Ирина Романович
Современные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад и семья составляют для ребенка на этапе дошкольного возраста основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и детский сад передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
В процессе взаимодействия педагогов ДОУ и родителей часто наблюдается недостаточный уровень сформированности доверительных и партнерских отношений между субъектами образовательного пространства, а так же низкий уровень мотивации родителей на сотрудничество.
Публикация «Современные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями ДОУ» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, добиваться положительных результатов в образовательном процессе, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех участников этого процесса.
Эту ситуацию можно нормализовать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ. Активизировать родителей, привлечь их внимание к тем педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и детском саду более последовательным, а их взаимовлияние более эффективным. Необходимо предоставить родителям возможность быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ.
Необходимость организации работы педагога-психолога с родителями связана в первую очередь со стремлением способствовать созданию единой воспитательной среды, которая позволит максимально раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка.
Индивидуальность ребенка формируется в семье, поэтому психологическое просвещение родителей является важной задачей педагога-психолога. Ведь не секрет, что часто родители обращаются за помощью к психологу только в кризисных ситуациях. В этих условиях необходимо организовать профилактическое взаимодействие педагога-психолога с семьей, используя все многообразие форм и методов работы так, чтобы это направление стало востребованным со стороны родителей.
Особенно важно наладить контакт между родителями и педагогом-психологом именно в дошкольный период жизни ребенка, когда заинтересованность родителей в психологическом просвещении очень высока. Ведь родители дошкольников особенно остро ощущают свою значимость в жизни ребенка с одной стороны, а с другой стороны – впервые сталкиваются с трудностями в детско-родительских отношениях, с другими проблемами психологического характера.
Эффективность работы педагога-психолога в ДОУ во многом зависит от правильно выбранных форм и методов работы с родителями, при этом он старается использовать все имеющиеся в его арсенале знания и средства, учесть все те наработки, которые есть или в его личном профессиональном опыте или в опыте его коллег. И как этот опыт показывает, взаимодействие педагога – психолога с родителями является действительно значимой и весьма продуктивной составляющей педагогического процесса в целом. Это, в частности, выражается в общей заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогом-психологом : в их активном участии в различных мероприятиях, проводимых как в традиционных, так и в нетрадиционных формах; а также в частоте обращений родителей за консультацией по проблемам социально-психологической адаптации и развития дошкольников (трудности детей, связанные с общением, как со сверстниками, так и с взрослыми; трудности, связанные со спецификой возраста, эмоциональные проблемы детей; проблемы детей, связанные с развитием и др.).
Формы работы педагога-психолога с родителями подразделяются на групповые, индивидуальные и наглядно-информационные.
Групповые формы работы с родителями наиболее распространены. Они подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагога-психолога, педагогов и родителей. В некоторых из них участвуют и дети. К таким формам работы относятся :
1. 1. Родительские собрания, выступления педагога-психолога по следующим вопросам: адаптация детей в ДОУ, гиперактивность детей, развитие познавательных процессов, и т. д.
1.2. Анкетирование. Сбор информации о семье, социальном статусе семьи, потребностях в информации, для подбора тем для следующих групповых консультаций, лекций, бесед.
1.3. Открытые занятия с детьми для родителей, которые дают возможность родителям увидеть, насколько педагогически грамотная, психологически комфортная и безопасная среда создана в ДОУ.
1.4. День открытых дверей. Психолог знакомит родителей с основными направлениями свой работы, рассказывает о том, с какими вопросами и в какое время можно обращаться к психологу.
1.5. Психодиагностика. Проведение психодиагностики ребенка в присутствии его родителей, что позволяет родителям более полно увидеть те или иные проблемы в развитии своего ребенка.
1.6. Семинары. Обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми, выбора способа улучшения взаимопонимания в семье.
1.7. Психологические игры, упражнения, занятия с элементами тренинга, направленные на знакомство родителей между собой, на групповую сплоченность, на выявление стиля семейного воспитания. Данные занятия могут проводиться как отдельно, так и в рамках родительского собрания.
1.8. Консультация родителей. В процессе непосредственного общения, которое строится на принципах доверия, педагог-психолог оказывает родителям воспитанников действенную помощь. «Заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог-психолог может заранее подготовить полный ответ.
