОД обязательно конкретизируется для каждой возрастной подгруппы.
Сразу со всеми детьми начинаются большинство ОД по одному разделу и общей теме обучения (рассматривание и рассказывание по одной картине; чтение и рассказывание педагогом одного произведения, рисование или лепка по сюжету одной сказки др.).
Целесообразность одновременного включения всех детей в такого рода ОД очевидна, так как на них организуется однотипная деятельность разных подгрупп, и воспитатель может дать общие указания. При этом обучающие указания ставим по возможности кратко и четко. В некоторых случаях можно в двух- трех словах рассказать о предстоящем НОД и предложить всем послушать рассказ, чтение или рассмотреть картину, для того чтобы потом самим рассказывать, что на ней нарисовано; одновременно подчеркнуть своеобразие цели для детей разных подгрупп (особенно важно выделить цель для более старших детей)
Вопросы и задания разной степени сложности должны чередоваться между собой, чтобы в каждый момент НОД все дети были активны. И естественно, к детям разного возраста предъявляются, и разные речевые задачи.
На других занятиях: по рисованию, лепке и другим продуктивным деятельностям, при одновременном объяснении темы, задач и способов действия надо постепенно раскрывать их некоторое своеобразие для детей разного возраста, начиная с младшей подгруппой. Указания младшей подгруппе в какой-то степени являются составной частью последующего объяснения для старших. Это с самого начала позволяет активизировать всю группу и до минимума сократить ожидание старшими детьми возможности приступить к работе.
На занятиях продуктивной деятельности мы создаем такие условия, при которых одинаковое задание упрощается или усложняется в зависимости от задач обучения и возраста детей. Например: Аппликация на тему «Осенние цветы»
Средняя подгруппа – учатся вырезать цветы и листья из квадратов и прямоугольников, закрепляют умения вырезание округлых форм путем закругления углов, сложенной гармошкой; развивать композиционные умения.
Старшая подгруппа – задача усложняется – дети знакомятся с новым видом аппликации – торцеванием (серединку у цветка – дети делаю из гофрированной бумаги способом торцевание - когда с помощью палочки и маленького квадратика бумаги создаются, путем накручивания квадратика на палочку, трубочки-торцовочки)
ОД, которые начинаются одновременно со всеми детьми, заканчиваются по подгруппам. Первыми заканчивают дети средней подгруппы, затем через 5-10 минут завершают работу дети старшей подгруппы.
На занятиях по конструированию ставиться задача, соорудить одну и ту же постройку, но по-разному. Например, все строят мост,
младшей подгруппы – такой, какой построил педагог, в качестве образца,
а дети старшей подгруппы – такой высоты, чтобы под ним могла проехать игрушечная машинка.
Вот таким образом решаются образовательно-воспитательные задачи в нашей разновозрастной группе, и конечно учитываются возрастные особенности каждой подгруппы и каждого ребенка в целом.
Дети одного возраста объединяются в ходе НОД за одним-двумя столами или по рядам, что облегчает руководство.
Иногда виды деятельности могут и не совпадать. Скажем, в том случае, когда одной подгруппе дается более легкое задание на повторение пройденного, и дети могут использовать свой личный опыт, проявить самостоятельность, а педагог больше внимания уделяет другой подгруппе.
В нашем ДОУ наряду с традиционными методами и приемами мы используем и инновационные технологии с детьми.
Такие, как краткосрочные образовательные практики в старшей разновозрастной подгруппе - это практики позволяющие ребёнку за небольшое количество занятий достичь конкретного результата. Их цель – создать условия для тех видов детской деятельности, какой дети хотели бы заниматься по своему выбору, выстраивая свой индивидуальный маршрут. Программа курса связана с практической деятельностью ребёнка и направлена на формирование различных умений и навыков воспитанников. Такие занятия проводятся 2 раза в неделю, длительность 1 занятия в соответствии с возрастом детей (от 25 до 30 минут).
