Ольга Наулайнен
Современные формы методической работы с педагогами ДОУ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Современные формы методической работы с педагогами ДОУ (из опыта работы
Организация методической работы в дошкольном учреждении одно из основных направлений деятельности старшего воспитателя.
Целью методической работы в дошкольном образовательном учреждении является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. Для плодотворной методической работы необходимо выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.
Публикация «Современные формы методической работы с педагогами ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах
Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в ДОУ, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива.
Опыт показывает, что большинству педагогов, особенно начинающим, всегда необходима помощь со стороны более опытных коллег, старшего воспитателя, администрации ДОУ, со стороны профессионального методического сообщества.
Методический кабинет в ДОУ становится для многих педагогов той базой, где формируется их опыт, растет мастерство, решаются профессиональные вопросы. От содержания и качества методической работы зависит конечный результат деятельности всего педагогического коллектива.
Старший воспитатель осуществляет свою деятельность одновременно по нескольким направлениям работы:
- оказание методической помощи педагогам;
- ознакомление членов педагогического коллектива с инновациями в сфере образования;
- изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений, обучение педагогов;
- анализ результатов воспитательно-образовательной работы, разработка предложений по улучшению образовательной деятельности ДОУ;
- подготовка педагогов ДОУ к аттестации;
- организация инновационной работы;
- изучение, обобщение передового педагогического опыта;
- создание информационных банков;
- осуществление взаимодействия ДОУ с различными социальными партнерами.
Методическое сопровождение в ДОУ осуществляется с учетом потребностей педагогического коллектива, программно-целевого планирования деятельности ДОУ, вида образовательного учреждения, творческой активности педагогов, решая следующие задачи:
- создать единое информационное пространство и контролировать информационные потоки управленческой и научно-методической документации, концентрировать ценный опыт достижений в образовательной практике;
- обеспечивать эффективную и оперативную информацию о новых методиках, технологиях, организации образовательной деятельности;
- организовывать работу по созданию нормативно-правовой базы функционирования и развития образовательной организации;
- способствовать созданию программно-методического и научного обеспечения воспитательно-образовательного процесса,
- создавать условия для внедрения и распространения инновационного педагогического опыта, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и других видов творческой деятельности;
- обеспечивать проведение диагностических и аттестационных процедур для объективного анализа процесса развития и достигнутых результатов, стимулирования педагогического творчества, осуществлять контроль за выполнением образовательных программ, уровнем развития детей раннего и дошкольного возраста;
- управлять процессами повышения квалификации и непрерывного образования педагогических работников, которые способствуют организации рационального педагогического труда.
Планирование методической работы осуществляется на целый учебный год. Однако, содержание работы в течение года может меняться в зависимости от обстоятельств.
Используются активные формы работы:
Открытый просмотр является формой обучения педагогов и распространения передового опыта. Педагоги имеют возможность на практике увидеть интересные формы работы с детьми, разнообразные приемы и методы. В ДОУ были проведены следующие открытые просмотры:
- «Организация деятельности детей на прогулке»;
- «Подвижная игра как средство реализации двигательной активности детей в течение дня»;
- «Организация поисково-исследовательской деятельность дошкольников»
- «Неделя открытых дверей» (открытые просмотры мероприятий):
1. «Физическое развитие» (открытый показ утренних гимнастик; открытый показ гимнастик после сна; образовательная деятельность по физической культуре);
2. «Образовательная деятельность в группах по теме «Моя малая Родина»;
3. «Давайте поиграем» (организация сюжетно – ролевых игр во всех возрастных группах);
4. «Открытая коррекционно-педагогическая деятельность»;
5. «Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений»;
6. «Познавательно-исследовательская деятельность»;
7. «Художественно-эстетическое развитие».
- «Организация трудовой деятельности».
- и др.
Использование такой формы работы даёт возможность получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества.
Предварительно до начала просмотра с педагогом обсуждается предстоящая деятельность. Данная форма работы помогает интересно организовать обсуждение увиденного, выработать единое мнение коллектива. В обсуждении всегда предоставляется воспитателю первое слово, демонстрирующему свою работу с детьми. По итогам открытого просмотра принимается решение, например, внедрить в практику работы ДОУ представленный опыт, конспекты представить в методический кабинет или продолжить обобщение опыта работы по теме и др.
Семинары, семинары-практикумы - это групповые занятия по определенному плану. Цель семинаров - повышение теоретического уровня воспитателей по конкретному вопросу образовательной работы с детьми. Тематика семинаров связана с задачами годового плана, с целями программы развития дошкольной организации, образовательной программы ДОО. Например, решая вопрос о поиске наиболее эффективных приемов, способствующих развитию самостоятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ, полезно прежде провести семинар, который позволит глубже познакомиться с методологией, сущностью, научно-методическим обеспечением данного вопроса.
