Папки-передвижки

Современные подходы к организации образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ

Марина Анохина
Современные подходы к организации образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Смагинский детский сад

«Современные подходы к организации образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ»

Подготовила:

воспитатель 1 категории Анохина М. А.

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников.

Публикация «Современные подходы к организации образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ» размещена в разделах

В практике дошкольного воспитания всегда существовали разновозрастные группы. Они имеются зачастую в малокомплектных д/с, чаще в сельской местности. Специфика воспитательно-образовательной работы в малокомплектных детских садах коренным образом отличается от работы в обычных многогрупповых детских садах. Наполняемость разновозрастной группы представлена большим возрастным диапазоном-от1до7 лет.

Работа в малокомплектном детском саду с разновозрастным комплектованием групп осложняется целым рядом факторов, которые необходимо учитывать при планировании воспитательно- образовательного процесса.

В условиях введения ФГОС ДО мы преследуем принцип «Учить для жизни, а не для школы». Весь образовательный процесс в нашем детском саду сейчас ориентирован на развитие у детей определенных качеств, способствующих быстрой социализации детей. Отношения строятся по принципу сотрудничества.

Полагаю, что педагоги малокомплектных детских садов, как и педагоги нашего детского сада, испытывают трудности в реализации объема образовательной программы. Трудности заключаются, прежде всего, в том, как сгруппировать материал трех- двух возрастных целевых ориентиров в одну непосредственно образовательную деятельность. Необходимо выбрать и грамотно распределить по времени разнообразные формы работы, которые позволят решить задачи, как минимум двух возрастных групп и при этом учитывая требования СанПиН о допустимом объеме образовательной нагрузки. Нет в достатке методической литературы которую мы могли бы применить. Беря одну тему, мы вынуждены обновлять ее, видоизменять.

Формула успешного занятия: обучение + игра + творчество. Содержание НОД намечается таким образом, чтобы дети не утомлялись и излишне не напрягались. При выборе программных задач мы учитываем возрастной состав группы. Например, если самая большая подгруппа - дети 5-6 лет, за основу берутся задачи для этой подгруппы; для детей другого возраста задачи облегчаются или усложняются. Но темы занятий воспитатель по возможности выбирает общие или близкие по смыслу.

Решение образовательно-воспитательных задач в нашем детском саду осуществляется с учетом особенностей организация НОД с детьми разного возраста в форме НОД по 3 типам:

1) НОД со всеми детьми по одному разделу обучения, но с разным программным содержанием для возрастных подгрупп (все рисуют или рассказывают по картинке и т. п.).

2) НОД со всеми детьми, но по разным разделам обучения для подгрупп (одна подгруппа рисует, другая занимается математикой).

3) Занятие с одной возрастной подгруппой (другая подгруппа самостоятельно играет или готовится к прогулке).

НОД с детьми разных возрастных подгрупп по одному разделу программы, являются основной формой организации обучения в смешанных группах и широко распространены в нашей практике.

Важным условием, прежде всего, является правильное определение основной темы. Намеченная тема НОД обязательно конкретизируется для каждой возрастной подгруппы.

Сразу со всеми детьми начинаются большинство ОД по одному разделу и общей теме обучения (рассматривание и рассказывание по одной картине; чтение и рассказывание педагогом одного произведения, рисование или лепка по сюжету одной сказки др.).

Целесообразность одновременного включения всех детей в такого рода ОД очевидна, так как на них организуется однотипная деятельность разных подгрупп, и воспитатель может дать общие указания. При этом обучающие указания ставим по возможности кратко и четко. В некоторых случаях можно в двух- трех словах рассказать о предстоящем НОД и предложить всем послушать рассказ, чтение или рассмотреть картину, для того чтобы потом самим рассказывать, что на ней нарисовано; одновременно подчеркнуть своеобразие цели для детей разных подгрупп (особенно важно выделить цель для более старших детей)

Вопросы и задания разной степени сложности должны чередоваться между собой, чтобы в каждый момент НОД все дети были активны. И естественно, к детям разного возраста предъявляются, и разные речевые задачи.

