Cветлана Вавилова
Составление описательно-повествовательных зарисовок на тему «Времена года» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
• Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие описательные рассказы о временах года.
• Учить составлять предложения характеризующие признаки разных периодов года.
• Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления ярких выражений и слов в своём рассказе.
• Упражнять детей в составлении однокоренных слов (зима – зимний, зимушка, зимовать).
• Закрепить в речи употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (ягода-ягодка, лист – листочек, снег-снежок).
Публикация «Составление описательно-повествовательных зарисовок на тему „Времена года“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
• Упражнять в определении весенних и летних цветов (их названия, внешний вид, место произрастания).
• Развивать логическое мышление и память.
• Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.
Предварительная работа с детьми:
• Чтение стихов, рассказов, загадок, народных пословиц и примет о временах года.
• Проведение наблюдений, прогулок, экскурсий, бесед.
• Дидактические игры «Когда это бывает?», «Так бывает или нет?», «Времена года».
• Рассматривание иллюстраций и альбомов «Весна красна», «Вот и лето пришло», «Зимушка белая», «Осенний калейдоскоп».
• Составление загадок, рассказов-описаний и творческих сказок.
Взаимосвязь с другими видами деятельности:
• Рисование на тему:
-«Осенний пейзаж»
-«В зимнем лесу»
• Аппликация:
-«Ветка с весенними листочками»
-«Красивая бабочка»
• Лепка (барельеф из пластилина)
-«Летний цветок»
• Конструирование:
-«Снежинка»
-«Тюльпан»
Оборудование к занятию:
-художественный материал
-конверты с изображением времён года
-картинки с логическими упражнениями
-мяч
-мольберт
-два символа красного и синего цвета
-подбор картинок с изображением весенних и летних цветов
-четыре иллюстрации с изображением осени, зимы. Весны и лета
- книжки – раскраски «Времена года»
-аудиозапись музыки П. И. Чайковского из цикла «Времена года»
-картины из серии «Времена года»
Игры:
Словесные игры:
-«Подбери родственные слова»
-«Назови ласково»
Логическая задача:
-«Когда это бывает»
Дидактическая игра:
-«Весенние и летние цветы»
Словарная работа:
• Активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов (листопад, золотая осень, поливает, лазурь, набухают, радуга, тёплый, жаркая, купаться).
• Формировать умение придумывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ягодка, листик, снежок, грибочек).
• Упражнять в подборе однокоренных слов к заданному слову (снег-снежинка, снежок, снегурочка; зима - зимующий, зимушка, зимний; мороз – морозный, морозит, морозильник; лёд – льдинка, ледок, ледяная).
• Закрепить в речи названия цветов (первоцветы – подснежник, медуница, крокус, прострел, мать – и – мачеха; летние – ромашка, одуванчик, клевер, василёк, колокольчик).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Вводная часть.
Ребята, сегодня я пришла в детский сад и увидела, на моём столе лежали четыре конверта. От кого они, я не знаю. А вы хотите узнать, что это за конверты и от кого они?
Тогда давайте посмотрим. Вот один из них.
(педагог открывает конверт и достаёт лист бумаги)
Основная часть.
Загадка:
• Пусты поля,
Мокнет земля.
Дождь поливает-
Когда это бывает?
(дети отвечают - осенью)
Правильно, первую загадку вы отгадали. Этот конверт нам прислала Осень. Ещё в конверте лежат картинки.
Хотите их посмотреть?
(педагог раздаёт картинки с логическими заданиями детям)
Предлагается внимательно рассмотреть изображение и назвать ошибки.
После рассматривания картинок, дети поочерёдно называют то, что изображено неправильно.
Молодцы! И с этой задачей вы справились.
Ну, что ж теперь я приглашаю вас пройти к следующему конверту.
В нём ещё одна загадка. Послушайте, и скажите о чём она.
• Снег на полях,
Лёд на реках.
Вьюга гуляет-
Когда это бывает?
(ответ детей: зимой)
И вторую загадку вы тоже отгадали правильно, молодцы.
Но в конверте есть ещё игра, называется она «Подбери родственные слова».
Дети подбирают однокоренные слова к заданному, педагогом:
Лёд – ледяной, льдинка, ледок;
Снег - снегурочка, снежная, снеговик;
Мороз - морозная, морозец, морозилка, морозит;
Холод - холодильник, холодный, холодеет.
Зима – зимующие, зимушка, зимние.
А сейчас настало время для отдыха.
Я приглашаю вас на игру с мячом «Назови ласково».
Лист – листик
Ягода – ягодка
Цветок – цветочек
Зима – зимушка
Солнце – солнышко
Гриб – грибочек
Облако – облачко
Дождь – дождик
Я хочу поблагодарить вас, за красивые слова, которые придумали для зимы.
Настала пора для следующего времени года.
загадка:
• Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает –
Когда это бывает?
(весной)
На весенней полянке расцвели цветы.
Сколько их много! Помогите определить какие из них весенние, а какие летние. Игра «Весенние и летние цветы»
Весенние цветы раскладывайте к синему кругу, летние цветы разложите около красного.
(дети раскладывают цветы на мольберте к кругам, при этом каждый ребёнок произносит название цветка).
После выполнения задания, педагогом подводится итог, даётся оценка выполненного задания.
Молодцы, вы порадовали весну своими ответами, правильно знаете все названия цветов.
Нас с вами ждёт следующий конверт. Весна заканчивается и наступает - лето. Что же нам в конверте приготовило это время года?
Игра «Когда это бывает?».
(педагог предлагает вниманию детей карточки- наклейки с изображёнными явлениями природы и соответствующие им символы – обозначения).
Разложите все карточки по временам года, и подобрать к ним изображенные явления природы.
(дети подбирают и наклеивают картинки)
Заключительная часть.
Мы с вами подобрали ласковые слова к каждому времени года.
Каждое время года: зима, весна, лето и осень приготовили для вас интересные игры.
Стихотворение о временах года:
Придумала мать дочерям имена:
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло все под солнцем цветет
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
Я предлагаю и нам сделать подарок. Вы согласны со мной? Давайте составим рассказы о любимом времени года. В свои рассказы включайте красивые слова, выражения и даже отрывки из знакомых стихов. В этом вам помогут картины из серии «Времена года».
Я тоже хочу рассказать о своём любимом времени года. Можно?
(Педагог составляет рассказ, тем самым даёт образец рассказа.
В рассказе придерживается определённого плана: в начале заостряет внимание на то, какое время года нравится и почему оно является любимым. В середине рассказа, даётся характеристика времени года, рассказывается об особенностях признаков природных явлений, погоды и основных отличительных признаков данного периода. В конце рассказывается о том, что больше всего нравится в этом времени года.)
Дети поочерёдно составляют описательные рассказы – зарисовки о своём любимом времени года. После каждого рассказа подводится итог.
Итог занятия.
Мы сегодня с вами вспомнили все времена года, путешествовали в осенний лес; в снежную, холодную зиму; побывали на полянке с цветами, увидели летний пейзаж.
Каждый из вас рассказал о своём любимом времени года, использовал в речи красивые слова и выражения. Рассказал о том, что именно нравится ему в любимом времени года.
Люди любят все времена года, каждое из них интересно по своему и запоминается чем-то особенным.
(педагог отмечает участие каждого ребёнка, отмечает положительные моменты, самые интересные рассказы).