Елена Полянская
Сотрудничество ДОУ с родителями воспитанников с ОВЗ в вопросах обучения и воспитания
В последнее время все большую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только детей, страдающих той или иной патологией, но и семьи, в которой они воспитываются. Специалисты образовательных коррекционных учреждений традиционно дают родителям объяснения по поводу психофизических особенностей их ребенка и некоторые рекомендации по коррекционной работе в условиях семьи. Однако, эти рекомендации и объяснения оказываются недостаточными, так как не могут восполнить потребность родителей детей с проблемами в квалифицированной помощи специалистов различных профилей. Более того, многие родители эти рекомендации игнорируют. Причиной этому являются специфические личностные изменения у родителей, которые не позволяют им правильно оценить ситуацию, связанную с больным ребенком, и установить необходимые отношения, как с ребенком, так и педагогом его обучающим.
Публикация «Сотрудничество ДОУ с родителями воспитанников с ОВЗ в вопросах обучения и воспитания» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Одним из важнейших условий развития личности ребенка, достижения им социальной зрелости, если он посещает специальное коррекционное образовательное учреждение, (либо общеобразовательное учреждение) является совместная согласованная работа окружающих его взрослых: родителей, воспитателей, учителей дефектологов, психологов. Как сделать так, чтобы эта совместная работа была плодотворной и реально способствовала социальному развитию ребенка, как организовать совместное взаимодействие детского сада и семей воспитанников, но, чтобы в этом были заинтересованы не только педагоги, но и в большей степени родители - это один из актуальных вопросов коррекционной педагогики.
Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии [1, 46].
В соответствии с этим меняется и позиция детского сада в работе с семьей. Каждый детский сад не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества детского сада и семьи в формировании детей имеющих отклонения в развитии с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Коррекционный педагог - не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию [2, 97].
Сотрудничество воспитателей с родителями возможно, если оно сопровождается постоянным профессиональным ростом самого педагога. Воспитатель, вооруженный знанием коррекционной педагогики, психологии общения и многими другими знаниями, может уверенно общаться с родителями, строить партнерские отношения, направленные на поиск общих решений воспитания и развития ребенка с нарушениями в развитии. Этому способствует открытость детского сада для семьи: систематическое посещение родителями сада; организация совместных праздников; посещение педагогами семей своих воспитанников с последующим планированием сотрудничества с родителями; проведение бесед, консультаций, просмотр деятельности детей и др.
Взаимодействие воспитателя и родителей должно осуществляться поэтапно и иметь своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Воспитатель должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателем и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания и обучения, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах [4, 24-28].
Семьи, в которых проживают и воспитываются дети с отклонениями в развитии, посещающие детский сад, довольно неоднородны, что проявляется в социально-экономических условиях жизни семьи, в образовательном уровне современных родителей, в их информированности по проблемам воспитания.
В качестве выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, посещение семей, наблюдение за детьми и родителями и др. На основе исследований можно выделить спектр действий по вовлечению родителей в деятельность детского сада и группы.
Родители могут участвовать и в ежедневных занятиях детей: оставаться в детском саду, чтобы ребенок привык к учреждению; помогать и участвовать в разных мероприятиях, например в чаепитии с детьми, и т. п. ; оказывать помощь при проведении экскурсии и других мероприятий; родительские комитеты принимают участие в решении вопросов, касающихся работы учреждения в целом.
Взаимодействие семьи и детского сада - важнейшее условие успеха в воспитании детей с отклонениями в развитии, но оно возможно в том случае, когда педагоги и родители становятся единомышленниками [4, 27].
Общими усилиями родители и воспитатели должны добиваться желаемого результата. Укреплять здоровье детей с отклонениями в развитии, их физическое и эмоциональное благополучие, развивать творческие способности, познавательную и коммуникативную активность, интеллектуальное развитие и приобщить к общечеловеческим ценностям[3, 49].
В основе взаимодействия современного коррекционного учреждения и семьи должно лежат сотрудничество. Формы сотрудничества могут быть разные : посещение семьи; беседы, консультации; родительские собрания; семинары-практикумы; дни открытых дверей; открытые занятия; родительские конференции; анкетирование; информационные вечера; дискуссии за крутым столом; вечер встречи со специалистами детского сада (психолог,дефектолог, методист, врач); спортивные развлечения; вечера-досуги; посиделки с чаепитием.
Наиболее действенными формами работы сотрудничества с родителями становятся беседы за круглым столом, обмен опытом, анкетирование, знакомство с новинками методической литературы, день открытых дверей, индивидуальные консультации. Праздники и развлечения - особая, любимая часть общей работы. Родители полноправные участники. Обмениваются идеями, практическими советами. [4, 112].
Проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. В соответствии с нормативно-правовой базой коррекционных образовательных учреждений родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях, конференциях и в других формах работы [5, 38].
На занятиях педагогического всеобуча не могут быть удовлетворены педагогические потребности всех родителей. Поэтому возникает необходимость проведения индивидуальной работы, которая позволит в частном порядке обсудить проблемы волнующие родителей, дать квалифицированный совет [4,168].
Устные консультации можно проводить в специально назначенный для них день. Консультации могут проводить как воспитатели, так и дефектологи, и психологи детского сада. Лучше дни консультаций и занятий согласовать с родителями, так как многие из них заняты на работе в вечернее время, работают по скользящему графику.
Индивидуальная работа с родителями конкретизирует и дополняет коллективные занятия, она помогает поднять педагогическую культуру семьи, наиболее полно реализовать ее возросшие воспитательные возможности.
Вышеперечисленные формы работы направлены на предупреждение наиболее типичных для родителей ошибок в воспитании детей, вооружают их правильными методами воздействия.
Таким образом, работа родителей и педагогов в условиях коррекционного образовательного учреждения носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогическими работниками.
От правильного выбора форм работы детского сада с семьей зависит как характер, так и результативность контактов между педагогами и членами семьи. Наиболее эффективными они будут при условии, когда взаимоотношения строятся на осознании необходимости целенаправленных воздействий на ребенка, понимании целесообразности их
Поэтому основные усилия педагогического коллектива детского сада должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Список используемой литературы:
1. Васильева, А. К. Структура семьи. // А. К. Васильева М. : Педагогика, 1988. - 164с.
2. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. // П. Ф. Лесгафт М. : Просвещение, 1991.-423с.
3. Лодкина, Т. В. Семейный социальный педагог: теория и практика. // Т. В. Лодкина М. : Просвещение, 1997.- 264с.
4. Маленкова, Л. И. Педагоги, родители и дети. // Маленкова Л. И. М. : Просвещение, 1994.- 474с.
5. Петровский, А. В. Дети и тактика семейного воспитания. // А. В. Петровский М. : Просвещение, 1981.- 243с.