На других занятиях: по рисованию, лепке и другим продуктивным деятельностям, при одновременном объяснении темы, задач и способов действия надо постепенно раскрывать их некоторое своеобразие для детей разного возраста, начиная с младшей подгруппой. Указания младшей подгруппе в какой-то степени являются составной частью последующего объяснения для старших. Это с самого начала позволяет активизировать всю группу и до минимума сократить ожидание старшими детьми возможности приступить к работе.

На занятиях продуктивной деятельности мы создаем такие условия, при которых одинаковое задание упрощается или усложняется в зависимости от задач обучения и возраста детей. Например: Аппликация на тему «Осенние цветы»

Средняя подгруппа – учатся вырезать цветы и листья из квадратов и прямоугольников, закрепляют умения вырезание округлых форм путем закругления углов, сложенной гармошкой; развивать композиционные умения.

Старшая подгруппа – задача усложняется – дети знакомятся с новым видом аппликации – торцеванием (серединку у цветка – дети делаю из гофрированной бумаги способом торцевание - когда с помощью палочки и маленького квадратика бумаги создаются, путем накручивания квадратика на палочку, трубочки-торцовочки)

ОД, которые начинаются одновременно со всеми детьми, заканчиваются по подгруппам. Первыми заканчивают дети средней подгруппы, затем через 5-10 минут завершают работу дети старшей подгруппы.

На занятиях по конструированию ставиться задача, соорудить одну и ту же постройку, но по-разному. Например, все строят мост,

младшей подгруппы – такой, какой построил педагог, в качестве образца,

а дети старшей подгруппы – такой высоты, чтобы под ним могла проехать игрушечная машинка.

Вот таким образом решаются образовательно-воспитательные задачи в нашей разновозрастной группе, и конечно учитываются возрастные особенности каждой подгруппы и каждого ребенка в целом.

Дети одного возраста объединяются в ходе НОД за одним-двумя столами или по рядам, что облегчает руководство.

Иногда виды деятельности могут и не совпадать. Скажем, в том случае, когда одной подгруппе дается более легкое задание на повторение пройденного, и дети могут использовать свой личный опыт, проявить самостоятельность, а педагог больше внимания уделяет другой подгруппе.

В нашем ДОУ наряду с традиционными методами и приемами мы используем и инновационные технологии с детьми.

Такие, как краткосрочные образовательные практики в старшей разновозрастной подгруппе - это практики позволяющие ребёнку за небольшое количество занятий достичь конкретного результата. Их цель – создать условия для тех видов детской деятельности, какой дети хотели бы заниматься по своему выбору, выстраивая свой индивидуальный маршрут. Программа курса связана с практической деятельностью ребёнка и направлена на формирование различных умений и навыков воспитанников. Такие занятия проводятся 2 раза в неделю, длительность 1 занятия в соответствии с возрастом детей (от 25 до 30 минут).

Наличие в нашем детском саду интерактивной доски позволяет широко использовать современные информационные технологии. Интеграция инновационных разработок позволяет сделать занятия насыщенными, творческими, игровыми и увлекательными. Непринужденное вовлечение в образовательную систему содействует наиболее эффективному формированию интеллекта и творческого потенциала у детей. Мультимедийные устройства помогают с легкостью привлечь внимание ребенка. Сенсорная поверхность помогает малышу с легкостью взаимодействовать при помощи пальцев рук. Интерактивная ручка дает возможность создавать на электронном устройстве различные образы, решать задачи. Уникальное информационное поле позволяет выстраивать задачи в игровой форме, что делает дошкольное обучение более эффективным. Большую помощь в развитии речи детей оказывают интерактивные игры. Интерактивные игры вызывают у детей: познавательный интерес; способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления; могут служить средствами развития речи и двигательных качеств; развивают мелкую моторику, координацию; развивают двигательную память; повышают работоспособность головного мозга; готовят руку к письму. Презентации, видеоролики, графические проекты, картинки, ребусы, интерактивные игры – это лишь часть того, что используют воспитатели в своей работе.

