Виктория Тюкавкина
Формирование навыков здорового образа жизни у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование навыков здорового образа жизни
Составила: Воспитатель
Тюкавкина Виктория Викторовна
Описание опыта работы по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у старших дошкольников»
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым :
пусть он работает, действует, бегает, кричит,
пусть он находится в постоянном движении».
Жан Жак Руссо.
Публикация «Формирование навыков здорового образа жизни у старших дошкольников» размещена в разделах
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.
Следует отметить - отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила бы интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало бы сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию навыков здорового образа жизни.
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что значит быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть.
Когда я задавала им вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечали - нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из ответов видно, что в старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать причины угрозы здоровью со стороны внешней среды: холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях: есть мороженое, мочить ноги и т. п.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Изучая методическую литературу, я пришла к выводу, что для воспитания у детей навыков здорового образа жизни необходимо наличие четырех условий:
Гигиенически организованная социальная среда нахождения ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у ребёнка навыков здорового образа жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.
Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям. Дело в том, что многие потребности связаны с привычками. Например, человек, привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя весьма некомфортно, если по каким-либо причинам лишен этой возможности. У него возникает потребность очистить полость рта. У человека, незнакомого с зубной щеткой, нет потребности, не только чистить зубы, но даже полоскать рот. Его это не беспокоит.
Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях – занятиях по ОБЖ - Безопасность.
Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей.
Поэтому, выбрав тему самообразования «Формирование навыков здорового образа жизни у старших дошкольников», я поставила перед собой следующую цель и задачи:
Цель:
Формирование у старших дошкольников основ здорового образа жизни.
Задачи:
1. Содействовать сохранению и укреплению здоровья.
2. Формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
3. Обеспечить дошкольника необходимыми знаниями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье.
4. Обогащать знания детей о здоровом образе жизни через различные виды деятельности.
5. Повышать компетентность родителей в вопросах формирования навыка здорового образа жизни у детей в детском саду и дома.
Для реализации поставленных задач в нашем дошкольном учреждении имеются следующие условия: музыкальный, физкультурный зал, физкультурный уголок в группе, экологическая зона, где расположен уголок природы, уголок познавательно – исследовательской деятельности и уголок релаксации, медицинский кабинет, физкультурная и прогулочная площадка на улице со спортивным комплексом и спортивными малыми формами, в методическом кабинете и в группе имеется достаточное наличие программно - методических, игровых пособий и атрибутов для освоения темы самообразования.
В своей практической деятельности мною были использованы различные методические приемы: беседы и конструктивный разговор; заучивание и рассказывание стихотворений, потешек, считалок; моделирование различных игровых моментов; решение проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций, сюжетных и предметных картинок, плакатов; составление рассказов, сказок и др.
Формы работы : наблюдения, физкультурно – оздоровительные и спортивные развлечения, праздники и досуги совместно с родителями; сюжетно-ролевые и дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; утренние гимнастики, физкультурные занятия; музыкально – ритмические занятия, хореография; прогулки, экскурсии, походы; динамические паузы: пальчиковая и дыхательная гимнастика, психогимнастика, гимнастика после сна, самомассаж, физкультминутки и физкульт - паузы, экотренинги, пальминги для глаз как во время образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах.
Работу с детьми проводила по следующим направлениям:
1. Образовательная деятельность в рамках занятий по Безопасности на темы: «Полезная и вредная пища», «Какими бывают люди?», «Почему ты растешь?», «Зачем нужна еда?», «Что охраняет наш глаз?», «Зачем нам нужен нос?», «Мои верные помощники».
2. Совместные тематические познавательно – экологические и физкультурно – оздоровительные мероприятия : игровое развлечение «Цветут цветочки у нас в садочке», развлекательно-познавательная игра «Аптека в природе», театрализованная игра с элементами ОЭД «Водичка, водичка, умой мое личико», оздоровительная досуговая игра «Путешествие Смешариков», спортивное развлечение «Там на неведомых дорожках», игра-путешествие «Туристы», познавательно – экологический досуг «В гостях у леса», на которых все участники получили заряд бодрости и позитивного настроения.
