Любовь Лебедева
Совершенствование эффективности обучения дошкольников основам правильного питания и здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
«Совершенствование эффективности обучения дошкольников основам правильного питания и здорового образа жизни» (Опыт работы педагогов подготовительной группы по реализации программы «Разговор о правильном питании»(9 слайдов)
В последнее время во всём мире наметилась тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Публикация «Совершенствование эффективности обучения дошкольников основам правильного питания и здорового образа жизни» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Продукты питания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Воспитание основ здоровья и умения его сохранить у детей дошкольного возраста ставит перед собой цель сохранить и преумножить здоровье подрастающего поколения. Однако особенности развития дошкольников заставляют искать специальные методы и приёмы для обучения этих детей.
Необходимость данной работы подтверждается тем, что при успешном овладении знаниями и умениями по укреплению и сохранению собственного здоровья, увеличивается степень успешной адаптации детей к школьной жизни, а привычка правильно питаться останется у ребенка на всю жизнь.
Как правило, задачи по формированию положительного отношения к собственному здоровью редко ставят перед собой родители, хотя они должны являться основными участками педагогической помощи в этом направлении. Свои приоритеты они отдают получению знаний, умений, навыков, которые облегчат переход ребенка к обучению в школе. Вопросы оздоровления остаются закрытыми, а ведь зачастую плохая успеваемость ребенка в школе напрямую зависит от его состояния здоровья.
Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни и правильному питанию, как его составляющей, несомненно, также является одной из задач сохранения и укрепления здоровья детей нашего дошкольного учреждения.
Программа «Разговор о правильном питании» реализуется в детском саду с 2005 – 2006 учебного года, и за эти годы удалось добиться следующих результатов:
• Значительно расширился диапазон знаний и умений воспитанников, связанных со здоровым образом жизни, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей.
• У детей повысилась осведомленность о правилах здорового питания.
• Изменились предпочтения детей в питании. Дети охотнее выбирают продукты, полезные для здоровья.
• Родители и дети отмечают, что стали больше времени уделять подготовке семейных праздников, используя при подготовке знания, полученные на занятиях и консультациях.
• Повысилась убежденность детей в бесценности своего здоровья. Дети не только убедились в необходимости вести здоровый образ жизни, но и пропагандировать его.
• Автоматизировалась привычка соблюдать гигиенические нормы и правила поведения.
«Разговор о правильном питании»
(1 слайд)
Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста это создание комфортных условий жизнь, соответствующие гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры питания. Именно в этот период жизни закладываются фундамент здоровья ребенка.
Педагогическая работа, связанная с внедрением и реализацией программы «Разговор о правильном питании» проводится с детьми данной подготовительной группы, и их родителями второй год обучения. Данная программа разработана на основе Примерных программ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного общего образования и Федеральной программы «Разговор о правильном питании» для детей дошкольного возраста авторов М. М. Безруких, Т. А. Филиппова.
(2 слайд)
Цель: формирование основ культуры питания как составляющей одной из сторон здорового образа жизни.
Задачи: формирование и развитие представления о здоровье как ценности, осознание роли здоровья.
Формирование навыков правильного питания, а также желания и готовности реализовывать эти навыки в повседневной жизни.
Формирование представления об основных правилах питания, способствующих сохранению здоровья человека.
Формирование и развитие представления о социокультурных аспектах питания — исторических, этнических, эстетических.
Просвещение родителей в вопросах организации правильного питания у детей.
Непосредственно-образовательная деятельность, предлагаемая программой, интересна для детей. Разнообразная форма образовательной деятельности, её вариантность способствовала лучшему освоению содержанию излагаемого в них познавательного материала. В организации непосредственно – образовательной деятельности большое внимание уделяли игровым приёмам. В гости к детям приходили герои знаменитых сказок, рассказов, мультфильмов-Айболит, кот Матроскин, Неболейка, Доктор Пилюлькин, Незнайка. Эти персонажи обращались к ребятам за помощью или просили научить тому, чего не знают. Обычно образовательную деятельность старались превратить в увлекательное путешествие или в чудесную мастерскую. Дети становились исследователями, следопытами, поварами, технологами.
(3 слайд)
Нами проведена следующая непосредственно-образовательная деятельность на темы:
О. О. Физическая культура «Если хочешь быть здоровым»;
О. О. Познание «Из чего варят каши и как сделать каши вкусными»;
О. О. Здоровье «Что надо есть, если хочешь стать сильнее»;
О. О. Коммуникация «Самые полезные продукты»;
О. О. Социализация «Как правильно накрыть на стол»;
О. О. Художественное творчество «Страна Витаминов».
В процессе поиска ответов на проблемные вопросы закрепляли навыки рационального питания, научились составлять несложный свой дневной рацион.
(4 слайд)
Широко использовали игровые методики – ролевые игры, дидактические, ситуационные, кулинарные, сенсорные, словесные и другие игры. Игра –это наиболее действенный для дошкольника способ познания и взаимодействия с окружающим миром. Правила наших игр были особенные, связанные с выполнением ребенком тех или иных правил здорового питания.
Например: нарисовать улыбку, если без напоминания вымыл руки.
Организовывали различные конкурсы- например «конкурс рисунков» на тему «Плох обед, если хлеба нет», «конкурс знатоков фруктов и овощей», где детям предлагалось описать не только внешний вид, но и вкусовые качества продукта.