В течение последних лет проведены семинары, семинары – практикумы по следующим темам:
- «Психологический центр для детей с ОВЗ в группах ДОО»;
- «Использование системы альтернативной коммуникациис неговорящими детьми. Карточки PEKS. Применениедыхательной гимнастики Стрельниковой в работе сдетьми с ОВЗ»;
- «Комната психологической разгрузки в ДОО»;
- «Роль сенсорной комнаты в реабилитации детей с ОВЗ»;
- «Значение игры, в жизни дошкольника»;
- «Историческое происхождение игры. Социальная природа игры»;
- «Игровая терапия в работе с детьми с ОВЗ»;
- «Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ»;
- «Ролевые игры. Самостоятельные и организованные»;
- «Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей дошкольного возраста»;
- и др.
Конкурс, смотр-конкурс –это способ презентации профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции. Демонстрация и оценка творческих достижений педагогов. Предполагает возможность оценивать результаты путем сравнения достижений нескольких педагогов.
В нашем ДОУ проводятся разнообразные конкурсы для педагогов:
- «Подготовка к новому учебному году» (ежегодный традиционный);
- «Лучший психологический центр в группе дошкольного образовательного учреждения»;
- «Музей в чемодане «Карелия – моя малая Родина»;
- «По страницам Калевалы» (методические разработки);
- «Педагоги читают детям»;
- «Символ года» (конкурс творческих работ);
- «Подготовка к новому учебному году».
- «Светлая Пасха» (конкурс творческих работ);
- «Символ года» (конкурс творческих работ);
- «Новогодний калейдоскоп» (конкурс на лучшее оформление группы и зимнего участка);
- «Адвент – Календарь» (конкурс творческих работ);
- др.
Все мероприятия проводятся в системе в соответствии планом работы. Хорошо зарекомендовали себя круглые столы - это эффективный метод активизации познавательной деятельности, основанный на интересе к проблеме.
Широко используются в своей работе консультации, как групповые, так и индивидуальные. Пользуются популярностью у педагогов тематические выставки, беседы, дискуссии, эстафеты педагогического мастерства.
Формы работы с педагогами, направленные на интерактивное взаимодействие:
-для генерации новых идей, обобщения имеющихся способов решения проблемы, анализа предложенных инноваций («Мозговой штурм», «Найди идею», «Выдвигаем гипотезы»);
- для выработки установки на гибкое планирование деятельности – организационные игры («Судьба и организатор», «Имитация рабочего дня воспитателя»);
- для решения конкретных педагогических и организационных проблем – продуктивные игры («Негатив и позитив», «Диалог», «Эстафета», «Решение трудных вопросов», «Смотреть на мир чужими глазами»);
- для выявления уровня профессиональной компетентности игровые формы («Алло, справочное бюро», «Педагогический пробег», «Что? Где? Когда?»);
- для повышения уровня коммуникативной компетентности - игровые формы («Дискуссия», «Аукцион», «Комиссионный магазин»).
Важное условие для реализации этого метода - положительное состояние психологического климата в коллективе, как фактора, формирующего эмоциональное благополучие. Для этого используются различные методики (релаксация, обучение навыкам аутогенной тренировки, элементы арт-терапии, психогимнастика) в подгруппах и индивидуально, проводятся беседы, в которых формируются положительные установки к новой деятельности. Анкетирование педагогов показало рост в оценках показателей психологического благополучия коллектива.
Сегодня невозможно представить мир без информационных ресурсов. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования установлены требования к оснащению образовательного процесса дошкольной образовательной организации техническими средствами обучения. Одним из таких средств являются информационно – коммуникационные технологии, которые на современном уровне развития дошкольного образования активно используются во всех направлениях деятельности: в управлении, образовательном процессе, во взаимодействии с родителями воспитанников.
Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.
Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
ИКТ в нашем обществе стали уже не новинкой, а необходимостью для проведения, подготовки занятий, для организации работы с родителями, самообразования. Действительно, занятия становятся более интересными и
увлекательными. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, совместных развлечений.
Повышение ИКТ-компетенций позволило многим педагогам создать свои персональные сайты в сети Интернет, где размещаются методические материалы и представлен опыт работы.
Для обеспечения эффективной системы повышения квалификации педагогов необходимо введение дистанционного обучения с применением коммуникационных технологий. В связи с этим, все большую популярность приобретают вебинары.
Полученной информацией с вебинаров, педагогическими новинками, эффективными методами работы с детьми, а также своим мнением по разным вопросам и проблемам воспитатели и специалисты делятся на педагогических встречах. Особая ценность данной формы работы для педагогов, в том, что она имеет эмоциональную окраску, личную оценку и практическую направленность.
Информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.
Применение информационно-компьютерных технологий в ДОУ:
- способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности;
- способствует повышению интереса детей к обучению, активизирует познавательную, исследовательскую активность, повышает качество усвоения программного материала детьми;
- способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, информированности их о направлениях деятельности всего учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничеству родителей и ДОУ.
Можно сделать вывод о том, что использование разнообразных форм методической работы значительно повышает эффективность внедрения современных педагогических технологий.
Таким образом, результатом методической работы в дошкольном учреждении является:
- обновление содержания образования и улучшение качества образовательного процесса;
- пополнение и расширение запаса психолого-педагогических знаний;
- оценка, анализ, диагностика результата педагогического труда;
- конструирование педагогического процесса на основе системного анализа;
- формирование банка данных по обмену педагогическим опытом.