3. Дидактические игры: «Что такое дружба?», «Услышь меня», «Покажи части тела», «Разложи по порядку», «Витаминные домики», «Вода - наша помощница», «Вода - это хорошо или плохо?» «Как надо заботиться о своем младшем друге?», «От грядки до обеденного стола».
3. Подвижные игры на прогулках: Краски (бег, ловля, Охотник и зайцы (метание, ловля, Космонавты (бег, Белые медведи (бег, ловкость, Совушка (бег, лазанье, равновесие, Коршун и наседка (бег, ловкость) и др.
3. Индивидуальная работа с детьми по усвоению культурно-гигиенических навыков, трудовых навыков и навыков самообслуживания, этикета, норм и правил поведения в обществе: в магазине, на дороге, в лесу, дома, в детском саду.
4. Проведение оздоровительных мероприятий – это все динамические паузы.
Работа по взаимодействию со специалистами дошкольного учреждения заключалась в следующем:
На протяжении всего 2016 – 2017 учебного года совместно с медицинской службой, воспитателями по ФИЗО, по хореографии, педагогом - психологом следили за состоянием здоровья детей, информировали родителей о профилактике заболеваний, о значении здорового образа жизни.
Работа с родителями осуществлялась в рамках:
1) индивидуальных консультаций на тему здорового образа жизни : гигиена полости рта, профилактика ОРЗ, необходимость зарядки по утрам, дневного сна (так как почти все дети не приучены дома спать днем, необходимость здоровой пищи, необходимость соблюдения режима дня в выходные и праздничные дни
2) информационных закладках о ЗОЖ в родительском уголке и на странице нашей группы на сайте ДОУ;
3) совместные детско – родительские праздники и досуги: зимняя спортивная олимпиада «Сила спорта», спортивный досуг «А, ну-ка, папы!», Папа, мама, я –спортивная семья!» и др.
Главный фактор здорового образа жизни – это правильное питание, которое обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма ребёнка, а также сохранение его здоровья.
Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы привело к тому, что дети стали закалёнными и меньше болели.
В психологии положительные эмоции считаются более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поэтому в своей работе я чаще использовала поощрение, похвалу. В результате этого у нас с детьми появились и окрепли дружелюбные отношения, дети стали внимательнее относиться друг к другу, у них сформировалось понятие «не вреди себе сам».
Таким образом, совместными усилиями специалистов, педагогов и родителей у детей проявились ценностные ориентиры в познании окружающей действительности. Помимо этого, дошкольники научились продуктивно взаимодействовать друг с другом, слушать других и в приемлемой форме выражать свое отношение к их предложениям, но главное — бережно относиться к здоровью своему и своих близких.
В ходе изучения темы была изучена и проанализирована методическая литература:
1. Андреева Н. А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. …канд. пед. наук //Н. А. Андреева. - Екатеринбург, 2005.– 22 с.
2. Багичева Н. В., Томилова С. Д. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе их речевого и литературного развития// Образование в период детства : традиции, реальность, инновации. Междунар. научно-практ. конф., Москва-Шадринск, 2007. с. 3.
3. Стожарова М. Ю., Полтавцева Н. В., Краснова Р. С. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» Библиотека воспитателя 2013.
4. Бердыхова Я. П. Папа, мама, занимайтесь со мной: Пер. с чешского. - М. : Просвещение, 2010-62с.
5. Брег П. С. Системы оздоровления. - М. : ТЦ Сфера, 2009 - 64с.
6. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011.-242с.
7. Бычкова С. С. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. - М. : АРКТИ, 2011. - 64с.
8. Фомина Н. А. Формирование здорового образа жизни. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. - № 1-75 -79 с.
9. Интернет – источники: «Самообразование : с чего начать?» human-life.narod.ru›files/06_1.html