Инна Смирнова
Открытое интегрированное занятие по ФЭМП: составление задач на сложение и вычитание «Путешествие на морское дно»
▼ Скачать + Заказать документы
Волгоградская область, Фроловский муниципальный район,
МБДОУ «Лычакский детский сад «Тюльпан»
Формирование элементарных математических
представлений в старшей группе
«Составление задач на сложение и вычитание «Путешествие на морское дно» (конспект открытого занятия НОД)
Провела воспитатель
Смирнова Инна Витальевна
2012г
Образовательная область: Познание (формирование элементарных математических представлений)
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Сложение и вычитание. Знаки «плюс» и «минус»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
Тип: интегрированное.
Возраст детей: 6-7 лет.
Форма непосредственной образовательной деятельности: игры и упражнения под музыку, дидактические и подвижные игры; сюжетная игра, беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация решение проблемных ситуаций.
Формы организации: подготовительная к школе подгруппа.
Задачи :
- образовательные: учить детей составлять задачи по сюжетным картинкам на сложение и вычитание, выделять числовые данные и те реальные действия, которые привели к изменению количества предметов; учить воссоздавать фигуру по образцу, на котором выделены все их элементы; закрепить умение решать логические задачи; закрепить представление и последовательность чисел в пределах 10; упражнять в сравнении чисел.
- развивающие: развивать умение делать выводы, видеть причинно – следственные связи, интерес к математике.
- воспитательные: воспитывать математическое самосознание, желание получения знаний.
- Предварительная работа: подготовить конверты с фигурами для игры; сюжетные картинки; разучивание музыкальной физминутки.
Оборудование и материалы: музыкальная фонограмма, морской посох, костюм морского Царя, маски рыбок; сюжетные картинки для составления арифметических задач; карточки для решения логических задач; карточки для сравнения чисел; конверты с геометрическими фигурами для игры; учебный уголок в группе украшен в виде морского дна.
Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД)
Этап занятия
Деятельность педагога Деятельность обучающихся, направленная на реализацию каждого компонента образовательной компетенции Методическая характеристика этапа: задачи, методы создания развивающей среды
I. Дидактическая игра (игровая ситуация,создающая мотивацию к деятельности Звучит музыка «шум океана»-воспитатель-Царь Морской сидит на троне и спит. Дети входят в группу и попадают на «Морское дно»
Царь морской :
-Кто здесь шумит?
-Почему морской песок взбаламучен?
-Кто мои владения потревожил?
Царь Морской :
-На землю? Даже слышать об этом не хочу! И не просите! – В моем Морском царстве мне все уже надоело! –А с вами веселее будет!
Царь Морской :
Ну что же, приветствую всех вас
Под водой в глуби у нас.
А скажите мне о том,
Вам математика знакома?
Царь Морской :
- Ну что же приглашаю вас в свою морскую школу. Если покажите мне хорошие знания математики, тогда и отпущу вас на землю.
Куда мы попали?
Р-к: Мне кажется в Морское царство.
Ваше Морское Величество, мы попали на дно морское случайно.
-Помогите нам вернуться домой!
Дети:
-Нет, дорогой Морской Царь, мы не можем оставаться - у нас еще столько дел на земле. – Но здесь так красиво, так интересно и необычно!
– Совсем не так, как у нас на земле.
Да!
(дети одевают маски рыб и садятся на стульчики за стол) Методы: объяснительно-репродуктивный. Задачи : создать игровую ситуацию, в ходе которой дети вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой, закрепить знания, пройденные ранее.
II.Затруднение в игровой ситуации. - А вы умеете, мои милые рыбки решать и составлять задачи по картинкам?
- Какие бывают задачи?
- Что значит сложение?
- Что значит вычитание?
- Нет!
- На сложение и вычитание.
- Это значит надо прибавить,
отнять. Метод проблемного изложения.
Задачи : побудить детей сделать вывод о том, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
III.Открытие нового знания или умения. Царь Морской :
- Внимательно рассмотрите картинку и скажите, что здесь изображено.
- сколько плавало рыбок в море?
- сколько еще приплыло?
- больше или меньше стало рыбок, после того, как приплыла еще одна рыбка?
- придумайте задачу про рыбок.
- повторите условие задачи, затем вопрос задачи.
- а теперь давайте составим задачу на вычитание.
- сколько плавало рыбок в море?
- сколько рыбок уплыло?
- больше или меньше стало рыбок, после того, как уплыла одна рыбка.
- составьте задачу самостоятельно.
- рыбки.
- 3
- 1
- их стало больше
- 4
- 1
- меньше
Исследовательский метод.
Задачи : с помощью подводящего диалога на основе игровой деятельности привести детей к открытию нового знания. Закреплять умение делать выводы.
IV.Физкультурная минутка. (под музыку танцуют)
Улитки ползут,
Свои домики везут.
Рогами шевелят.
На рыбок глядят.
Рыбки плывут,
Плавничками гребут.
Влево, вправо поворот,
А теперь наоборот.
(Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной.)
(останавливаются, делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево и вправо.)
(Передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища, движения только ладонями вперед-назад.)
(Плавные повороты туловища влево -вправо и наоборот.)
V.Воспроизведение нового в типовой ситуации. Царь Морской :
- Вот вам мое первое задание, дорогие рыбки: самостоятельно составьте задачу по картинке.
- Молодцы, справились с моим первым заданием.
- А теперь второе задание. Посмотрите внимательно на таблицу и нарисуйте фигуру, которой не хватает.
- И с этим задание вы справились отлично.
- Ну тогда следующее задание : покажите, как вы умеете сравнивать числа.
- какое число больше?
- какое число меньше?
- какой поставили знак?
Игра «Составь фигуру по образцу»
- посмотрите на образец. Кто здесь изображен? Да, это рыбка. Ее надо собрать из отдельных геометрических фигур.
- назовите, из каких фигур она состоит?
рассказывают задачу
дорисовывают фигуру, недостающую в таблице.
на карточках сравнивают числа.
рыбка.
треугольники, четырехугольник, овал, круг. (составляют рыбку) Воспитывать математическое самосознание, интерес к математике.
VI.Итог НОД Царь Морской :
- Порадовали вы меня, утешили, вот спасибо вам.
Царь Морской :
- Так и быть отпущу я вас, но сначала поиграйте со мной в мою любимую игру «Море волнуется»
- Ну а теперь вам пора.
(Звучит шум океана.)
- На память я подарю вам маски рыбок.
- До свидания!
(под музыку Царь Морской -воспитатель уходит от детей)
- Все у вас хорошо, Царь Морской, только заскучали мы по дому. Хотим на родную землю -матушку, да к солнышку ясному.
дети играют в игру
дети закрывают глаза
открывают и они снова в детском саду. Закрепление полученного материала, развивать умение делать выводы. Вызывать положительные эмоции.