Наличие в нашем детском саду интерактивной доски позволяет широко использовать современные информационные технологии. Интеграция инновационных разработок позволяет сделать занятия насыщенными, творческими, игровыми и увлекательными. Непринужденное вовлечение в образовательную систему содействует наиболее эффективному формированию интеллекта и творческого потенциала у детей. Мультимедийные устройства помогают с легкостью привлечь внимание ребенка. Сенсорная поверхность помогает малышу с легкостью взаимодействовать при помощи пальцев рук. Интерактивная ручка дает возможность создавать на электронном устройстве различные образы, решать задачи. Уникальное информационное поле позволяет выстраивать задачи в игровой форме, что делает дошкольное обучение более эффективным. Большую помощь в развитии речи детей оказывают интерактивные игры. Интерактивные игры вызывают у детей: познавательный интерес; способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления; могут служить средствами развития речи и двигательных качеств; развивают мелкую моторику, координацию; развивают двигательную память; повышают работоспособность головного мозга; готовят руку к письму. Презентации, видеоролики, графические проекты, картинки, ребусы, интерактивные игры – это лишь часть того, что используют воспитатели в своей работе.
В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Но все это происходит не само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей, объединения усилий ДОУ и семьи.
В разновозрастных группах старшие учатся заботиться о младших, быть примером. Происходит передача опыта старших детей — младшим, для которых старшие являются и образцом поведения и организаторами их деятельности.
В ряде случаев опосредованное воздействие педагога через старших дошкольников на младших оказывается эффективнее, чем прямое влияние взрослого. Разновозрастной состав группы сада имеет преимущество перед одновозрастным в развитии речи младших детей.
Малышам есть с кого брать пример и за кем тянуться, и они развиваются быстрее.
Некоторые дети опережают сверстников по развитию и им намного интересней общаться и играть со старшими.
В разновозрастной группе в выигрыше оказываются и дети постарше, и малыши. Общение с более старшими детьми и забота о маленьких стимулирует развитие и тех и других. В силу своей склонности к подражанию младшие постепенно перенимают все положительные качества старших. Многолетние наблюдения доказывают, что в разновозрастных группах младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут более чуткими, доброжелательными и отзывчивыми.
И конечно, дети всех возрастов любят подвижные игры, которые важны как для развития двигательной активности, так и для формирования социального поведения. Старшим в таких играх необходимо быть не только ловкими и быстрыми, но также терпеливыми и великодушными по отношению к младшим.
Игра является основным видом деятельности для дошкольников. Через игру ребенок постигает мир, учится устанавливать связи с другими людьми, в игре развивается фантазия ребенка.
Однако в наше время дети, окруженные невероятным количеством самых разнообразных игрушек, почти не умеют играть. Их игры примитивны и однообразны и часто сводятся к простому манипулированию предметами. Детей просто никто не учит играть. В разновозрастной группе иное положение. Здесь младшие дети получают импульс для игры от старших, учатся у них играть. Кроме того, если в игре участвуют дети разного возраста, она становится более живой и интересной: для каждого возраста найдется особая роль.
Еще одним преимуществом разновозрастной группы является то, что в такой группе у ребенка есть возможность меняться. Даже если ребенок робок и слаб, наступает такой момент, когда он становится старшим в группе. Он – на виду, к нему прислушиваются, от него ждут помощи младшие дети и воспитатель. Он действительно становится помощником воспитателя, он помогает освоиться в группе новым детям. Иногда его просят организовать и провести небольшую игру. Так ребенок обретает уверенность в себе, учится устанавливать контакт с незнакомыми детьми, что очень важно для будущего школьника.
Конечно, работа в разновозрастной группе требует от воспитателя повышенного внимания, гибкости, глубокого знания всех этапов развития ребенка, то есть крайне серьезной подготовки. В такой группе собраны вместе дети трех, а иногда и четырех возрастных ступеней.
Таким образом, мы видим, что в разновозрастной группе без каких-либо специальных разъяснений воспитателей, только путем творческого подражания младших детей старшим у ребенка формируется действительно правильное социальное поведение.
От педагога работа в разновозрастной группе требует неформального подхода, живого ума, чуткого сердца и быстрой реакции. А поэтому, если педагог успешно справляется с работой в разновозрастной группе, ему можно доверить многое.
Желаю всем творческих успехов!
ЛИТЕРАТУРА
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 2013 г.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
Уманская Н. В. Иванова А. И. «Об инновациях ФГОС ДО», «Управление ДОУ» №7-2014
Нечаев М. П., Романова Г. А. «Стратегия реализации целей и задач ФГОС ДО» «Управление ДОУ» №7-2014