Широко использовались кулинарные и сенсорные игры: например «приготовь борщ или овощной салат», «варим варенье»,«угадай по вкусу», «угадай по запаху», «определи на ощупь». Эти блюда знакомили детей с процессом приготовления блюд, помогали оценить полезность продукта, вызывали вкусовой интерес к блюдам.
В сюжетной предлагались различные ситуации, связанные с отработкой навыков и правил поведения за столом, в составлении своего дневного рациона: «Встречаем гостей», «Составим меню для сказочного героя», «Вежливый магазин», «Поварята».
Организовывали игры соревновательного характера, где предполагалосьвзаимодействие всех участников: «Кто быстрее соберёт овощи для супа», «Собираем урожай». В сюжетно-ролевых играх дети отражали свой жизненный опыт и представление о правильном питании, о семейных традициях в области питании. Не обошли стороной опытно-исследовательскую деятельность. Этот вид деятельности развивает у детей инициативу, творчество, побуждает использовать полученные впечатления для решения новых ситуаций. Вместе с детьми приготовили сок из фруктов. Организовывали акцию «полезные продукты» по ходу, которой дети рекламировали полезные продукты, делали зарисовки. Дети не только закрепляли свои знания, распространяли свои знания, но и распространяли свой опыт среди близких родственников. Эта акция получила поддержку среди родителей.
(5 слайд) Наблюдая за вхождением ребенка в жизнь взрослых, и опираясь на свой практический опыт, мы пришли к выводу, что нужно организовать кружок «Юный кулинар».
Цель кружка: поддержание и развитие у детей интереса к труду взрослых, обучение детей обслуживания себя самостоятельно в
приготовление несложных блюд, помочь детям в изучении электробытовой техники. Дети познакомились с профессией повара, для чего она нужна, ходили на экскурсию на кухню «прежде чем продукты попадут на стол
(6 слайд) Познакомились с разновидностью кухонной утвари, электрическими приборами их назначением, и правилами эксплуатации.
(7 слайд) Так же практически ознакомились с процессом заваривания чая.
(8 слайд).
Работали в рабочих тетрадях по программе «Разговор о правильном питании».
Проведена работа по технике безопасности кружка «Юный кулинар».
Разработан проект: «Мы дружим с витаминами». В результате проектной деятельности дети и родители проявили творческую активность. Ими нарисованы рисунки, составлены кроссворды об овощах и фруктах. У детей повысился уровень знаний по данной теме, сформированы основы правильного поведения за столом, культуры правильного питания и т. д.
Многие родители недостаточно хорошо владеют знаниями в области питания. Чтобы результаты проводимой работы были более эффективными, Мы применяли анкетирование родителей; свои рекомендации по организации правильного рационального питания давали старшая медсестра на такие темы, как: «Организация здорового питания в ДОУ»; «Организация здорового питания в семье»; «Соки в питании детей». Активное участие родители приняли в организации конференций по теме правильного питания. Родители готовили блюда здорового питания в семье и дигустировали их. Обменивались впечатлениями и рецептами.
Информационные папки: «Жирное в питании детей. Полноценное питание вашего ребенка. «Основные правила правильного питания».
Проводилась викторина «Знатоки полезных продуктов».
Хорошим подспорьем в работе были рабочие тетради (яркие, красочные, содержательные, удобны для изучения темы и закреплении материала в детском саду и дома (в семье).
Большинство родителей отметили, что проведенная нами работа по формированию основ правильного и здорового питания, оказало влияние на организацию правильного питания в семье.
Данная программа нашла горячий отклик у детей, посещающих наш детский сад, их родителей и педагогов.
Программа РоПП гармонично сочетается с «Основной общеразвивающей программой дошкольного образования», реализуемой в нашем «Детском саду» в которой важное значение придается здоровому образу жизни, полноценному питанию, здоровьесбрежению детей, их развитию, в том числе и физическому. А здоровье зависит от питания.
Работа по данной программе позволила педагогам добиться положительных результатов:
-сформировалось представление о важности соблюдения режима питания, как одной из необходимыхусловий правильного питания;
— у детей сформировались знания о безопасности питания.
Таким образом, работая по программе «Разговор о правильном питании», мы с коллективом пришли к единодушному мнению, что это интересная, своевременная программа, которая позволит вырастить поколение, ориентированное на здоровый образ жизни, так как именно в дошкольном возрасте формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого. Большой плюс программы в том, что она предполагает взаимодействие с другими структурами детского сада, ее можно интегрировать во все виды деятельности детей (все виды занятий, игры, самостоятельная деятельность, продуктивные виды деятельности и т. д., адаптировать для детей любого возраста.
Мы планируем и в дальнейшем работать по данной программе и также говорим «Мы за здоровое питание»,спасибо разработчикам данной программы о правильном питании.
(9 слайд)
Содействие здоровому образу жизни, создание условий для активизации субъективной позиции ребенка, формирование культуры питания, готовность поддерживать свое здоровье в оптимальном состоянии – одна из первоочередных задач процесса воспитания.
В настоящее время в России в связи с глубоким общественно-экономическим кризисом произошло резкое снижение показателей здоровья и социальной защищенности детей. Это привело, в частности, к тому, что в период дошкольного возраста, как показывают обобщенные данные последних лет, в среднем 28% детей имеют хронические заболевания.
Данные научных исследований показывают, что здоровье зависит от следующих факторов: медицинского обслуживания, наследственности, экологии и образа жизни.