Карабекова Инга Алаудиновна
Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей : «Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей».
воспитатель Карабекова Инга Алаудиновна
Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство постоянно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ведь родители гораздо раньше, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и умений.
Публикация «Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Это связано с их переживаниями об успешности и благополучии своего ребенка в современном мире.
Задача педагога - не пресекать исследовательскую поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.
Для того чтобы взрослые могли оказать детям своевременную и грамотную помощь в процессе их развития, необходимы теоретические знания и практические советы специалистов. В этом случае сотрудничество семьи и образовательного учреждения – наилучшая форма по оптимизации процесса детского развития, опирающаяся на естественные потребности и наклонности ребёнка.
Особый интерес в связи с этим вызывает проблема выявления возможностей сотрудничества педагогов и семьи, содержанием которого является организация детского экспериментирования.
Экспериментирование, являясь основой любого знания, предоставляет взрослым возможность воспитывать ребенка наиболее приспособленным к окружающей жизни, соответствующим ее требованиям, целеустремленным и смелым преобразователем мира, не боящимся ошибаться и пробовать все сначала.
Само слово «экспериментирование» является многозначным. Оно может выступать как метод обучения, как форма организации педагогического процесса и, наконец, является одним из видов познавательной деятельности детей.
Профессор Н. Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущий вид деятельности – именно экспериментирование. Исходной же формой последнего является манипулирование, которое возникает чаще всего уже в 3-3,5 месяца и затем развивается в трех направлениях : игра, труд и непосредственно экспериментирование.
Первые шаги юных экспериментаторов доставляют родителям и педагогам много хлопот и беспокойств. Но ведь дети стремятся узнать о мире как можно больше, утолив при этом свою биологически обусловленную любознательность. И взрослым необходимо помочь детям – создать благоприятную среду, в которой ребенок находил бы ответы на свои многочисленные вопросы.
В дошкольном учреждении для этого создаются :
1. Уголок природы с растительными и животными объектами и инструментарием для ухаживания за ними, календарем природы и погоды, дневниками наблюдений;
2. Зона экспериментирования, в которой можно найти различный материал и инструмент для опытов по плавучести, сыпучести, горючести, прозрачности, намагничивания;
3. Наборы для демонстрации человеческих способностей.
Многие настольные игры способствуют развитию и тренировке экспериментаторских способностей: «Как хлеб в дом пришёл», «Как росло яблоко», «Вершки и корешки», «Сосчитай на ощупь», «С чьей ветки детки»,»Времена года» и т. д. И наконец, эксперименты, которые педагог проводит на занятии, дают ответы на многие детские вопросы, возникающие в ходе реализации образовательной программы.
Родителям необходимо предоставлять возможность рассмотреть организованные в группах зоны, познакомиться с настольными развивающими играми, побывать на занятиях и изучить используемые методики. Педагогам необходимо делиться опытом: консультировать индивидуально, демонстрировать литературу, обсуждать проблемы и положительные моменты за круглым столом.
Опытные педагоги в дошкольном учреждении активно используют возможности экспериментирования, состоящего из следующих этапов: выделение и постановка проблемы; выдвижение гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; обобщение полученных данных; представление результатов. Ребенок проходит через все эти этапы под руководством взрослого. Но и дома родители могли бы очень многое дать своему малышу, развивая в нем необходимые качества и умения с помощью очень простых, но эффективных приё мов: игр, упражнений, наблюдений и собственно экспериментов.
Мотивация родителей, их заинтересованность в организации экспериментальной деятельности будут только благотворны в развитии детских наклонностей. Повышение уровня грамотности родителей, знание ими содержания и видов деятельности позволят более эффективно содействовать работе педагогов.
Использование экспериментирования в образовательном процессе дошкольного учреждения и помощь со стороны родителей в совершенствовании экспериментальных наклонностей детей дают замечательные результаты:
1. Мыслительные процессы ребёнка активизируются в связи с необходимостью совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения.
2. Внимание и наблюдательность приобретают целенаправленный характер.
3. При выдвижении гипотез, высказывании суждений, умозаключений и выводов стимулируется развитие речи.
4. Эмоциональная сфера ребёнка получает положительный заряд в результате освоения нового знания путём совершения маленького чуда – опыта, эксперимента.
5. Развиваются творческие способности детей, формируются новые трудовые навыки и укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Таким образом, детское экспериментирование благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка.
Итак, чтобы достичь наилучшего результата в развитии дошкольников, непременно должно присутствовать сотрудничество педагогов и семьи. Оно образует следующую логическую цепочку: положительная мотивация на экспериментирование усиливает интерес родителей к этому виду деятельности, возникает осознание необходимости теоретических знаний, которые открывают содержание, направления и виды возможной работы с детьми. Такое объединение усилий родителей и дошкольного учреждения позволяет использовать экспериментирование как наиболее успешный путь ознакомления с окружающим миром и эффективный способ развития мыслительных процессов, а также формирования самостоятельности и активности личности, что очень важно в современном динамичном мире.
Литература:
1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников в дошкольных учреждениях. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
2. Поддъяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности// Педагогический вестник. – 1997. - №1. – С. 6.
3. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду : учебная литература. – Самара, 2004.
4. Шереметьева М. А. Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников. – URL : https:// children.ippk.ru/vzr/recom/doshk_ml_shk.doc