В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Но все это происходит не само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей, объединения усилий ДОУ и семьи.

В разновозрастных группах старшие учатся заботиться о младших, быть примером. Происходит передача опыта старших детей — младшим, для которых старшие являются и образцом поведения и организаторами их деятельности.

В ряде случаев опосредованное воздействие педагога через старших дошкольников на младших оказывается эффективнее, чем прямое влияние взрослого. Разновозрастной состав группы сада имеет преимущество перед одновозрастным в развитии речи младших детей.

Малышам есть с кого брать пример и за кем тянуться, и они развиваются быстрее.

Некоторые дети опережают сверстников по развитию и им намного интересней общаться и играть со старшими.

В разновозрастной группе в выигрыше оказываются и дети постарше, и малыши. Общение с более старшими детьми и забота о маленьких стимулирует развитие и тех и других. В силу своей склонности к подражанию младшие постепенно перенимают все положительные качества старших. Многолетние наблюдения доказывают, что в разновозрастных группах младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут более чуткими, доброжелательными и отзывчивыми.

И конечно, дети всех возрастов любят подвижные игры, которые важны как для развития двигательной активности, так и для формирования социального поведения. Старшим в таких играх необходимо быть не только ловкими и быстрыми, но также терпеливыми и великодушными по отношению к младшим.

Игра является основным видом деятельности для дошкольников. Через игру ребенок постигает мир, учится устанавливать связи с другими людьми, в игре развивается фантазия ребенка.

Однако в наше время дети, окруженные невероятным количеством самых разнообразных игрушек, почти не умеют играть. Их игры примитивны и однообразны и часто сводятся к простому манипулированию предметами. Детей просто никто не учит играть. В разновозрастной группе иное положение. Здесь младшие дети получают импульс для игры от старших, учатся у них играть. Кроме того, если в игре участвуют дети разного возраста, она становится более живой и интересной: для каждого возраста найдется особая роль.

Еще одним преимуществом разновозрастной группы является то, что в такой группе у ребенка есть возможность меняться. Даже если ребенок робок и слаб, наступает такой момент, когда он становится старшим в группе. Он – на виду, к нему прислушиваются, от него ждут помощи младшие дети и воспитатель. Он действительно становится помощником воспитателя, он помогает освоиться в группе новым детям. Иногда его просят организовать и провести небольшую игру. Так ребенок обретает уверенность в себе, учится устанавливать контакт с незнакомыми детьми, что очень важно для будущего школьника.

Конечно, работа в разновозрастной группе требует от воспитателя повышенного внимания, гибкости, глубокого знания всех этапов развития ребенка, то есть крайне серьезной подготовки. В такой группе собраны вместе дети трех, а иногда и четырех возрастных ступеней.

Таким образом, мы видим, что в разновозрастной группе без каких-либо специальных разъяснений воспитателей, только путем творческого подражания младших детей старшим у ребенка формируется действительно правильное социальное поведение.

От педагога работа в разновозрастной группе требует неформального подхода, живого ума, чуткого сердца и быстрой реакции. А поэтому, если педагог успешно справляется с работой в разновозрастной группе, ему можно доверить многое.

Желаю всем творческих успехов!

ЛИТЕРАТУРА

Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 2013 г.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

Уманская Н. В. Иванова А. И. «Об инновациях ФГОС ДО», «Управление ДОУ» №7-2014

Нечаев М. П., Романова Г. А. «Стратегия реализации целей и задач ФГОС ДО» «Управление ДОУ» №7-2014

Публикации по теме:

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Слайд 1 Орфография в начальной школе Слайд 2 «Самая умная, самая остроумная цитата, написанная с орфографическими ошибками, выглядит,.

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные подходы к организации образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ
Опубликовано: 16 сентября 2020 в 21:12
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД