Флюс Ахметшин
Сотрудничество педагогов и воспитанников детского дома как основа взаимоотношений во взросло-детском коллективе
▼ Скачать + Заказать документы
«Сотрудничество педагогов и воспитанников, как основа складывающихся взаимоотношений во взросло-детском коллективе»
Пути повышения эффективности воспитания ищут все педагоги. Существуют различные технологии воспитательной работы, но мне кажется, что технологию сотрудничества можно рассматривать как наиболее успешную альтернативу традиционным методам.
Публикация «Сотрудничество педагогов и воспитанников детского дома как основа взаимоотношений во взросло-детском коллективе» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого воспитанника в соответствии с его индивидуальным характером.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Воспитатель и воспитанник совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества. Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, особенно в нашей системе закрытого, интернатного типа.
В воспитательном процессе, построенном на основе технологии сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения. Содержанием в таком воспитательном процессе является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности.
Даже в Священной книге царя Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества : "Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий труд достойно вознаграждается. Если один упадет, второй поможет ему подняться. Но горе тому, кто один, - если он упадет, его некому поднять. Двое победят того, с кем никто из них не справится поодиночке. Канат, сплетенный из трех веревок, порвется не скоро".
Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество педагога и воспитанника. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной деятельности воспитанников в разных учебных и жизненных ситуациях.
В нашем детском доме воспитываются разные по характеру и способностям ребята – одни быстро адаптируются к различным ситуациям, сами готовы отвечать на любые вопросы; другим требуется время для осмысления происходящего вокруг. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3–5 человек) и дать им ОДНО общее задание, возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет их равнодушными, но, что особенно важно, за результат всей группы. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Это общая идея обучения в сотрудничестве.
Личностно-ориентированный подход в воспитании предполагает уважение личности воспитанника, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Поэтому воспитательный процесс в нашем детском доме строится так, чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала воспитанника, для его самоопределения и самореализации.
В результате позитивного отношения со стороны педагога происходит повышение самооценки ребенка, подростка, а это прямо способствует раскрытию творческого потенциала личности. Убежденность каждой личности в собственной ценности дает ей возможность более полной самореализации.
Технология сотрудничества - эта одна из технологий личностно-ориентированного воспитания, которая основана на принципах :
- взаимозависимость членов коллектива;
- личная ответственность каждого члена коллектива за собственные успехи и успехи группы;
- совместная деятельность в группе;
- общая оценка работы коллектива.
Какие же педагогические проблемы возникают при использовании данного метода воспитания? И с чего начинать воспитание в сотрудничестве?
- взаимодействовать в коллективе с любым партнером или партнерами;
- работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
- вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
- испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров;
- полностью осознавать, что совместная работа — это серьезный и ответственный труд.
Это лишь некоторые элементы. В распоряжении воспитателя большой спектр форм, методов и педагогических приёмов. Сотрудничество предполагает ориентацию на приоритет совершенствующейся социально успешной личности, способной постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям. Завершить доклад хочу словами Конфуция – Учитель и ученик растут вместе.