Индивидуальные формы
Педагог-психолог ДОУ широко использует в своей практике индивидуальные консультации с родителями (или другими членами семьи) воспитанников.
К ним можно отнести индивидуальные психологические консультации и беседы.
- Наиболее часто востребованные по проблемам адаптации ребенка к условиям детского сада;
- проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство);
- детские страхи;
- проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления т. д.);
- внутрисемейные конфликты (ситуация развода родителей, конфликты между бабушкой и родителями);
- воспитание ребенка в неполной семье;
- нарушения речи у ребенка;
- консультации по результатам психодиагностики, мониторингов.
• Вручаются памятки с практическими советами психолога и с различными играми, например, направленные на формирование социальной компетенции у детей, развитие познавательных процессов и др.
Педагог-психолог широко использует в своей практике индивидуальные консультации с родителями. На индивидуальных консультациях психолог применяет все основные методы консультирования: беседа, интервью, наблюдение, активное слушание.
Информационно-просветительская форма работы педагога-психолога тоже весьма интересна и разнообразна.
Информационно-просветительский стенд - оформляйте, исходя из темы.
Темы стенда могут разрабатываться педагогическим советом, подбираться по инициативе психолога или создаваться исходя из вопросов родителей и детей. Как правило, тематика обновляется в соответствии с актуальными запросами и потребностями детей. Стенд должен быть постоянно обновляем. Рядом с ним можно прикрепить карман для вопросов. Важно, чтобы просветительский уголок был иллюстрирован фотографиями, плакатами и картинками, выглядел современно, красочно и содержал понятную, удобно читаемую, информацию для тех, кому он предназначен. Если вы подойдете к этому процессу творчески, то информационный уголок будет смотреться солидно и прослужит долго.
Наиболее эффективной информационно — просветительской формой работы является создание сайта дошкольного учреждения. Наличие у детского сада своего сайта предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о методах воспитания и обучения дошкольников, о жизни детского сада, о всех проводимых мероприятиях.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках.
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные:
• Информационно-аналитические. Главной целью этой формы является выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. К таким формам относятся проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик», индивидуальные блокноты.
• Познавательные формы заключаются в ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. К таким формам работы можно отнести: семинары-практикумы, тренинги, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, мини-собрания, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.
• Досуговые. В основе данной формы работы с родителями лежит установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Для реализации досуговой формы необходимо проводить совместные досуги, праздники, выставки работ родителей и детей, кружки и секции, клубы по интересам, семинары, практикумы.
• Наглядно-информационные : информационно-ознакомительные; ин-формационно-просветительские. Заключаются в ознакомление
родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. К этим формам взаимодействия относятся информационные проспекты для родителей, журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей, дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей, выпуск стенгазет, организация мини-библиотек.
Для познавательной формы работы с родителями я хотела бы представить вашему вниманию СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ФОРМ сопровождения педагогов и родителей ДОУ, способствующих сохранению и укреплению психологического здоровья и создания благоприятного психологического климата. Вышел он 2022 году.
Я стараюсь следить за новыми выпусками методических пособий, особенно если в них входят разнообразные практические формы работы педагога-психолога по сопровождению всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Сборник состоит из 2-х частей:
1 часть – работа педагога-психолога с педагогами ДОУ;
2 часть – работа с родителями ДОУ.
Материалы, изложенные в сборнике, будут интересны педагога-психологам и воспитателям.
Составители педагоги-психологи ДОО Северного округа города Оренбурга из детских садов.
В сборнике Психологические тренинги для родителей, родительские собрания, конференции, круглые столы, мастер-классы, психологические гостиные, консультации, брифинги.
В заключение, необходимо отметить, что использование в системе разнообразных форм и методов психологической работы с родителями в ДОУ непременно приведет к следующим положительным результатам:
- Родители станут проявлять больший интерес к содержанию образовательного процесса в ДОУ.
Возрастет активность родителей на родительских собраниях (чаще возникнут дискуссии по инициативе родителей).
- Увеличится число вопросов к педагогу-психологу, касающихся ребенка, внутреннего мира, его личности.
- Возрастет количество индивидуальных консультаций по инициативе родителей.