Рита Колесникова
Семинар «Формирование у дошкольников здорового образа жизни с помощью применения здоровьесберегающих технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Формирование у дошкольников здорового образа жизни с помощью применения здоровьесберегающих технологий"
Цель:
Создание условий для профессионального роста педагогов,
формирование у молодых педагогов элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения в работе с детьми.
Публикация «Семинар „Формирование у дошкольников здорового образа жизни с помощью применения здоровьесберегающих технологий“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Знакомство с опытом работы педагогов использующих современные здоровьесберегающие технологии.
Освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности педагогов.
План
I часть: «Вхождение в ситуацию»
1.1. Вступительное слово
1.2. Упражнение «Пирог времени» - ст. воспитатель
II часть теоретическая: «Здоровье дошкольника»
2.1. Упражнение «Воздушный шар»
2.2. Актуальность формирования у дошкольников здорового образа жизни
2.3. Здоровьесберегающие технологии применяемые в детском саду (вос-ль Чикова И. П.)
III часть школа молодых педагогов: «Делимся опытом»
3.1. Особенности воспитательно-образовательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников
3.2. Советы специалистов ДОУ:
Учитель - логопед: «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедии в условиях введения ФГОС ДО».
Музыкалый руководитель: «Учите детей петь» - Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном развитии дошкольников»
Инструктор по физической культуре: «Здоровый педагог – здоровый ребенок, или помоги себе сам»
IV часть
Заключительная
4.1. «Несерьезные советы, серьезным педагогам»
4.2. Подведение итогов семинара
Ход семинара
I.
1.1. вступительное слово.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами проводим семинар по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
В настоящее время медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Работа в данном направлении ложится на плечи педагогов. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Но сначала я предлагаю выполнить такое задание:
1.2. Упражнение «Пирог времени»
Посмотрите на круги, которые я вам раздала, это пирог времени.
Попробуем заштриховать пирог времени в соответствии с нашими временными ресурсами, который у нас еще есть. Итак, поставьте на окружности точку и от этой точки. Отсчитайте количество секторов, равное вашему возрасту. Заштрихуйте.
Это то, что вы уже прожили. В этом круге 80 секторов (средняя продолжительность жизни человека). А теперь давайте посмотрим на то, что у нас еще впереди.
Если мы тратим на сон – 8 часов. Это треть суток. Не правда ли? Итак, треть нашей жизни мы тратим на сон. Отсчитайте и заштрихуйте 1/3часть секторов на сон.
А теперь давайте посмотрим, сколько мы примерно потратим нашего времени на какие-то бесцельные ожидания, в течение которых нельзя ни почитать, ни послушать музыку. Это, к сожалению, могут быть периоды болезни. Отсчитайте на это еще 3 года. Тоже заштрихуйте.
Посмотрите сколько остается. Весьма и весьма малый кусок пирога. На пару чашек чая. Наша задача растянуть этот пирог. Сделать его максимально вкусным, максимально питательным и полезным.
II.
2.1. упражнение «Воздушный шар»
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей.
Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо.
Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.).
А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх.
Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка.
Что вы оставили в списке?
(Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности, которые записываются на доске, если слова повторяются, то ставятся плюсы. Далее определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов, и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т. д).
Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.
Когда впервые детям задаешь вопрос, “что же самое дорогое и ценное, в жизни человека”, то чаще всего слышишь в ответ: “деньги”, “машина”, “золото” и т. д. Иногда после наводящих вопросов называют “здоровье”, “жизнь”, а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: “Вы болеете дети?” Все дружно говорят: “Да” - “А чем вас лечат?” - “Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?” - “Нет!” Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства “ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь”.
Януш Корчак писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”.
2.2. Актуальность формирования у дошкольников здорового образа жизни
Согласно ФГОС ДО содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать основные направления развития и образования (образовательные области)1, в т. ч. физическое развитие.
Образовательная область «физическое развитие» включает:
• приобретение дошкольниками опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в т. ч. связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
• формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
• овладение подвижными играми с правилами;
• становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
• становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
2.3. Здоровьесберегающие технологии применяемые в детском саду
Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога - набор определенных профессиональных действий, позволяющий педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
применительно к ребенку
- обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада
- воспитание валеологической культуры (осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека + знания о здоровье + умение оберегать, поддерживать и охранять здоровье + навыки безопасного поведения + умение оказать элементарную медицинскую, психологическую самопомощь и помощь).
применительно к взрослым (педагогам и родителям воспитанников)
- содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей
Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду
• медико-профuлактические технологии;
• физкультурно-оздоровительные технологии;
• здоровьесберегающие образовательные технологии,
• технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
• технологии обеспечения здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
• технологии валеологического просвещения родителей.
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий
• Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
• Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
• Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
• Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
• Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
• Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.
Десять золотых правил здоровьесбережения :
• Соблюдайте режим дня!
• Обращайте больше внимания на питание!
• Больше двигайтесь!
• Спите в прохладной комнате!
• Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
• Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
• Гоните прочь уныние и хандру!
• Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
• Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
• Желайте себе и окружающим только добра!
III. школа молодых педагогов: «Делимся опытом»
3.1. Особенности воспитательно-образовательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников
3.2. Советы специалистов ДОУ:
Учитель - логопед: «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедии в условиях введения ФГОС ДО».
В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
Учитель – логопед в своей работе использует следующие здоровьесберегающие технологии :
- артикуляционная гимнастика, которая является неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы.
- дыхательная гимнастика.
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
- массаж и самомассаж.
- релаксация.
- комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. - гимнастика для глаз.
Музыкалый руководитель: «Учите детей петь» - Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном развитии дошкольников»
- О влиянии пения и правильного дыхания на оздоровление детей.
Инструктор по физической культуре: «Здоровый педагог – здоровый ребенок, или помоги себе сам»
- мастер- класс "дыхательная гимнастика по Стрельниковой"
IV.
4.1. Релаксация. «Несерьезные советы, серьезным педагогам»
-
Гора грязной посуды быстро исчезнет, если уронить на нее гирю.
-
Каша с маслом будет вкуснее, если добавить в нее еще немного масла.
-
Стакан будет более блестящий, если помыть его еще и снаружи!
-
Если уж идёшь в гости с пустыми руками, то иди хотя бы с полным желудком.
-
Нужно постараться выздороветь до того как начнут лечить.
-
Если вы не уверены в свежести вашего дыхания – не дышите.
-
Чтобы похудеть, надо или спать во время еды, или есть только во сне.
-
Если контроль потерял над собой, воспитателю срочно нужно домой.
-
Если хочешь похудеть, ешь голый у зеркала.
-
Свежекупленный сыр будет храниться гораздо дольше, если не съесть его в первый же день.
-
Ваше платье прослужит вам долгие годы, если ваш муж получает маленькую зарплату.
-
Если возникло желание крикнуть - это опасно можно привыкнуть.
-
Кто в радости живет, того и кручина неймет.
-
От радости кудри вьются, в печали секутся.
Эти советы были предложены вам для смеха, ведь когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате мы меньше чувствуем усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе.
Любители посмеяться реже болеют - это научно доказанный факт. Одно из исследований даже показало, что младенцы смешливых матерей значительно реже болеют ОРВИ! Одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде, а посмеявшись десять - пятнадцать минут вы можете сжечь калории, которые содержатся в плитке шоколада.
Поэтому смейтесь для профилактики и лечения! Ведь это лекарство распространяется бесплатно, передается по воздуху, а единственное “побочное действие” - хорошее настроение.
4.2. Подведение итогов семинара
- Здоровьесберегающие технологии, позволяют педагогам ДОУ эффективно решать вопросы полноценного физического развития дошкольников, сохранения и укрепления здоровья, воспитывать у детей потребность в движении и положительном эмоциональном восприятии жизни.